Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"
Оценка 5

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Оценка 5
Семинары
doc
физика +1
Взрослым
03.03.2017
Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"
Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики.doc
Педагогические приёмы формирования  УУД на уроках физики. Учитель физики: Карасёва Ирина Дмитриевна   «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» ­ считал немецкий философ Георг Зиммель.  Для   того,   чтобы   знания   учащихся   были   результатом   их   собственных   поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.  Какие же приёмы для формирования универсальных учебных действий я использую на своих уроках? Чтобы заинтересовать учащихся с самого начала урока, подвести их к определению темы урока, на первом уроке физики по изучению электризации тел, показываю серию экспериментов   и   задаю   вопрос:   известно   ли   учащимся   такое   явление?   Где   они   с   ним встречались.   После   приведения   примеров   переходим   к   определению   темы   урока «Электризация тел». Или…   на   уроке   «Световые   явления.   Источники   света»   читаю   стихотворение   Б. Пастернака «Свеча горела»: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.  Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Учащиеся не сразу отвечают на этот вопрос, потому задаю следующие:  Какова главная мысль стихотворения? (Свеча горела)  Что происходит благодаря горению свечи? (Мы можем видеть то, что происходит за окном, можем видеть тени на потолке и т.д.)  А если бы не было свечи? (Мы бы ничего не увидели)  Так о чём же пойдёт речь на уроке? (О свете) Выясняем, что же такое свет, как он распространяется, что может быть источником света? Как мы видим? История   физики   богата   примерами,   которые   доказывают,   какую   большую   роль   в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Луи де Броль, Нильс Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию. «Биографы любили умиляться по поводу того, что великие ученые находили время играть на скрипке или писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни   ученого,   не   только   и   не   столько   средство   отдыха   и   приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности “гимнастика ума», «тренировка» его способности рождать фантазии, находить новые связи и   ассоциации».   Как   иначе   можно   объяснить   увлечение   Джорджа   Максвелла   поэзией, неиссякаемую тягу С. И. Вавилова к «Фаусту» Гёте, любовь А. Эйнштейна к Моцарту и его знаменитое высказывание: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс». Именно поэтому часто прибегаю к   использованию произведений художественного слова   на   уроках   физики.   Прежде   всего,   это   богатый   иллюстрированный   материал   к различным   разделам   курса   физики,   опираясь   на   который   ученик   создает   для   себя наглядные   образы.   Умелое   своевременное   использование   художественного   слова пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить   пройденное.   Кроме   того,   учителю   физики   предоставляется   ещё   одна возможность для эстетического воспитания школьников. Гололед, гололед… лед у дома, у ворот. Я люблю скользить по льду, хоть куда по льду пойду. Но едва лишь сделал шаг, на дорожку тут же – шмяк! Как же в садик мне дойти? Не ползком туда ж ползти?! Гололед, гололед… По чуть­чуть скольжу вперед. (И. Мельничук) Это стихотворение можно использовать не только на уроке по теме «Сила трения» в 7 классе, где учащиеся выясняют причины возникновения этой силы, способы уменьшения и увеличения трения, но и также для повторения темы «Агрегатные состояния вещества». При изучении темы «Дисперсия света» в 11 классе использую стихотворение: Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла­ Она полнеба отхватила И в высоте изнемогла.  О каком явлении идёт речь?  Когда можно наблюдать радугу?  Как вы считаете, а как появляется радуга? и т.д. В процессе обсуждения выясняется, что белый свет – сложный свет, а его разложение в спектр носит название дисперсии света. Очень   интересна   учащимся   история   изучения   света,   который   долгое   время   был «тёмным пятном» в науке. Потому даю учащимся задание: на протяжении изучения темы «Световые явления» они готовят и представляют одноклассникам сообщения, презентации об учёных, которые  внесли  свой  вклад  в развитие  оптики.(Исааке  Ньютоне, Христиане Гюйгенсе, Томасе Юнге, Огюстене Френеле).  Радуга   –   очень   интересное   и   красивое   явление,   вызывающее   достаточно положительных эмоций. Эти эмоции учащихся в своё время воплотились в их проектных работах «Откуда берётся радуга?» и «Радуга – всегда ли дуга?». Очень интересны презентации учащихся по теме «Звук»: « Из истории звука», «Звук и его   характеристики»,   «Влияние   звука   на   организм   человека»,   «Наушники:   польза   или вред?». Благодаря технологии деятельностного подхода мне удалось со своими учениками выйти   на   проектную   деятельность,   и   в   дальнейшем   использовать   её   на   основе информационно­коммуникационных технологий. ИКТ вызывает у учащихся живой интерес, они   с   удовольствием   зартом   готовят     мультимедийные   презентации,   которые демонстрируют на уроках своим одноклассникам, а некоторые даже выступают в мае на школьной научной конференции.  Для   повторения   формул,   обобщения   материала   по   определённой   теме   удобно использовать приём «Логическая цепочка». Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит   от   предыдущего.   Например,   каждый   участник   должен   написать   формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы. СЛАЙД 2 Цепочка по теме «Неравномерное движение» в 9 классе может выглядеть так:   А вот цепочка по теме «Закон Ома для полной цепи»: Здесь учащиеся должны рассчитать характеристики  электрических цепей. Рассчитав предыдущую, её  используют для  расчёта последующей  цепи.  Таким  образом, учащиеся вспоминают законы последовательного и параллельного соединения проводников. Такие цепочки можно давать по рядам, чтобы учащиеся учились работать в команде. В процессе совместной работы у учащихся, кроме регулятивных УУД, формируются также коммуникативные и личностные.  Эйнштейн говорил, что истина – это то, что выдерживает проверку опытом.  Урок физики в 9 классе «Движение тела, брошенного вертикально вверх».  Задаю провокационный вопрос: Если одновременно бросить два  тела разной массы с одинаковой высоты, какое упадёт раньше? (Почти все отвечают: большей массы). А если тела одинаковой массы? (упадут одновременно). На столах лежат по два одинаковых тетрадных листа, прошу их бросить. Наблюдаем: падают одновременно. Далее прошу скомкать один лист.  Бросаем. Скомканный падает быстрее. Массу изменили? Нет. Почему тела одинаковой массы падают не одновременно? Далее бросаем тетрадный лист и лист картона одинаковой формы. Форма одинакова,  массы разные, время падения – одинаково.  Бросаем тетрадный лист и лист картона – меньшего размера. Время падения картона меньше, чем листа и т.д, исследования можно продолжать.  Приходим к выводу, что время падения тел по вертикали не зависит от массы. А от чего зависит?  На этом же уроке совершаем экскурс в прошлое, в 1590 г., на площадь г. Пизы, где на глазах у горожан итальянский учёный Г. Галилей проводит эксперимент, доказывающий, что теория Аристотеля, просуществовавшая 2 тысячелетия, ошибочна.  Нёс Галилей в руке Маленький шар из свинца,  А сзади – ядро огромное Катили три молодца… Студент. Ядра, разные весом,                  Сбросить решил Галилей.                  Какое скажите, профессор,                  Должно упасть скорей? 1 профессор. Бросайте вниз хоть сотни тел!..                         Хоть с башни! Хоть с небес!                         Учит нас Аристотель:                         На скорость влияет вес. 2 профессор. Быть не должно,                        Чтобы первое тело                        Вместе с громадным                         Вниз полетело… Не верили глазам профессора: Упали вместе разных два ядра!                      (Галилей спускается с башни) Профессора. – Вы – фокусник! ­ Плут! ­ Вы – обманщик! ­ Вас кафедры надо лишить! ­ Играете в игры, как мальчик! – Народ – то легко рассмешить! Галилей. В старой книге ошибка:                  ­ оставьте в покое вес!                  Упала бы камнем пушинка,                  Если бы воздух исчез… Исследуем свободное падение тел. СЛАЙД 3 Так как физика – наука экспериментальная, важная роль принадлежит эксперименту.  Практикую домашний эксперимент, требованиями к которому являются: ­ интересен учащимся, увлекает их;  ­ выполним;  ­ доступен;  ­ соответствует возрастным особенностям учащихся.  Например: 1. Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте ее быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте сколько раз надо подвинуть   монету,   чтобы   она   стала   теплой,   горячей.  Сделайте  вывод  о   связи   между выполненной работой и увеличением внутренней энергии. 2. Из   металлической   фольги   сделайте   маленький   шарик,   подвесьте   его   на   нити. Зарядите шарик от пластмассовой линейки, потертой о шерсть (шелк или бумагу). Вновь зарядите линейку трением о то же самое тело. Подносите наэлектризованную линейку к шарику, постепенно уменьшая расстояние между ними (например на 20 см, 15 см, 10 см,  5 см). пронаблюдайте явление, сделайте вывод.  Буквально вчера во время занятия элективного курса «Физика в моём доме» в 6 классе учащиеся выполняли следующие эксперименты. 3. Налейте в один стакан холодной воды, в другой – теплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки (или краски). Объясните наблюдаемое явление. 4. Смочите   два   листочка   бумаги:   один   –   водой,   другой   –   растительным   маслом. Слипнутся ли они? Ответ обоснуйте. Такая форма обучения позволяет ученику не только расширить и углубить знания по физике, но и развить универсальные способности: научиться вести наблюдение; получать, обрабатывать   данные;   строить   на   их   основе   логические   умозаключения   —   другими словами, проводить самостоятельно полный цикл несложного учебного исследования. Одним из способов формирования универсальных учебных действий является учебно­ исследовательская   деятельность   учащихся.   Это   деятельность   учащихся,   связанная   с решением   творческих,   исследовательских   задач   с   заранее   неизвестным   содержанием. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.  Выбираю тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например: ­ какова скорость диффузии в газах и твердых телах, как она зависит от температуры; ­ как устроен и по какому принципу работает шприц, где его можно применить     кроме прямого назначения; ­ от чего зависит скорость остывания чая; ­ как зарядить мобильный телефон без сети, и что нам позволяет это сделать? и т.д. СЛАЙД 4 «Человек   достигнет   результата,   только   делая   что­то   сам...» ­   утверждал   русский филолог, профессор Лондонского университета Александр Пятигорский. При   решении   исследовательских   задач   предполагается,   что   учащиеся   осваивают исследовательские действия:  • выдвижение гипотез;  • планирование эксперимента;  • проведение эксперимента;   наблюдение, анализ, умение делать выводы.  СЛАЙД 5 В   технологии   критического   мышления   выделяют   три   основных   этапа: «Вызов   – осмысление – размышление». На   этапе  вызова  из   памяти   «вызываются»,   актуализируются   имеющиеся   знания   и представления   об   изучаемом,   формируется   личный   интерес,   определяются   цели рассмотрения той или иной темы.  Прием “Покопаемся в памяти” Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Прием “Ассоциация” Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: ­ О чем может пойти речь на уроке? ­ Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “—­”? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые педагог записывает на доске Прием “Перепутанные логические цепочки” Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы   перейти   к   новому   пониманию.   На   листах   написаны   верные   и   неправильные высказывания.   Учащиеся   должны   прочитать   и   поставить   знак   “+”,   если   высказывание правильное,  и знак “­” там где, по их мнению, оно неверно. Прием “Инструкции” На   стадии   вызова   учащимся   могут   быть   даны   инструкции   по   их   дальнейшей   работе   в течение урока. На   стадии  осмысления,    как   правило,   учащийся   вступает   в   контакт   с   новой информацией.   Происходит   ее   систематизация.   Обучающийся     получает   возможность задуматься   о   природе   изучаемого   объекта,   учится   формулировать   вопросы   по   мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов  можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.  Этап  размышления  (рефлексии)  характеризуется   тем,   что   учащиеся   закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания  и формирование   на   его   основе   собственного   аргументированного   представления   об изучаемом.   На   этой   стадии   решается   одна,   но   очень   важная   задача:   корректировка   и систематизация знаний. Прием “Эссе” ­ Что вы узнали по пройденной теме? ­ Что хотели бы узнать? (то есть здесь можно задать вопрос, на который учащийся не получил ответа). Прием “Самоанализ” Тренинг   навыков   рефлексии   собственных   состояний   “знаю   —   не   знаю”.   Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются   словосочетания,   содержащие   конкретный   позитивный   смысл   –“знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания.  Всем известен также прием «Синквейн», когда учащиеся составляют стихотворение, описывающее суть понятия.   Приём “Ключевые слова” ­ на основе данных слов составить рассказ ­  предположение или рассказ­подведение итогов какого­либо события. Главное —  использовать в тексте все ключевые слова. Самый непродуктивный, утомительный, но, увы, и самый распространенный способ повторения – репродуктивный,  когда высшей учебной доблестью становится  дословное воспроизведение   информации   вслед   за   учителем   или   книгой.   Повторение   должно   быть активным и развивающим. Предлагаю следующие приёмы и методы: 1. Своя   опора.  Ученик   составляет   собственный   опорный   конспект   или развернутый план ответа по пройденному материалу.  2. Повторение   с   одновременным   контролем.  Ученики   составляют   серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.  3. Повторение с расширением.  Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания материала. При этом совсем не обязательно, чтобы   учитель   на   них   отвечал.   Пусть   некоторые   из   них   останутся   как   открытые проблемы данной темы.  4. Свои   примеры.  Ученики   подготавливают   свои   примеры   к   материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.  5. Опрос   ­ итог.  В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. Такие, как: «Что на уроке было главным?»; «Что было интересным?»; «Что новое вы сегодня узнали и чему научились?». Высказываю при этом и собственное мнение.  Конечно, никакой лабораторией, никаким красивым экспериментом нельзя заменить всего того многообразия взаимосвязанных явлений природы, существующих в окружающем нас мире. Очень хочется показать реальную радугу в капельках воды, а не узкую полоску света,   прошедшую   через   призму,   или   дать   возможность   слабому   ребенку   самому,   с помощью простых механизмов, поднять двухсоткилограммовую плиту, запустить ракету и рассчитать   время   ее   возвращения   на   землю   и   т.д.     Эти   возможности   в   школе   очень ограничены и по объективным, и по субъективным причинам. Может быть потому ученики плохо понимают физику, что не пропустили они ее через свои руки, через эмоции, настро­ ения,   не   получили   конкретного   результата   своей   деятельности.   Все,   что   невозможно сделать своими руками, должно быть представлено другими средствами, в том числе с использованием ИКТ.          Помните:   «…часто, обучая детей конкретным    навыкам,   мы лишаем их шанса делать собственные открытия»   (Ж.Пиаже)                            А   закончить   хотелось   бы   словами   известного   немецкого   педагога   А.   Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто   желает   к   ним   приобщиться,   должен   достигнуть   этого   собственной   деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"

Доклад "Педагогические приёмы формирования УУД на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017