Повышению эффективности занятий иностранным языком в школе, наряду с общепризнанными дидактическими средствами, способствуют разнообразные формы музыкальной наглядности, являющиеся активным средством оптимизации всей образовательной деятельности учащихся. Один из специфических видов наглядности – это песенный материал. Овладение аспектами и видами речевой иноязычной деятельности происходит более успешно, если в качестве музыкальной наглядности используется популярный современный песенный материал. Широкое применение песен пособствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Уже на самом начальном этапе обучения иностранному языку используются небольшие по объѐму песни в фонетической зарядке. Они не только развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на совершенствовании навыков аудирования.
Роль песни на уроке иностранного языка
Повышению эффективности занятий иностранным языком в школе,
наряду с общепризнанными дидактическими средствами, способствуют
разнообразные формы музыкальной наглядности, являющиеся активным
средством оптимизации всей образовательной деятельности учащихся. Один
из специфических видов наглядности – это песенный материал. Овладение
аспектами и видами речевой иноязычной деятельности происходит более
успешно, если в качестве музыкальной наглядности используется
популярный современный песенный материал. Широкое применение песен
пособствует формированию лингвистической компетенции обучающихся.
Уже на самом начальном этапе обучения иностранному языку используются
небольшие по объѐму песни в фонетической зарядке. Они не только
развивают навыки произношения, но и благоприятно сказываются на
совершенствовании навыков аудирования. Содержание текстов песен
способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Песни
обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических
явлений, механической памяти. В этом качестве подбираются, как правило,
несложные в языковом плане песни, нередко это песни, не являющиеся
аутентичным материалом, а специально разработанные для тренировки какого
либо грамматического явления. Песни способствуют созданию
психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание
учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную
атмосферу общения на уроке.
Песни, как и любой другой учебный материал, подбираются с учётом целей конкретного урока,
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Их
можно использовать в качестве дополнительного и основного материала на уроке,
организовывая различные виды работы: прослушивание, чтение, инсценирование,
иллюстрирование и другие.
Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во
первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого язы
ка, так как дети этог возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприим
чивы к чужой культуре. Вовторых, при работе с этим своеобразным лингвостра
новедческим материалом создаётся хорошаяпредпосылка для всестороннего развития личнос
ти учащегося,ибо специальноподобранные песни стимулируют образное мышление и формируют
хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества
благодаря наличию вербального текста способен точно и
образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативна
функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом вотличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые,
прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его
интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие н
эмоции человека и его общехудожественную память.
При использовании песен на уроке английского языка происходит приобщение детей к
миру музыки, где музыка выступает действенным средством эсте
тичного воспитания; знакомство детей с музыкальной культурой народа страныизучаемого ин
остранного языка; воспитание коллективизма и высоких моральноэтических качеств; регулиро
вание межличностных отношений в группе, а также реализация принципа
двуплановости обучения, в результате чего усвоение иноязычного материала протекает более
эффективно.
Итак, важно использовать песни и песенный материал на уроках иностран
ного языка, так как это позволяет включить в активную познавательную деятельность по изуч
ению иностранного языка резервные возможности личности каж
дого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере
положительных эмоций.
Песня как один из элементов национальнокультурного
компонента содержания обучения английскому языку
В настоящее время является естественным то, что овладение иноязыч
ной речью как средством общения невозможно без знаний особенностей
культуры страны изучаемого языка. Лингвострановедческий и коммуникативный
подходы к обучению иностранному языку взаимообусловлены и неразрывно связаны.
Процесс формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетен
ций включает в себя обучение не только знаниям, но также и умению
правильно «проживать ситуацию» в иностранном окружении. Цель формирования данных компе
тенций – осуществление обмена между своей культурой и культурой
общества изучаемого языка, падение барьеров, возникновения взаимопонимания и единения.
Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом
любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания. Кроме того,песня – это в
еликолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка,
так и к самому языку, а также эффективный способ повторения языкового
материала, особенно на старшем этапе обучения.
Характер песенных текстов как аутентичных материалов весьма многообразен.Они могут ра
зличаться по лингвистической сложности, стилевой и исторической соотнесённости. Поэтому в
зависимости от уровня обученности учащихся, а также от конкретных промежуточных и конкретн
ых целей урока песни используются поразному.
Так, на начальном этапе обучения иноязычной речи песня является особенно эффективны
средством, наиболее адекватным аутентичным материалом.Но, в отличие от установившегося стереотипа, что с песней можно работать только на начальном этапе обучения иностранному яз
ыку, доказано, что на среднем этапе он тоже необходим.
Звучание музыки, мелодии песни и самого текста песни,
её исполнение предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использо
ван для изучения языка как системы, а также для ознакомления с
особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъ
явления песенного текста определяется условиями, поставленными преподавателем,
уровнем обученности учащихся. Целями в таком случае могут быть представлены:
1.Формирование фонетических навыков;
2. Пополнение лексического запаса учащихся;
3.отработка грамматических конструкций.
Кроме того, песня помогает учащимся приобщиться к иноязычной культуре.Мелодия
песни должна отвечать интересам и увлечениям учащихся, а её
содержание нести смысловую нагрузку. Немаловажным источником коммуникативной
компетенции является изучение песен разных эпох и разного жанра.
Например, можно сравнить какуюнибудь песню послевоенного периода и песню 90х годов
провести сопоставительный анализ, как лингвистики текста, так и социальнокогнитивного
содержания. Также песня помогает сплочению группы:
песню можно петь хором. А в предварительной работе над текстом, где обычно сочетаютс
различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа) непро
извольно происходит общение учащихся.
Таким образом, на основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных
лексических единиц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчествоВыход на твор
ческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, культуры страны изучаемог
языка, в работе происходит формирование коммуникативной компетентности.