Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Оценка 4.7
Семинары
doc
воспитательная работа
5 кл
03.04.2019
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура: она имеет познавательную развивающую, развлекающую, корректирующую и другие воспитательные функции. Она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Доклад.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ТОМСКА
№ 1
Смирнова ул., д. 50, Томск, 634027,
тел.: (3822) 764722, факс: (3822) 729937, email: inter1@mail.tomsknet.ru
почтовый адрес: 634027, г. Томск, ул. Смирнова д. 50
II открытая научнопрактическая конференция
«Этнопедагогика: теория и практика»
Тема доклада:
«Национальная культура, как средство формирования
национального самосознания
современной личности школьника»
Автор доклада: Беляева Ирина Ивановна,
воспитатель (МБОУ школыинтерната №1)
(irinaib35@mail.ru)
1 «Национальная культура, как средство формирования национального
самосознания современной личности школьника»
Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков
Введение
Среди проблем,
обращающих на себя внимание современных
исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны
с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного
воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов
и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, вопервых,
многофункциональны по своему характеру; вовторых, способствуют
самореализации, самовыражению личности; втретьих, интересны детям; в
четвертых, органически вписываются в современные учебновоспитательные
системы.
она имеет познавательную развивающую,
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная
культура:
развлекающую,
корректирующую и другие воспитательные функции. Она может служить одним
из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою
представляет важнейший аспект воспитания духовности,
очередь,
формирования системы нравственноэстетических,
общечеловеческих
ценностей.
Социализация личности современного школьника требует специальной
педагогической поддержки. Школа должна помочь ребёнку формировать и
использовать свой социальный опыт, воспитывать личность на основе народной
культуры, формировать навыки духовного восприятия народного культурного
наследия. Построение воспитательной системы с учётом включения средств
народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности школьников в
современном обществе
даёт возможность для создания целостного
воспитательного процесса становления богатой духовнонравственной
личности, способной реализовать себя как в школе, так и в микросреде.
Необходимость работы над данной темой возникла в связи с тем, что я
столкнулась с живым интересом детей к нашей народной культуре. Надо
отметить, что, к сожалению, часто мы сами недостаточно обладаем знаниями о
многих народных праздниках. Сказались многие годы безрелигиозного
2 воспитания в нашей стране, а многие праздники проникнуты духом
христианства.
Актуальность данного вопроса определяется ростом интереса современного
общества к культурным народным традициям, развитию национального
самосознания.
Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению
проблемы формирования духовнонравственных ценностей школьников на
основе народной культуры. Инновационный подход состоит в понимании
этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности
растущего человека как нравственно ориентированной личности».
Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это
одно из направлений патриотического воспитания учащихся, которое является
одним из основных составляющих воспитания школьников. Поэтому поиск
путей и возможностей воспитания школьников на материале народной
культуры считаю наиболее интересным и перспективным в современных
условиях жизни нашего общества.
С целью решения выше обозначенного вопроса определена ведущая идея
работы: Воспитание учащихся средствами национальной культуры в условиях
школыинтерната.
Национальное самосознание – одно из свойств нации, зачастую имеющее
определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие
национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде
исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время
возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни,
культуры и самобытного характера.
Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития
национальнокультурной самобытности нации, а также свойство человека,
которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он
относится.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно
через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о
культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством
вхождения в годичный праздничный круг.
Важную роль в формировании национального самосознания школьников
играют фольклорные праздники.
Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в
наиболее успешном и активном ее освоении. Мы всегда говорим об особом
состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник – это,
прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как
наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник
создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира,
основ нравственности, культуры. Фольклорные праздники, обогащая ребенка
3 духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи
времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского
народа, способствуют формированию основ национального самосознания,
любви к Родине.
Во всем многообразии детских праздников наиболее убедительными
будут те, которые ориентированы на существенные стороны фольклорного
праздника в его народной традиции.
Вопервых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной
жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием.
Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были
необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные
вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых
будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к
окружающей их природе, к своему труду и его результатам.
Вовторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем
участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное
пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда
каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.
Втретьих: праздник – это веселье, смех, разрядка напряжения, выход
накопившейся психической энергии.
В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки
о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной
специально организованной системы воздействия.
Функции народных праздников:
развивающая
информационнопросветительная
культурнотворческая
рекреативнооздоровительная.
Хочется поделиться некоторыми методическими находками, которые в
определённой степени помогают решать проблемы внеклассной работы по
изучению элементов народного календаря, проведению народнообрядовых
праздников.
Для формирования традиций очень важно давать школьникам начальное
знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моём классе
реализуются путём ознакомления детей с национальными народными
праздниками, содержащимися в них обрядами, традициями, песнями, играми
Моя задача раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры
и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю
увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения
незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Необходимо поэтапное введение детей в образный мир народной
календарной обрядовости. В первую очередь дать детям представление о связи
4 народного календаря с годовым кругом земледельческих работ; разъяснить
смысл обрядовых игр; познакомить с поэтическими воплощениями природы в
народной фантазии. Затем следует познакомить с православным календарём,
христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, их
духовным смыслом.
Большое место в приобщении детей к национальной культуре занимают
Народный календарь
народные праздники и традиции, связанные с народным календарём.
Народный календарь энциклопедия культуры и быта народа, мощный и
гармоничный комплекс моральноэстетических средств воспитания
подрастающих поколений. Каждая дата, праздник, торжество народного
календаря тесно связана с природой родного края, а также с природой самого
человека.
Старое название календаря месяцеслов слово о месяцах, временах
года. Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его
нелёгкой жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан
с явлениями природы и всевозможными приметами (по научным подсчётам,
примет в народном календаре около 1000). Недаром в народе утверждалось:
«Приметами дом держится».
Практически все названия месяцев до нашего времени сохранили свою
первоначальную основу.
Январь – сечень (в этот месяц было холодно, была стужа).
Февраль – лютый (в этот месяц сильные метели, лютый мороз).
Март – березозоль (деревья начинают сок пускать).
Апрель – цветень (все начинает расцветать, становится красиво).
Май травень (начинает расти трава).
Июнь – червень (черви вылезают из земли).
Июль – липец (цветет липа).
Август – серпень (пора жатвы (жнива)).
Сентябрь – вересень (цветет верас).
Октябрь – листапад (в этот месяц начинают опадать листья).
Ноябрь – грудень (от слова груд – замёршая почва)
Декабрь – студень (в этот месяц начинает идти снег).
Издавна каждый день недели имел определённую цель в выполнении той или
иной работы:
Понедельник – сильный день; это день для посадки огурцов, тыквы,
фасоли; это мужской день и поэтому в этот день очень хорошо квасить
капусту.
Вторник – мужской день, удачный день, в этот день необходимо начинать
работать.
5 Среда – женский день, постный день, хорошо в этот день сажать овощи.
Четверг – в этот день нельзя ничего сажать в огороде.
Пятница – женский день, постный день, в этот день нельзя вязать, ткать,
можно сеять, строить.
Суббота – женский день, можно работать в доме.
Воскресение – нельзя работать в доме, выполнять полевые работы, купать
детей.
Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов,
своей исторической отдалённостью событий, религиозной особенностью
отдельных толкований,
поэтому воспитателю следует использовать
соответствующий иллюстративный и видео материалы.
Учащиеся привлекаются к сбору материала, описанию обрядов, созданию
художественных атрибутов праздника.
Подбирается музыкальное
сопровождение, с большим желанием дети разучивают колядки, заклички,
потешки, танцы, частушки, песни.
На рождественские Колядки, которые мы проводим в школе, дети
наряжаются в народные костюмы. Взрослые с детьми изготавливают
рождественские звезды, и начинается интересное действо играколядование,
когда дети по кабинетам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают
гостинцами, дарят подаркисамоделки. Именно дарят, а не получают, что важно
для воспитания.
Уже стало традицией ежегодно проводить в школе
праздники
«Рождество», «Пасха», «Масленица». На территории школы организуются
игры, поединки, забавы. Дети учатся общаться, играть, соревноваться. А потом
под песни и хороводы жгут Зиму и едят горячие блины.
На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто
зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в
соответствии со склонностями и способностями; ктото лучший плясун, и он
первый выходит в пляске, ктото первый запевала, а у когото замечательные
актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если
даже у ребёнка нет ярковыраженных музыкальных и актёрских способностей,
или он долго не посещал школу, например, изза болезни, он все равно активный
участник праздника: поёт вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх.
При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря
импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике.
Ребёнок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему
возможность самовыражения.
Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать
богатые возможности народной культуры для духовного развития школьников,
дают возможность каждому из участников приобщиться к народному
творчеству, а наиболее одарённым детям – стать творцами в сфере народной
6 художественной культуры. Главная задача провести праздник ярко, красиво,
чтобы каждый участник мог проявить свои способности и приобщиться к
коллективному творчеству, чтобы совместное действо зародило в его душе
добрые чувства.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными
изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее
время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
Мой опыт проведения народных праздников и игр в школе показывает, что
народный праздник это не просто мероприятие, а событие, в котором
задействованы все участники образовательного процесса и дети, и родители, и
педагоги. Проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на
эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Приобщаем будущее поколение к культуре проведения праздничного досуга, не
в буйном разгуле, а следуя мудрой традиции предков.
Многообразные воспитательные функции народных праздников
обуславливают целесообразность широкого использования этой формы
эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания школьников.
Проводимая работа дет возможность сориентировать ребёнка на
настоящие нравственные ценности, привить ему уважительное отношение к
окружающим людям и обществу в целом, научить понимать добро и зло,
милосердие и покаяние, любовь к Родине и своему народу, смысл жизни на
земле. А ведь давно известно, что страна будет завтра такой, каковы её дети
сегодня. И педагог добьётся большего успеха, если будет строить свою работу
с опорой на национальную культуру, традиции народного православного
календаря.
Очень хочется верить, что добрые зёрна, посеянные в школьные годы,
прорастут и не погибнут в дальнейшем. Что наши дети станут настоящими
рачительными хозяевами своей Земли, достойными продолжателями традиций
своего народа.
Заключение
Главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников
является приобретение молодым поколением нравственного опыта,
наследование духовного достояния народа,
достижение культуры
межличностных и межнациональных отношений.
Создание организационнопедагогических возможностей для совместной
работы, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года,
целенаправленный выбор наиболее интересных и полезных традиций для
духовнонравственного воспитания, создание психологического настроя к
участию в выбранных традициях, коллективная и индивидуальная их
подготовка и проведение, подведение итогов, и включение школьников в эти
7 условия общественной деятельности вполне могут составить реальную основу
духовнонравственного воспитания школьников.
Проведённая работа полностью подтвердила: возможности духовно
нравственного воспитания младших школьников значительно усилятся в
процессе приобщения их к национальной культуре. Таким образом, можно
сделать вывод, что введение учащихся в особый, самобытный мир национальной
культуры должно осуществляться путём действенного познания, через
многообразие форм и методов работы с учащихся и воздействия на
эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести
учащихся к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто
учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить
современный человек, и что это есть приобщение к красоте.
Качественное образованиеэто, прежде всего, становление человека,
обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности,
духовности, творческого начала. Качественно образовать человека значит
помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой,
цивилизацией.
Важно научить молодое поколение комплексному подходу, умению
увидеть весь спектр наследия своего народа, все его грани и аспекты.
Список использованной литературы:
1. Аксаменова, О.П. Осенний народный календарь //Классный руководитель.
№6. 2008,с.3440.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
3. А.В. Кенеман, «Детские подвижные игры народов СССР». Москва 1989.
4. Куприна, Н. Народные календарные праздники и обряды как средство
экологического воспитания детей. //Воспитание школьников.№4. 2005,с.4350.
5. Матвеева, Н.М. Ушинский, К.Д. о воспитании: Для педагогов, родителей и
студентов педвузов. – М.; Школьная пресса, 2003. – 191 С.
6. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001.
С.4348
7. Унатова, Г.Н., Санина, Н.Н. Знать традиции народа. // Начальная школа. –
2001. №5
8. Интернет
http://sibac.info/index.php/20090701
9. http://mirznanii.com/info/a177172_narodnyetraditsiivvospitaniidetey
педагогических
«Фестиваль
ресурсы:
идей»;
8
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Доклад «Национальная культура, как средство формирования национального самосознания современной личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.