Доклад "Основы нравственности младших школьников"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств личности. Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Иконка файла материала Основы нравственности младших школьников.doc
Основы нравственности младших школьников. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с  учителями и одноклассниками, нового вида деятельности (учения) и включение в целую  систему коллективов (общешкольного и классного). У него развиваются элементы  социальных чувств, формируются навыки общественного поведения ( коллективизм,  ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Младший школьный возраст  представляет большие возможности для формирования и развития нравственных качеств  личности. Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и  переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно  развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс. Они стремятся  поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.  Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети  постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.  Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися  начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм,  стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том,  чтобы мир нравственных богатств увлекал детей. Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их  поведение. Личный опыт нравственного поведения учащихся начальной школы ограничен,  не очень богат ситуациями, где они сами могут решать вопросы своих взаимоотношений в  коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как  надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Младший школьник  еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными  поступками, с конкретным поведением. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных  произведений, изучаемых на уроках чтения, здесь ученик имеет возможность для  самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным  потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды,  содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно – урочной  системы, так и во внеурочное время. Особое значение в духовно – нравственном воспитании ученика начальной школы , в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей,  эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру имеют произведения  литературы. В 3 классе изучаются следующие разделы: «Устное народное творчество»; «Страницы русской классики» (стихи о природе). На этих уроках воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней, формируется умение видеть красоту природы и ею восхищаться. Рассказы Л.Н.Толстого «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» учат детей сочувствовать,  сопереживать, сострадать и т.д. Начинаем работу с прослушивания литературного произведения. Затем детям задаются вопросы: ­ О чем эта сказка, рассказ? ­ Кто главные герои? ­ Какие симпатичны вам, а какие нет и почему? Обращается внимание на характер героев, составляем  характеристики персонажей.Детям можно предложить подумать, как бы вы поступили, как бы вели себя в аналогичной  жизненной  ситуации, если такая ситуация с ними случилась. И постепенно подводим учеников к тому, как нужно правильно действовать на самом деле. Литературные произведения воспитывают нравственные качества личности. На уроках русского языка через содержание упражнений формируется нравственные  качества личности: доброта, ответственность, отзывчивость, любовь к животным, природе  и т.д.(прочитать сочинения детей). Во внеурочное время так же уделяется внимание нравственному воспитанию учащихся. На классных часах можно применять нравственно – ориентированные игры: «Вежливые слова», «Собери букет», «Ромашка», «Ручеек», «Свеча», «Волшебство добрых  дел». Игра «Ручеек» Цель: создание климатических доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек.  Ребенок выбирает себе партнера, при этом говоря ему приятные слова – комплименты. Воспитательная направленность урока – это цветок, который постоянно растет,  совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков, живших  до него. Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дают  возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и  по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что должно стать главным результатом  воспитания. А закончить бы хотелось стихотворением Ф. Тютчева, в котором четко отражена роль  педагога  ­ воспитателя. Нам не надо предугадать,  Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается.               Но мы обязаны мечтать               О дивном времени, о веке                Когда цветком прекрасным стать                Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые!               Чтоб верный путь им указать,                Помочь в толпе не раствориться…                Нам не дано предугадать,                Но мы обязаны смириться.