Деятельность
Центра дополнительного образования детей
МАОУ «СОШ №36»
1.Концептуальная основа дополнительного образования.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Дополнительное образование:
– практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка;
– проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования;
– непрерывность, системность в образовательной системе. Дополнительное образование – форма реализации педагогического принципа природосообразности;
– условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
Школа создаёт максимальные условия для успешности каждого ребенка, самовыражения, самоутверждения, самореализации его личности, демонстрации его творческих способностей, развития коммуникабельности.
Система дополнительного образования способствует организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. Занятость детей в свободное от учёбы время ограничивает вредное воздействие неблагоприятных факторов на обучающихся, мотивирует их на полезную деятельность, снижая количество детей из «группы риска».
Центр дополнительного образования детей (далее ЦДОД) был создан на базе МАОУ «СОШ №36» в 2008 году. ЦДОД стал неотъемлемой частью воспитательной работы школы, направленной на формирование и развитие коммуникативных, познавательных интеллектуальных, трудовых и физических умений школьников, на развитие личности, одаренной и способной к социальной адаптации и к самовыражению личности, которая воспринимает мир целостно и осознает свое место в нем.
Система дополнительного образования представлена широким спектром школьных студий, секций, кружков, клубов.
Занятия в детских объединениях достаточно успешно расширяют рамки кругозора и палитру интересов школьников, обогащают обучающихся новыми знаниями, закрепляют интерес к определенному виду деятельности (творческие объединения), мотивируют в дальнейшем на выбор профессии.
2.Содержание дополнительного образования.
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:
· физкультурно-спортивная,
· естественно-научная,
· художественно-эстетическая,
· военно-патриотическая.
Физкультурно-спортивная направленность.
Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил,
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу,
- организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха,
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта,
- формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ,
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Естественно-научная направленность.
Основная цель естественно-научного направления – расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными задачами являются:
- социальное и профессиональное самоопределение учащихся,
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Программы естественно- научной направленности обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой, осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.
Художественно-эстетическая направленность.
Целью художественно-эстетического направления является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с обучающимися предполагает решение следующих задач:
- развитие художественного вкуса у обучающихся,
- формирование представлений о культурной жизни своего края, города,
- привлечение школьников к сохранению культурного наследия через вокальное и хореографическое искусство.
Военно-патриотическая направленность.
Военно-патриотическое направление ориентировано:
- на развитие у школьников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
- на формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности,
- на утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России,
- на воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение военного искусства, истории Отечества,
- на создание условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и физического развития учащихся,
- на воспитание творческой, социально адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации, самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм жизнедеятельности коллективов.
Основные задачи направления:
- укрепление здоровья и профессионального самоопределения,
- популяризация истории России, российской армии, родного края,
- изучение военно-прикладных видов спорта, пешеходного туризма,
- подготовка подрастающего поколения к воинской службе, защите Отечества,
- формирование общей культуры воспитанников, гражданских и нравственных качеств.
Спектр детских объединений значительно расширился благодаря сотрудничеству ОУ с городскими учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, (2012-2013; 2013-2014 г.г.- СДЮСШОР №1; ДЮСШ № 3; «Академия футбола», филиал Детской музыкальной школы №2, Биоэкологический центр, Центр детского творчества «Юность»; 2013-201уч.г.. - Центр развития творчества детей и юношества, ДЮСШ №1, 3, 6 – 2014-2015 уч.г.).) на договорной основе.
Учебный план Центра дополнительного образования детей был составлен на основе образовательных программ дополнительного образования детей 4-х направленностей:
Результаты изучения спроса обучающихся и их родителей на дополнительные образовательные программы свидетельствуют о доминирующей позиции художественно-эстетической направленности, которая представлена такими видами творческой деятельности, как хореография, эстрадный вокал, хоровой вокал. Занятия в детских творческих объединениях организуются по группам: 1-й год обучения – 4 часа в неделю (144 часа в год), 2-й год обучения - 4 часа в неделю (144 часа в год); на индивидуальные занятия с одарёнными детьми и репетиционные занятия отводится 2 часа в неделю по каждой программе, по программе «Проектная деятельность» занятия группы проводится 1 раз в неделю по 45 минут.
Направленность дополнительных образовательных программ |
всего* |
по типу |
по срокам их реализации |
по кадровому обеспечению |
Профессионально-ориентированные |
||||||
типовые |
модифицированные |
экспериментальные |
авторские |
краткосрочные (1-2 года) |
долгосрочные (3 и более лет) |
реализуемые педагогами школы |
внешними совместителями |
всего |
из них реализуемые на основе сетевого взамодействия ОО общего и профессионального образования |
||
физкультурно-спортивная |
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
3 |
|
|
|
художественная |
7 |
|
7 |
|
|
5 |
2 |
7 |
|
|
|
туристско - краеведческая |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
социально-педагогическая |
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
естественнонаучная |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
Работой детских объединений охвачены обучающиеся 1-11классов, но старшеклассники (9-11 кл.) предпочитают занятия в спортивных секциях. В руководстве деятельностью кружков и секций присутствует преемственность, традиционность и сотрудничество педагогов и обучающихся. Существующие в школе кружки, секции и студии пользуются популярностью среди учащихся и их родителей по следующим причинам:
- бесплатные кружки и секции,
- малозатратные формы организации массового детского досуга,
- удобное месторасположение.
В кружках, студиях и секциях занимались и занимаются учащиеся из многодетных, малообеспеченных семей, «группы риска», подростки, состоящие на внутришкольном профилактическом учете (15 чел) , состоящих на учёте в ОПДН (4 чел.).
Направленность дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых в ОО* |
Количество учебных групп в 2014- 2015 уч.г. (единиц) |
Численность контингента учебных
групп в 2014- 2015 уч.г. |
|||||||
всего** |
в том числе финансируемых за счет целевой субвенции |
всего** |
в том числе |
Из них кол-во учащихся, занимающихся в группах, финансируемых за счет целевой субвенции |
Из них кол-во учащихся, занимающихся на платной основе |
||||
Младшего школьного возраста |
Среднего школьного возраста |
Старшего школьного возраста |
|||||||
физкультурно-спортивная |
5 |
|
75 |
|
45 |
30 |
|
|
|
художественная |
23 |
23 |
345 |
120 |
195 |
30 |
345 |
|
|
туристско - краеведческая |
2 |
2 |
30 |
|
|
30 |
30 |
|
|
социально-педагогическая |
6 |
6 |
90 |
30 |
30 |
30 |
90 |
|
|
естественнонаучная |
7 |
7 |
105 |
105 |
|
|
105 |
|
Работу с учащимися, требующими особого педагогического воздействия, активно вели педагоги дополнительного образования В.В. Мишустин В.В., Кретова Л.В., Коханова Л.Н., Мордань А.Д., Лунёва С.С. Все учащиеся, относящиеся к категории «трудных», посещали школьные студии и секции или муниципальные учреждения дополнительного образования.
Массовые общешкольные мероприятия, конкурсы, праздничные программы являются результатом совместной творческой деятельности педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, старших вожатых и актива детских организаций. Большинство обучающихся, занимающихся в творческих кружках, принимали активное участие в творческих конкурсах. Большое внимание педагоги уделяют индивидуальной работе с одаренными детьми.
3. Кадровый потенциал
В течение 2012-2013, 2013-2014 учебного года в Центре дополнительного образования образовательную деятельность осуществляли 7 педагогов дополнительного образования: 6 – основных работников, 1- совместитель, учителя-предметники, которые разработали дополнительные образовательные программы.
|
Характеристика
педагогических (и непедагогических) работников, |
|
||||||||
заместитель директора по дополнительному образованию |
|
|||||||||
педагоги дополнительного образования |
педагоги-организаторы |
учителя-предметники |
социальные педагоги |
педагоги-психологи |
библиотекари |
вожатые |
||||
1 |
ВСЕГО ** |
|
7 |
2 |
12 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
женщин |
|
4 |
1 |
10 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
внешних совместителей всего |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
из них совместителей из УДОД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возраст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
до 20 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
от 21 до 30 лет |
|
|
1 |
4 |
2 |
|
|
1 |
|
7 |
от 31 до 40 лет |
|
2 |
|
2 |
1 |
|
|
|
|
8 |
от 41 до 50 лет |
|
2 |
1 |
4 |
|
|
1 |
|
|
9 |
старше 50 лет |
|
3 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
высшее образованиее |
|
5 |
1 |
12 |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
незаконченное высшее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
среднее специальное |
|
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
высшая категория |
|
2 |
|
4 |
1 |
1 |
|
|
|
14 |
первая категория |
|
2 |
|
3 |
|
1 |
|
|
|
15 |
вторая категория |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
16 |
Соответствует занимаемой должности |
|
3 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
1 |
|
17 |
Без категории и без наличия соответствия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
профессиональная подготовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
всего с педагогическим образованием |
|
7 |
1 |
12 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
из них количество педагогов, чья специальность совпадает с направленностью реализуемой дополнительной образовательной программы |
|
7 |
1 |
12 |
5 |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
прошли курсы повышения квалификации по проблемам дополнительного образования за последние 5 лет |
|
5 |
1 |
12 |
5 |
2 |
|
1 |
|
21 |
всего с непедагогическим образованием |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
22 |
из них количество работников, чья специальность совпадает с направленностью реализуемой дополнительной образовательной программы |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
23 |
прошли курсы повышения квалификации по проблемам дополнительного образования за последние 5 лет |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
4.Результативность реализации дополнительных образовательных программ
2012-2013 учебный год
Участник конкурса |
Класс |
Название конкурса, соревнований |
Результат (2012-2013 уч. год) |
Трио «Сфера» |
10-11 |
Муниципальный конкурс патриотической песни |
2 место |
Трио «Сфера» |
10-11 |
Городской конкурс военно-патриотической песни |
1 место |
Коллектив «Школьные годы» |
2 |
Конкурс «Тамбовские самоцветы» |
2 место |
Команда школы «Кристалл» (клуб «Юный спасатель») |
10 |
Полуфинал городской военно-спортивной игры «Зарница» |
1; 3 место |
Команда ЮИД |
6 |
Городской конкурс «Безопасное колесо» |
1 место в номинации |
2013-2014 учебный год
Участник конкурса |
Класс |
Название конкурса, соревнований |
Результат |
Трио «Сфера» |
11 |
Городской конкурс военно-патриотической песни |
1 место |
Коллектив «Школьные годы» |
4 |
Конкурс «Тамбовские самоцветы» |
3 место |
Команда школы «Кристалл» (военно-патритоический клуб «Юный спасатель) |
10 |
-Муниципальный этап военно-спортивной игры «Зарница», - конкурс «Лучший юнармейский отряд», -в/с игра «Подготовка одиночного разведчика», -в/с игра «Территория мужества», -областной смотр строя и песни |
1 место
1 место
Призёр
Призёр
Призёр |
Команда ЮИД |
6 |
Городской конкурс «Безопасное колесо» |
1 место в номинации |
В ЦДОД ежегодно проводятся традиционные мероприятия с участием объединений блока дополнительного образования: День открытых дверей ЦДОД, презентация ЦДОД на родительском собрании будущих первоклассников, праздничные программы в микрорайоне для населения, концертные программы к календарным датам. В конце учебного года проходит творческий отчет детских объединений дополнительного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.