Доклад на заседании методического объединения "Привитие навыков здорового образа жизни"

  • Педсоветы
  • docx
  • 05.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Иконка файла материала Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.docx
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни Михайлин Антон Геннадьевич   учитель физической культуры  МАОУ СОШ №45   Калининград       Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа   жизни,   создание   условий,   направленных   на   укрепление   здоровья, сохранение   здоровья   физического,   психического   и   духовного,   очень актуальны сегодня. Следует обеспечить  школьнику возможность сохранения здоровья   за   период   обучения   в   школе,  сформировать   у   него   необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  Здоровье детей ­ это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.                        От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,   возможность   длительно   поддерживать   умственную работоспособность   на   высоком   уровне   и   предупреждать   преждевременное наступление утомления. Почему так важно обсуждать проблему  охрану здоровья на уроках?  Во­первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья  детей. Менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу  здоровья  Во­вторых, увеличение объема учебного материала и его сложности требует  мобилизации всех психофизических возможностей ребенка.  В­третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения к  систематическому, вносит в жизнь детей существенные изменения, которые  при неблагоприятных условиях могут отрицательно сказаться на здоровье  ребенка.  Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать  жизнь школьника, особенно на первом году обучения.  Я не случайно начала свой разговор о здоровьесбережении на уроках   первоклассников. Учитывая вышеупомянутые причины ухудшения здоровья  вновь принятых детей­первоклассников, мы не имеем права опускаться ниже  тех процентов здоровых детей, которые пришли в первый класс .  Итак, что же такое здоровье?  Это сложный комплекс, включающий физиологическое, психологическое и   функциональное развитие ребенка. Очень важной составляющей этого  комплекса является адаптация к окружающей среде.  Что же нужно сделать, чтобы сберечь здоровье ребенка на первых порах и впроцессе обучения в дальнейшем?  В основе организации учебно­воспитательного процесса лежать достаточно  простые принципы, вытекающие из проявлений и закономерностей  жизнедеятельности детского организма, и они вам хорошо известны.  И все же, чтобы четко осознать значение правильной организации учебного  дня для сохранения здоровья школьника, мы поговорим о них.  Необходимо:  ­внимательно относиться к состоянию ребенка, оценивать его настроение и  эмоциональные реакции;  ­учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным  возможностям;  ­ соблюдение режима труда и отдыха;  ­создать оптимальные условия  среды обучения ( освещение, цветовая гамма,  проветривание, оборудование и др.);  ­уделить большое внимание организации учебных занятий с учетом  динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного года,  недели, дня;  ­обязательна поддержка двигательной активности ребенка, правильная  рабочая поза при разных видах деятельности, сохранение зрения и слуха;  ­создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы.  В этом нашем разговоре мы остановимся в основном на тех вопросах,  которые недостаточно хорошо известны учителю, прежде всего на  организации режима учебных занятий с учетом динамики и умственной  работоспособности учащихся Проблемы   сохранения   здоровья   учащихся   стали   особенно   актуальными   на современном   этапе.   Кризисные   явления   в   обществе   способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую  активность, замедлили   их  физическое  и  психическое   развитие, вызвали поведении. В   создавшейся   обстановке   естественным   стало   активное   использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на   стремлении   педагога   не   нанести   ущерб   здоровью   учащихся». Понятие   «здоровьесберегающая   технология»   относится   к   качественной характеристике   любой   образовательной   технологии,   показывающей,   как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять  принципам  здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: социальном отклонения в      «Не   навреди!» —   все   применяемые   методы,   приемы,   используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.   их Приоритет   заботы   о   здоровье   учителя   и   учащегося —   все используемое   должно   быть   оценено   с   позиции   влияния   на психофизиологическое   состояние   участников   образовательного процесса.  Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.  Субъект­субъектные   взаимоотношения —   учащийся   является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.  Соответствие   содержания   и   организации   обучения   возрастным особенностям   учащихся —   объем   учебной   нагрузки,   сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.  Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.  Успех   порождает   успех —   акцент   делается   только   на   хорошее;   в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.  Активность —   активное   включение,   а   любой   процесс   снижает   риск переутомления  Ответственность   за   свое   здоровье —   у   каждого   ребенка   надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед   любым   учителем   неизбежно   встает   задача   качественного обучения   предмету,   что   совершенно   невозможно   без   достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так как   здоровье   во   многом   определяет   качество   жизни   и   выступает   необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека. Современная   тенденция   к   ухудшению   здоровья   детей,   обучающихся   в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является  основополагающей  задачей школьного оздоровительного лагеря.   Важное   место   при   этом   принадлежит   формированию   у   детей   навыков здорового   образа   жизни,   содержание   которых   включает   в   себя:   общее   понятие здорового   образа   жизни,   знакомство   с   понятием   «профилактика»,   в   частности профилактика   различных   кишечных   инфекций,   выработка   навыков   сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности. Благодаря   совместным   усилиям   школы,   семьи,   общества,   подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому чтоего здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье. Установлено,   что   здоровье   людей   только   на   20–25   %   зависит   от индивидуальных генетических факторов, а на 75–80 % от социально – экологических и экономических условий существования: образа жизни, состояния среды, уровня здравохранения,   ответственного   отношения   каждого   члена   общества   к   своему здоровью, уровня сформированности нравственных ценностей. В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности, способной   адаптироваться   к   современным   быстро   изменяющимся   условиям социальной   среды   создание   оптимальных,   адекватных   условий,   препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального   иммунитета   и   гармоническому   развитию   личности   как   главному фактору укрепления и сохранения здоровья Осуществление   профилактических   и   воспитательных   мер   –   задача   всего общества:   органов   здравоохранения,   различных   министерств   и   ведомств, периодической   печати   и   телевидения,   общественных   организаций   и   трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Посмотрите также