Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Основы нравственности младших школьников.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с
учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую
систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы
социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм,
ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст
представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств
личности.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом
возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и
переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно
развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс. Они стремятся
поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.
Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети
постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися
начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм,
стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том,
чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.
Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их
поведение. Личный опыт нравственного поведения учащихся начальной школы ограничен,
не очень богат ситуациями, где они сами могут решать вопросы своих взаимоотношений в
коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как
надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Младший школьник
еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными
поступками, с конкретным поведением.
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных
произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для
самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным
потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды,
содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно – урочной
системы, так и во внеурочное время.
Особое значение в духовно – нравственном воспитании ученика начальной школы , в
развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей,
эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения
литературы.
В 3 классе изучаются следующие разделы:
«Устное народное творчество»; «Страницы русской классики» (стихи о природе).
На этих уроках воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, формируется
умение видеть красоту природы и ею восхищаться.
Рассказы Л.Н.Толстого «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» учат детей сочувствовать,
сопереживать, сострадать и т.д.
Начинаем работу с прослушивания литературного произведения.
Затем детям задаются вопросы:
О чем эта сказка, рассказ?
Кто главные герои?
Какие симпатичны вам, а какие нет и почему?
Обращается внимание на характер героев, составляем характеристики персонажей.Детям можно предложить подумать, как бы вы поступили, как бы вели себя в аналогичной
жизненной ситуации, если такая ситуация с ними случилась.
И постепенно подводим учеников к тому, как нужно правильно действовать на самом деле.
Литературные произведения воспитывают нравственные качества личности.
На уроках русского языка через содержание упражнений формируется нравственные
качества личности: доброта, ответственность, отзывчивость, любовь к животным, природе
и т.д.(прочитать сочинения детей).
Во внеурочное время так же уделяется внимание нравственному воспитанию учащихся.
На классных часах можно применять нравственно – ориентированные игры:
«Вежливые слова», «Собери букет», «Ромашка», «Ручеек», «Свеча», «Волшебство добрых
дел».
Игра «Ручеек»
Цель: создание климатических доброжелательных отношений.
Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек.
Ребенок выбирает себе партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты.
Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет,
совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших
до него.
Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дают
возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и
по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что должно стать главным результатом
воспитания.
А закончить бы хотелось стихотворением Ф. Тютчева, в котором четко отражена роль
педагога воспитателя.
Нам не надо предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые!
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны смириться.