Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
труд
6 кл
07.03.2018
В докладе представлен опыт отработки метапредметных результатов одним из которых является алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. На примере изготовления блюда по кулинарному рецепту дается пояснение о различных итогах работы. Показаны различные виды оформления алгоритмов: словесное описание, графические (линейные и циклические)
освоение метапредметных знаний на уроках технологии.doc
Калашникова Ирина Владимировна.
ОСВОЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.
Россия, Самара Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа пос.Октябрьский г.о.
Похвистнево Самарской области
Email: calashnikova.irina@yandex.ru
Школа сегодня стремительно меняется.
Согласно «Федеральным
государственным стандартам общего образования второго поколения»,
результаты освоения содержания предметов школьной программы должны
оцениваться по трем базовым уровням: метапредметные, предметные и
личностные результаты. Уже сегодня примерные программы по технологии
подтверждают, что метапредметный уровень освоения предмета «технология»
входит в программные требования.
«Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе
общего образования является формирование представлений о составляющих
техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём
технологиях. Освоение технологического подхода как универсального
алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие
цели предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической
культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения,
становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств.» [4, 4].
Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное
развитие ребёнка, вооружить его таким важным умением, как умение учиться.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением
метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся
могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и
1 в различных жизненных ситуациях. Для выпускника школы сегодня важно
обладать способностью применять знания на практике, уметь нестандартно
мыслить и т.д.
«Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы курса «Технология» являются:
Алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой
деятельности;
Определение адекватных имеющимся организационным и материально
техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения
одного из них;… [4, 14].
Одним из метапредметных результатов является алгоритмизированное
планирование процесса познавательнотрудовой деятельности, остановимся на
нем более подробно.
Алгоритм — способ (программа) решения вычислительных и других задач,
точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат,
Проще говоря,
однозначно определяемый исходными данными.[5, 31].
алгоритм точное и понятное предписание исполнителю выполнить
последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Из определения алгоритма вытекают его свойства:
1. Дискретность. Свойство алгоритма, означающее, что процесс
решения задачи должен быть представлен как последовательное выполнение
простых шагов.
2. Определенность. Данное свойство означает, что простые шаги,
составляющие алгоритм, должны быть четкими, однозначными и не оставлять
места для произвола.
2 3. Понятность. Свойство, говорящее о том, что исполнитель алгоритма
должен знать, как выполнить каждый шаг алгоритма.
4. Результативность. Это свойство означает, что алгоритм должен
приводить к решению задачи за конечное число шагов.
5. Массовость. Свойство заключается в том, что каждый алгоритм
разрабатывается в общем виде и может быть применим для решения задач
некоторого типа, различающихся только исходными данными.
Разработанная последовательность действий будет алгоритмом, если она
обладает всеми перечисленными выше свойствами.
Примером может служить кулинарный рецепт приготовления блюда.
Простейший алгоритм алгоритм заварки чая:
1. Подготовить исходные величины чай, воду, чайник, стакан, ложку.
2. Налить в чайник воду.
3. Довести воду до кипения и снять с огня.
4. Всыпать в чайник чай.
5. Довести воду до кипения, снять с огня.
6. Чай готов. Процесс прекратить.
В книге о вкусной и здоровой пище записаны алгоритмы приготовления борща.
Но если дать по данному алгоритму выполнить эти рецепты трём разным людям, то
вкус у каждого борща получится разный. Почему? Ведь вроде бы все действия
выполнены. Оказывается, результат зависит от различных исходных данных. Ктото
брал свежие продукты прямо с грядки, а ктото продукты, залежавшиеся на
прилавке. Вот и результаты получились разными.
Зафиксировать алгоритм можно несколькими способами:
∙ Словесное описание алгоритма. Это наиболее простой способ, состоит
из перечня действий, каждый из которых имеет порядковый номер. Словесное
описание алгоритма применяют при решении несложных задач, но оно
малопригодно для представления сложных алгоритмов изза отсутствия
наглядности.
3 ∙ Графическое описание алгоритма, т.е. описание с помощью схем
алгоритмов, которые называются блоксхемы. Схема алгоритма представляет
систему связанных геометрических фигур. Каждая фигура обозначает один шаг
алгоритма. Порядок выполнения шагов указывается стрелками, соединяющими
геометрические фигуры (блоки схемы).
Например:
Словесное описание алгоритма. Пример приготовления теста:
1. взять 200 г маргарина, пол стакана воды, 3 стакана муки;
2. растопить маргарин
3. влить воду
4. всыпать муку
5. перемешать, чтобы не было комков
6. положить в холод на 30 минут
Исходные данные: 200 г маргарина, пол стакана воды, 3 стакана муки
Результат: тесто
В этом алгоритме действия шли один за другим, мы их даже нумеровали,
чтобы выполнить последовательно. Алгоритм такого вида называется линейным
в словесной форме, но могут быть линейные алгоритмы и в графической форме:
Линейный алгоритм графической формы:
Общий вид Пример: Кран
Начал
о
1
2
3
Коне
ц
Начал
о
Открываем
Моем руки
3акрываем
Коне
ц
4 Но линейные алгоритмы встречаются в этой жизни очень редко. Часто
возникает условие, которое надо либо выполнять, либо нет. Порядок
выполнения действий будет зависеть от выполнения некоторого условия. И
появляется еще одна графическая структура. Алгоритмы с такой структурой
называются разветвляющимися.
Общий вид Пример: Кран
да
Начал
о
условие
Коне
ц
нет
Начал
о
Открываем
кран
да
условие
нет
Моем руки
Звоним в
«Водоканал»
Закрываем кран
Если в алгоритме действие, команда или серия команд выполняется несколько
раз, то такой алгоритм называется циклическим.
Общий вид Пример: Кран
Начал
о
1
2
нет
Условие
Начал
о
Открываем
кран
Моем тарелку
Все тарелки
вымыты
да нет да
Закрываем кран
Коне
ц
Коне
ц
5 Алгоритм можно исполнить только в том случае, если он верен. Поэтому
любой вновь составленный алгоритм нужно отладить. Отладкой алгоритма
называется процесс выявления и исправления ошибок в нем. Для выполнения
проверки алгоритма выбирают некоторый набор исходных данных и
исполнитель решает задачу. Затем эта задача решается другим способом. Если
результаты совпадут, то алгоритм считается верным.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе
организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее
специальнопредметного содержания.
Мы рассмотрели алгоритмы. Если ребёнок научится выполнять и
создавать алгоритмы на уроках технологии, их можно будет применять и на
других предметах.
В учебном
процессе метапредметные результаты
наполняются
личностным содержанием, действуют через индивидуальность педагога, что и
определят выбор содержания и способов обучения.
Используемая литература.
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова,
А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии
реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … дра пед. наук: 13.00.01.
РостовнаДону: ЮФУ, 2009.
3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А.
Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №
2.
6 4. Примерные программы по учебным предметам. Технология.
5-9 классы: проект. – М.:Прсвещение, 2010. (Стандарты
второго поколения).
5. Большой энциклопедический словарь /гл. редактор А.М.Прохоров/ М.
Научное издво №Большая энциклопедия» 2001г.
7
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Доклад "Освоение метапредметных знаний на уроках технологии компетентностно- ориентированной модели обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.