Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Основы нравственности младших школьников.doc
Основы нравственности младших школьников.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с
учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую
систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы
социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм,
ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст
представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств
личности.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом
возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и
переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно
развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс. Они стремятся
поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.
Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети
постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися
начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм,
стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том,
чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.
Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их
поведение. Личный опыт нравственного поведения учащихся начальной школы ограничен,
не очень богат ситуациями, где они сами могут решать вопросы своих взаимоотношений в
коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как
надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Младший школьник
еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными
поступками, с конкретным поведением.
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных
произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для
самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным
потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды,
содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно – урочной
системы, так и во внеурочное время.
Особое значение в духовно – нравственном воспитании ученика начальной школы , в
развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей,
эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения
литературы.
В 3 классе изучаются следующие разделы:
«Устное народное творчество»; «Страницы русской классики» (стихи о природе).
На этих уроках воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, формируется
умение видеть красоту природы и ею восхищаться.
Рассказы Л.Н.Толстого «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» учат детей сочувствовать,
сопереживать, сострадать и т.д.
Начинаем работу с прослушивания литературного произведения.
Затем детям задаются вопросы:
О чем эта сказка, рассказ?
Кто главные герои?
Какие симпатичны вам, а какие нет и почему?
Обращается внимание на характер героев, составляем характеристики персонажей. Детям можно предложить подумать, как бы вы поступили, как бы вели себя в аналогичной
жизненной ситуации, если такая ситуация с ними случилась.
И постепенно подводим учеников к тому, как нужно правильно действовать на самом деле.
Литературные произведения воспитывают нравственные качества личности.
На уроках русского языка через содержание упражнений формируется нравственные
качества личности: доброта, ответственность, отзывчивость, любовь к животным, природе
и т.д.(прочитать сочинения детей).
Во внеурочное время так же уделяется внимание нравственному воспитанию учащихся.
На классных часах можно применять нравственно – ориентированные игры:
«Вежливые слова», «Собери букет», «Ромашка», «Ручеек», «Свеча», «Волшебство добрых
дел».
Игра «Ручеек»
Цель: создание климатических доброжелательных отношений.
Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек.
Ребенок выбирает себе партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты.
Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет,
совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших
до него.
Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дают
возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и
по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что должно стать главным результатом
воспитания.
А закончить бы хотелось стихотворением Ф. Тютчева, в котором четко отражена роль
педагога воспитателя.
Нам не надо предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые!
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны смириться.
Доклад "Основы нравственности младших школьников"
Доклад "Основы нравственности младших школьников"
Доклад "Основы нравственности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.