Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2018
Каким же видится настоящий мужчина?
Сейчас в СМИ широко тиражируется образ мужчины, который способен на какой-либо поступок, в Интернете предлагаются много вариантов того, каким является настоящий мужчина с точки зрения и мужской, и женской.
Настоящий мужчина - это тот, кто умеет брать на себя ответственность и принимать решения. Он немногословен, говорит только по делу. Он не боится быть мужчиной, то есть делать то, что должен делать, выполнять мужскую функцию.
Сегодня же мы видим обратное – мужчины бегут от ответственности, и понятие «быть мужчиной» приобретает черты только внешнего поведения, ограничиваясь показухой в своих мужских коллективах. Происходит подмена, и груз ответственности и принятия решений вынуждены брать на себя женщины, вынуждены становиться у штурвала семейного корабля. Если взять среднестатистического молодого человека, то он даже не подозревает, кто такой Настоящий мужчина, да и зачем это ему. Ведь нынешнее поколение живёт по принципу «А мне всё по безразлично» или «А мне это надо?».
Вот такая огромная перспективная цель встала перед классным руководителем на момент принятия группы в колледже, состоящей только из мальчишек, - воспитать настоящих мужчин. У некоторых есть задатки мужчины, но важно, чтобы они сами дошли до этой почти невозможной цели. Главное условие для её достижения – быть неравнодушным ко всему, что происходит вокруг.
доклад на конференцию 17.06.16.docx
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С
ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ
Чтоб стать мужчиной,
мало им родиться…
Михаил Львов
Мальчик – юноша – мужчина. Именно в таком порядке надо разместить эти слова,
которые указывают на то, какие стадии должен пройти молодой человек, чтобы постараться
стать мужчиной, Настоящим мужчиной. И мне, как женщине и как классному руководителю,
надо особенно постараться, чтобы воспитать в своих первокурсниках будущих настоящих
мужчин.
Каким же видится настоящий мужчина?
Сейчас в СМИ широко тиражируется образ мужчины, который способен на какойлибо
поступок, в Интернете предлагаются много вариантов того, каким является настоящий
мужчина с точки зрения и мужской, и женской.
Настоящий мужчина это тот, кто умеет брать на себя ответственность и
принимать решения. Он немногословен, говорит только по делу. Он не боится быть
мужчиной, то есть делать то, что должен делать, выполнять мужскую функцию.
Сегодня же мы видим обратное – мужчины бегут от ответственности, и понятие «быть
мужчиной» приобретает черты только внешнего поведения, ограничиваясь показухой в своих
мужских коллективах. Происходит подмена, и груз ответственности и принятия решений
вынуждены брать на себя женщины, вынуждены становиться у штурвала семейного корабля.
Если взять среднестатистического молодого человека, то он даже не подозревает, кто такой
Настоящий мужчина, да и зачем это ему. Ведь нынешнее поколение живёт по принципу «А
мне всё по безразлично» или «А мне это надо?».
Вот такая огромная перспективная цель встала перед классным руководителем на
момент принятия группы в колледже, состоящей только из мальчишек, воспитать настоящих
мужчин. У некоторых есть задатки мужчины, но важно, чтобы они сами дошли до этой почти
невозможной цели. Главное условие для её достижения – быть неравнодушным ко всему, что
происходит вокруг.
В процессе работы с группой следует отметить, каким тот или иной обучающийся на
данный период оказывается по характеру, так как он находится на стадии становления как
личности. Одна черта чаще всего объединяет первокурсниковподростков – ЭГОИЗМ. Эти
парни очень любят себя, они не знают, что такое коллективизм, для них чтото сделать для
другого доброго «влом», «а зачем?», «мне всё по фиг». В связи с этим глобальная задача
показалась вначале недостижимой. Чтобы воспитать в них настоящих мужчин, требуется, с
одной стороны, твёрдость, с другой – стремление найти в каждом хоть каплю порядочности,
которую надо культивировать.
Тем более что и специальность у них сугубо мужская – слесарь по ремонту
автомобиля, на такую неженка не пойдёт: машину надо знать, машина эмоций не понимает,
машине нужна твёрдая рука, которая сможет и найти и исправить любую поломку и устранить
дефект.
Какими качествами должен обладать автослесарь?
Вопервых, будущий автослесарь должен любить свое дело. Это очень важно. Работая в
данной профессии, человек изо дня в день только и делает, что чинит авто. Без любви и
некого фанатизма подобное занятие быстро наскучит. А без запала невозможен и рост
мастерства.
Вовторых, автослесарь должен обладать многими личными качествами, которые
помогут ему справляться с работой. В первую очередь стоит выделить аккуратность и терпеливость, а также ответственность, кропотливость и умение сосредотачиваться на работе.
Данный специалист должен обладать хорошо развитым логическим и техническим
мышлением, хорошей памятью, зрением и слухом. Работа с разными крупногабаритными
механизмами предполагает, что автослесарь будет иметь хорошую физическую подготовку.
Развитая ручная моторика поможет ему работать с мелкими запчастями и другими
элементами. Автослесарю приходится общаться с клиентами, следовательно, ему
потребуются хорошие коммуникативные навыки.
Это профессиональные качества будущих автослесарей. И судя по примерам
австослесарь – это человек, способный:
быть физически сильным и выносливым;
иметь не только отличное зрение, но и глазомер;
иметь хорошо развитую мелкую и крупную моторику;
обладать высокой мышечной чувствительностью.
Такие качества приемлемы к любому молодому человеку, которого можно будет
назвать и Настоящим мужчиной.
Почему же мальчики заслуживают гораздо более серьезного внимания, чем они имеют
сегодня?
Оказывается, что:
• мальчики ответственны за 90% правонарушений, связанных с алкоголем и наркотиками;
• четверо из пяти подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних –
мальчики.
Отчасти эти проблемы обусловлены самой природой мальчиков, их стремлением к
риску и приключениям, но отчасти – неправильными представлениями родителей о том, как
надо мальчиков воспитывать и чему учить. Например, многие не придают значения тому,
умеет ли сын проявлять эмоции. Наоборот, мальчиков всячески учат прятать свои обиды и
слезы внутри.
«Согласно привычным стереотипам, – отмечают исследователи, – мужчина должен
быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным; в отличие от женщины, он не может
позволить себе покапризничать и поплакать. Поэтому развитие эмоциональных реакций, не
соответствующих этим установкам, активно подавляется. В большинстве культур, как
современных, так и древних, плач жестко ограничен возрастными («Не плачь, ты уже
взрослый!») и гендерными ролями («Что ты плачешь, как девчонка!»).
Но современные исследования доказывают, что эмоциональность тесно связана с
интеллектом. Помимо всем известного IQ существует эмоциональный интеллект (ЭИ), от
которого во многом зависит жизненная успешность человека, включая его профессиональный
и карьерный рост.
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и чувствовать
эмоции – как свои, так и чужие, а также возможность управлять ими.
Сегодня психологи сходятся в том, что эмоциональная закрытость мальчиков
приводит к психологическим проблемам у них. Острее всего эти проблемы стоят у
подростков, которым эмоциональная немота затрудняет самораскрытие и общение со
сверстниками. Стремление всегда и всюду выступать с позиции силы – одна из причин
насилия, наркозависимости и немотивированной подростковой жестокости. Для того чтобы
избежать подобных проблем, известный социолог и антрополог профессор И.Кон
советует, надо с самого раннего возраста учить мальчиков распознавать и выражать
свои чувства. Например, сказать сыну: «Ты выглядишь печальным» или «Мне кажется, ты
чемто разочарован». Простая фраза «Я испугался, а ты?» может облегчить мальчику
выражение собственных чувств. Нужно больше слушать ребенка и развивать его
эмоциональный словарь, особенно в том, что касается таких эмоций, как страх и тревога.
Развивайте эмоциональный интеллект.
Что же классному руководителю нужно знать в работе с первокурсниками
юношами? Вопервых, физическое развитие мальчиков в возрасте 1518 лет.
Физическое развитие
В ранней юности увеличивается вес (особенно у юношей), очень быстро растет
мускульная сила. Большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости. В этом
возрасте идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем
организма, по устранению диспропорций в их развитии, вызванных неравномерностью их
созревания, что приводит к серьезным перегрузкам организма в целом и особенно нервной
системы. Поэтому наряду с бьющей через край энергией у юношей и девушек можно
встретиться с сильно выраженной ленью. Это не та лень, которая стала чертой характера
(хотя, конечно, встречается и она), а, так сказать, органическая лень. Идет столь интенсивный
физический рост, что организм стремится экономить силы на всем остальном и в результате
юноши и девушки порой могут очень много спать, им просто физически трудно чтолибо
делать...
Вовторых, половое созревание юношей начинается и заканчивается позже, чем у
девушек. Поэтому юноши всегда «моложе» девушек, отстают от них (по времени) в
физическом и психическом развитии. Поэтому девушки тянутся к старшим мужчинам, а
мужчины к молодым женщинам, т.к. ровесники не соответствуют друг другу по уровню
развития. Стадии развития юношей такие же, как и девушек. При этом возрастает в несколько
раз уровень андрогенов, требующий выхода энергии. Поэтому мальчики так озабочены
сексом, им требуется выход андрогенов. Они рано начинают половую жизнь и ведут ее
беспорядочно, т.к. их интересуют не конкретные женщины, а удовлетворение своего желания.
Они считают, что сексуальность это признак их мужественности. В этом они не находят
поддержки у ровесниц, у которых половое желание и сексуальность только зарождаются и
максимально разовьются лет через десять.
Опять же именно изза избытка половой энергии мальчики увлекаются рокмузыкой:
ритмичной, громкой, энергичной; собираются в шумные компании и хулиганят; орут дурными
неустановившимися голосами, ломают мебель, матерятся и курят. Все это они делают от
избытка сил, которые некуда применить, и от недостатка понимания. Они всячески
привлекают к себе внимание, и худшее, что может сделать девушка, не замечать этих
призывов и не оценивать их правильно.
По законам генетики и физиологии мальчики, юноши и мужчины более уязвимы.
Кроме этого классный руководитель должен знать и семейное состояние обучающихся,
их особенности поведения в семье. Насколько там осуществляют моральную поддержку.
Поэтому задача классного руководителя при работе с юношами 1 курса помочь им
адаптироваться в новых условиях обучения и проживания, внимательно и повседневно
изучать обучающихся, их возможности, способности, интересы и склонности, истинные
причины их затруднений и успехов. Вместе с тем необходимо ориентироваться на
формирование общечеловеческих ценностей, гражданской позиции, развитие их творческих
способностей, возрождение национальных и культурных традиций.
В связи с этим на данном этапе классному руководителю необходимо психологически
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности, формировать навыки здорового
образа жизни, соблюдения правил человеческого общежития.
В современных условиях работа классного руководителя имеет ряд особенностей.
Процесс социализации студенчества в колледже сейчас осложняется следующими
факторами:
трудностями материальнофинансового характера в семьях обучающихся;
неопределенностью трудоустройства по специальности;
снижением качества обучения в школах; имущественным расслоением в студенческой среде.
Следует отметить также снижение общей культуры и воспитанности современной
молодежи, на что влияет негативный фон рыночных реформ, сложившийся в переходный
период с его размытыми ценностными установками; разрушение традиционных норм
нравственности; массированную пропаганду низких по качеству и зачастую откровенно
пошлых образцов культуры западных цивилизаций.
Возраст абитуриентов и обучающихсяпервокурсников – 1518 лет, то есть наиболее
сложный период становления личности подростка. Как показывают наблюдения последних
лет, у обучающихся снижается стремление к самореализации.
Важнейшая задача классного руководителя — воспитание личности, которое, по сути
своей, представляет собой процесс социализации индивида в процессе обучения, когда в
основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека
организуемой и регулируемой в колледже системы воспитания. В то же время данный этап
является и началом того периода в жизни личности, когда человек в целом завершает
выработку своей жизненной позиции, берет на себя ответственность за совершаемый выбор и
переходит к осознанному самовоспитанию.
Воспитание обучающихся в колледже необходимо строить с учетом его специфики,
направленности профессиональной подготовки, особенностей, традиций.
Классный руководитель, принимая новую группу, начинает работу с адаптации
обучающихся к новым для них условиям жизнедеятельности. Это очень важный момент в
организации воспитательного процесса. Будет ли обучающийся овладевать знаниями с
радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в
последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов,
между обучающимися и преподавателями, между студенчеством и администрацией учебного
заведения на начальном этапе обучения. Только совокупное действие таких условий и средств
воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности
воспитателя и его деятельности, личностное и социальноролевое общение, активная
творческая деятельность обучающихся, может дать положительный эффект.
Когда происходит процесс адаптации к другим условиям, то у юношей в колледже
проявляется такое качество, как самооценка – она у них значительно ниже, чем у девочек.
Хотя ребята от природы требовательнее к себе, чем их ровесницы. Дело в том, что душа
мальчишки каждый день жаждет подвига. И, если не удается сразу отжаться пять раз, паренек
начинает плохо о себе думать. Неполные семьи сильнее «бьют» по мальчикам. Мальчишки,
выросшие без матери или без отца, чувствуют себя одинокими, беззащитными, агрессивными
гораздо чаще, чем девочки в такой же ситуации. Среди малолетних преступников 95% —
мальчики, которых воспитывала одна мама.
Настоящая мужественность внешне себя никак не проявляет, пока не наступает
подходящий момент. Сегодня мужчины, имея даже волю и характер, стараются проявить их
там, где этого совсем не стоит делать – например, выражают их в грубом поведении с
женщинами.
Настоящее мужество проявляет себя в критической ситуации, где требуется принятие
волевых решений и действий, где требуется пренебрежение своими здоровьем и
благополучием, своим «я» ради других людей.
Поэтому все мероприятия, которые запланированы на 20152016 учебный год, прежде
всего нацелены на то, чтобы воспитывать из группы юношей будущих мужчин. В связи с этим
кроме вышеупомянутого, классному руководителю необходимо быть твёрдым и
последовательным в осуществлении воспитательных задач.
Для таких целей в течение учебного года проведены такие мероприятия, как: «Умей
общаться со всеми и всегда», «Закон на страже твоих прав», «Мы – за толерантность»,
«Этические нормы коллектива», «Я люблю…», «Что значит быть счастливым», «Свобода и
ответственность» и другие общеколледжские мероприятия, нацеленные на формирование коллективизма, солидарности, взаимовыручки. За этот период времени первокурсникиюноши
поближе познакомились друг с другом, с преподавателями, показали себя, свой характер. В
том числе поняли, какую специальность они выбрали, ее особенности, а станет это им ясно,
когда будут работать на практике.
Ведь самое важное – получить в перспективе и хорошего специалиста, и настоящего
мужчину, который может из парней получиться. А это долгая и кропотливая работа.
Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,
Чтоб стать железом — мало быть рудой,
Ты должен, шлак отсеяв, закалиться
И, как руда, пожертвовать собой.
М.Львов
Ранцева И.П.,
классный руководитель,
КГКП «Костанайский профессиональнотехнический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области
Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Доклад "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПЕРВОКУРСНИКАМИ ЮНОШАМИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.