Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового
образа жизни
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45
Калининград
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового
образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья,
сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень
актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения
здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому
перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания
здорового поколения.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во
многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной
деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления.
Почему так важно обсуждать проблему охрану здоровья на уроках?
Вопервых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья
детей. Менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу
здоровья
Вовторых, увеличение объема учебного материала и его сложности требует
мобилизации всех психофизических возможностей ребенка.
Втретьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения к
систематическому, вносит в жизнь детей существенные изменения, которые
при неблагоприятных условиях могут отрицательно сказаться на здоровье
ребенка.
Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать
жизнь школьника, особенно на первом году обучения.
Я не случайно начала свой разговор о здоровьесбережении на уроках
первоклассников. Учитывая вышеупомянутые причины ухудшения здоровья
вновь принятых детейпервоклассников, мы не имеем права опускаться ниже
тех процентов здоровых детей, которые пришли в первый класс .
Итак, что же такое здоровье?
Это сложный комплекс, включающий физиологическое, психологическое и
функциональное развитие ребенка. Очень важной составляющей этого
комплекса является адаптация к окружающей среде.
Что же нужно сделать, чтобы сберечь здоровье ребенка на первых порах и впроцессе обучения в дальнейшем?
В основе организации учебновоспитательного процесса лежать достаточно
простые принципы, вытекающие из проявлений и закономерностей
жизнедеятельности детского организма, и они вам хорошо известны.
И все же, чтобы четко осознать значение правильной организации учебного
дня для сохранения здоровья школьника, мы поговорим о них.
Необходимо:
внимательно относиться к состоянию ребенка, оценивать его настроение и
эмоциональные реакции;
учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным
возможностям;
соблюдение режима труда и отдыха;
создать оптимальные условия среды обучения ( освещение, цветовая гамма,
проветривание, оборудование и др.);
уделить большое внимание организации учебных занятий с учетом
динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного года,
недели, дня;
обязательна поддержка двигательной активности ребенка, правильная
рабочая поза при разных видах деятельности, сохранение зрения и слуха;
создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы.
В этом нашем разговоре мы остановимся в основном на тех вопросах,
которые недостаточно хорошо известны учителю, прежде всего на
организации режима учебных занятий с учетом динамики и умственной
работоспособности учащихся
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на
современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их
творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,
вызвали
поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По
словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные
технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный
на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как
решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
социальном
отклонения
в
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
их Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все
используемое должно быть оценено с позиции влияния на
психофизиологическое состояние участников образовательного
процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъектсубъектные взаимоотношения — учащийся является
непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность
материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в
любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только
потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного
обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного
уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут
помочь здоровьесберегающие технологии.
Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так
как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым
условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.
Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в
общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления
здоровья, что и является основополагающей задачей школьного оздоровительного
лагеря. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков
здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие
здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности
профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения
здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к
себе, как к человеческой личности, самоценности.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий
гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое
собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому чтоего здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и
личное счастье.
Установлено, что здоровье людей только на 20–25 % зависит от
индивидуальных генетических факторов, а на 75–80 % от социально – экологических
и экономических условий существования: образа жизни, состояния среды, уровня
здравохранения, ответственного отношения каждого члена общества к своему
здоровью, уровня сформированности нравственных ценностей.
В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности,
способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям
социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих
возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию
социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному
фактору укрепления и сохранения здоровья
Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего
общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств,
периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых
коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей
работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие,
социальная и экономическая мощь нашего государства.