Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»
Оценка 4.8

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
воспитательная работа
Взрослым
25.07.2018
Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»
Доклад состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы (всего использовано 17 источников). Всего 13 страниц. 1 параграф "Подходы к определению понятия «компетенция»": в нем представлены определения данного понятия разных авторов и сделан вывод. 2 параграф "Подходы к определению понятия «компетентность»": в нем представлены определения данного понятия разных авторов и сделан вывод.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Доклад 1. Вагина В.В..docx
Министерство образования и науки РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра математических  и естественнонаучны дисциплин Анализ разных определений понятий «компетенция»  Доклад на тему: и «компетентность» Работу выполнила: Вагина Вероника Витальевна студент 4 курса СФ/О ПДВ­1­2014 НБ Направление: Педагогическое образование Профиль: Математика и экономика Работу проверила: Мухаметьянова Ольга Ивановна, старший преподаватель. Соликамск, 2018 Содержание Введение...................................................................................................................3 Подходы к определению понятия «компетенция»................................................4 Подходы к определению понятия «компетентность»...........................................8 Заключение.............................................................................................................11 Список использованной литературы....................................................................12 Введение Инновационная   система   образования   нацелена   на   подготовку конкурентоспособного   специалиста,   владеющего   самодостаточностью   и уникальностью   мышления,   умеющего   самостоятельно   получать   и анализировать   знания,   которые   можно   применять   к   разным   сферам профессиональной   деятельности.   Использование   и   исследование   идущих   в ногу   со   временем   образовательных   технологий,   позволяющих   подготовить специалиста   такого   уровня,   считается   важной   составляющей   в   развитии современной системы образования. Проанализировав   работы   ученых,   исследовавших   проблему компетентности (Т.Г. Браже, Л.К. Иляшенко, В.А. Исаева, Н.Н. Нечаев, А.М. Новиков, С.Ш. Палферова, П.В. Симонов, А.В. Хуторской, А.М. Шрамко), можно сделать вывод, что понятия «компетенция» и «компетентность» имеют различные трактовки у разных авторов. Отсюда исследуемая проблема будет сформулирована   следующим   образом:   в   чем   состоит   отличие   понятий «компетенция» и «компетентность» и каковы их определения. Актуальность данной   проблемы   обосновывает   выбор   темы   работы   «Анализ   разных определений понятий «компетенция» и «компетентность». Цель данной работы — проанализировать разные определения понятий «компетенция» и «компетентность» и сравнить их. Задачи: 1. Проанализировать определения понятия «компетенция». 2. Дать определение понятию «образовательная компетенция». 3. Выделить функции и уровни компетенций. 4. Проанализировать определения понятия «компетентность». 5. Дать определение понятию «профессиональная компетентность». 6. Сравнить понятия «компетенция» и «компетентность». Доклад   состоит   из   введения,  двух   параграфов,   заключения   и   списка литературы из 17 источников. Количество страниц: 13 Подходы к определению понятия «компетенция» Несмотря на то, что данная проблема появилась не один десяток лет назад, ученые еще не пришли к единому и однозначному определению понятия «компетенция». Согласно   толковому   словарю   русского   языка   С.И.   Ожегова   и   Н.Ю. Шведовой, компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто­нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих­нибудь полномочий, прав [9]. Э.Ф. Трунова отмечает, что во ФГОС ВПО компетенция определяется как   способность   применять   знания,   умения   и   практический   опыт   для успешной   деятельности   в   определенной   области.   Также,   по   её   мнению, компетенция – это свойство, качество личности, способствующие успешной работе в профессиональной деятельности [13]. В своем учебно­методическом пособии В.А. Исаева под компетенцией понимает   меру   образовательного   успеха   личности,   проявляющегося   в   ее собственных   действиях   в   определенных   профессионально   и   социально значимых ситуациях, способность работать эффективно и квалифицированно: интегрированная   способность   человека   выполнять   социальные   и профессиональные   роли   на   уровне,   обеспечивающем   его   максимальную самореализацию [6]. Ю.М.   Жуков,   утверждает,   что   компетенция   –   это   характеристика позиций (роли, должности), а не индивида, это то, что индивид должен делать, когда занимается определенную позицию в соответствии с предписаниями и стандартами   выполнения   соответствующими   этой   позиции.   Компетенция описывается   с   помощью   стандартов   и   критериев   выполнения   заданий   или поведенческих эталонов [4]. С.Ш.   Палферова   определяет   понятие   компетенции   как   умение мобилизовать   в   данной   ситуации   полученные   знания   и   опыт,   отводя значительную роль в ее проявлении внешним обстоятельствам. То есть под компетенцией понимается некая общая способность человека, основанная на его знаниях,  опыте, ценностях  и  склонностях  и которая не  сводится  ни  к конкретным   знаниям,   ни   к   навыкам,   а   проявляется   как   возможность установления связи между знанием и ситуацией [10]. А.М. Шрамко отмечает, что в педагогике компетенция рассматривается как   целостность   познаний   и   опыта,   способность   и   подготовленность выпускника   действовать   в   складывающейся   ситуации   и   улаживать профессиональные,   социальные   и   личностные   проблемы.   По   ее   мнению, компетенция – это самая личностная способность специалиста (сотрудника) улаживать   установленный   класс   профессиональных   задач.   Еще   под компетенцией   понимают   формально   описанные   запросы   к   личным, профессиональным   и   т.п.   качествам.   В   данном   понимании   компетенции употребляются   при   оценке   руководителя.   Компетенция   –   это   данное социальное   и   профессиональное   требование   к   подготовке   специалиста, необходимое для его эффективной профессиональной деятельности [17]. А.В.   Хуторской   под   компетенцией,   относительно   образовательного   имеет   ввиду   наперед   заданное   требование   (норму)   к процесса, образовательной подготовке ученика. Также, по его мнению, для обновления содержания образования необходимо отобрать универсальные, переносимые компетенции,   которые   имеют   надпредметный   характер   и   называются ключевыми,  относя   к  ним   ценностно­смысловую,  общекультурную,  учебно­ познавательную, информационную, коммуникативную, социально­трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования [14]. Также   Хуторской   выделяет   образовательную   компетенцию   и компетенцию   ученика.   Образовательная   компетенция,   по   его   мнению,   – требование   к   образовательной   подготовке,   выраженное   совокупностью взаимосвязанных  смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков  и  опыта деятельности   ученика   по   отношению   к   определенному   кругу   объектов реальной   действительности,   необходимых   для   осуществления   личностно   и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются  те или  иные составляющие  этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения [15]. Кроме   того,   он   выделяет   основные   функции   компетенций,   которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:  отражать   социальную   востребованность   на   молодых   граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;  быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;  задавать   реальные   объекты   окружающей   действительности   для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;  задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования   у   него   способности   и   практической   подготовленности   в отношении к реальным объектам действительности;  быть   частью   содержания   различных   учебных   предметах   и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;  соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;  представлять   собой   интегральные   характеристики   качества подготовки   учащихся   и   служить   средствами   организации   комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля [15]. В   соответствии   с   разделением   содержания   образования   на   общее метапредметное, межпредметное и предметное, А.В. Хуторской встраивает три уровня компетенций:  1)   ключевые   компетенции   ­   относятся   к   общему   (метапредметному)   Ключевые   образовательные   компетенции содержанию   образования. конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3)   предметные   компетенции   –   частные   по   отношению   к   двум предыдущим   уровням   компетенции,   имеющие   конкретное   описание   и возможность формирования в рамках учебных предметов. Для   определения   содержания   каждой   из   компетенций   необходима структура, обусловленная их общими функциями и ролью в образовании [15]. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что компетенция – это личные   качества,   способности   и   профессиональные   навыки,   необходимые человеку   для   трудоустройства   и   выполнения   своих   должностных обязательств. Следовательно, к определенной рабочей сфере образовываются свои   компетенции,   которые   из   имеющихся   компетенций   могут   помочь работнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Подходы к определению понятия «компетентность» Проанализировав   понятие   «компетенция»,   можно   сделать   вывод,   что оно   нередко   подменяется   понятию   «компетентность»   или   выступает   его синонимом.   Далее   рассмотрим   различные   трактовки   понятия «компетентность». Согласно   толковому   словарю   русского   языка   С.И.   Ожегова   и   Н.Ю. Шведовой, компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой­ либо области либо обладающий компетенцией [9] В   своем   учебно­методическом   пособии   В.А.   Исаева   под компетентностью понимает интегральную характеристику, распадающуюся на спектр   определенных   компетенций,   также   это   приобретаемое   в   результате обучения новое качество, увязывающее междисциплинарные знания и умения с   набором   интегральных   характеристик   качества   подготовки,   в   первую очередь со способностью применять полученные знаний и умения в будущей профессиональной деятельности [6]. По   мнению   П.В.   Симонова,   компетентность   –   не   просто   обладание знаниями, а скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела [12]. Ю.М.   Жуков,   утверждает,   что   компетентность   –   преимущественно субъективная,   а   не   объективная   характеристика:   это   то,   что   относится   к индивиду как субъекту профессиональной деятельности [4]. М.А.   Чошанов   определяет   компетентность   как   не   просто   обладание знаниями   (эрудиция),   а   постоянное   стремление   к   их   обновлению   и использованию   в   конкретных   условиях,   т.е.   владение   оперативными   и мобильными   знаниями;   это   гибкость   метода   и   критичность   мышления, подразумевающая   способность   выбирать   наиболее   оптимальные   и эффективные решения и отвергать ложные [16]. С позиции Е.И. Огарева компетентность – это устойчивая способность к деятельности   со   знанием   дела,   которая   складывается   из   пяти   главных компонентов:   глубокое   понимание   существа   выполняемых   задач   и разрешаемых проблем; хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процессе достижения целей [11]. Другое   определение  компетентности   дал  Н.Н.  Нечаев:   «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способом и средств достижения намеченных целей» [7]. А.Хуторской   под   компетентностью   понимает   уже   состоявшееся личностное качество ученика (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению   к   деятельности   в   заданной   сфере.   То   есть   компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенций [14]. Профессиональная   компетентность   специалиста,   подчеркивает   Т.Г. Браже,   определяется   не   только   профессиональными   базовыми   (научными) знаниями   и   умениями,   но   и   ценностными   ориентациями,   мотивами   его деятельности,   пониманием   им   себя   и   окружающего   мира,   стилем взаимоотношения с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью   к   развитию   своего   творческого   потенциала.   Отсюда профессиональная   компетентность   формируется   только   во   взаимосвязи   с   к   которым   относятся социальными   установками   специалиста, профессиональная   идентичность   (принятие   профессиональных   норм   и ответственности),   профессиональная   этика   (освоение   этических   норм   конкурентоспособность   (способность   к   эффективной профессии), профессиональной   деятельности   в   структуре   рыночных   отношений), стремление к научному совершенствованию (необходимость продвижения к новому знанию через исследования), мотивация к продолжению образования (потребность в совершенствовании профессиональных умений и знаний, чтобы отвечать современным требованиям) [2]. А.М.   Новиков   рассматривает   понятие   «компетентность»   как альтернатива понятию «профессионализм» и отмечает, что сейчас чаще всего при   оценке   деловых   качеств   вместо   понятия   «профессионализм» используется «компетентность». Первое понятие, по его мнению, относится к   Во   второе   –   входит   содержание технологической   подготовке. надпрофессионального характера, компоненты которого называют «базисные квалификации».   Это   такие   качества   личности   как   самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, готовность постоянно обновлять знания, гибкость ума, готовность к системному и экономическому мышлению, умение вести диалог, сотрудничать в коллективе, общаться с коллегами. А.М. Новиков   включает   в   понятие   компетентности   также   знания,   маркетинг, защита интеллектуальной собственности [8]. Понятие   «компетентность»   используется   для   описания   конечного результата обучения, а понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как», в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что» [5]. А.С.   Белкин   обозначает   компетенцию   как   совокупность   того,   чем человек   располагает,   а   компетентность   –   как   совокупность   того,   чем   он владеет   [1].   В.Г.   Горб   отмечает,   что   если   социально   обусловленные требования к уровню подготовки специалиста называются компетенцией, то уровень   соответствия   этим   требованиям   целесообразно   определить,   как компетентность [3] Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что компетенция – это то, что специалист должен делать в соответствии с нормативными документами, компетентность   –   это   то,   что   он   умеет   делать.   Таким   образом, компетентность есть составляющая профессиональной культуры, во многом пересекающаяся с профессиональными ценностями и стереотипами. Заключение В   проведенном   исследовании   проанализирована   информация   про понятие   компетенции,   понятие компетентности   и   профессиональной   компетентности,   сравнение   двух   функции   и   уровни   компетенций, ключевых понятий «компетенция» и «компетентность». Изучив   ряд   определений,   очевидно,   что   понятия   компетенции   и компетентности значительно шире понятий знаний, умений, навыков, так как они включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и   т.п.),   ее   способность   преодолевать   стереотипы,   чувствовать   проблемы, проявлять   гибкость   мышления,   самостоятельность,   целеустремленность, волевые качества. Анализируя вышесказанное, очевидно, что «компетентность» шире, чем «компетенция».   Она   включает,   наряду   с   когнитивно­знаниевым,   еще   и мотивационный,   В   отношенческий   и   регулятивный   компоненты. содержательном   плане   компетентность   объединяет   процесс   освоения   и присвоения   социальных   норм   и   ценностных   ориентиров,   способность   к   их реализации в своей деятельности, отношение к собственной профессии как к ценности. Если компетенция – это знания и умения в определённой сфере человеческой   деятельности,   то   компетентность   –   это   качественное использование данных компетенций. Итак, цель работы достигнута, задачи решены. В ходе проведения работы выявилось, что недостаточно исследованы структура   и   классификация   компетентности   и   компетенций.   В   этом направлении работа может быть продолжена в дальнейшем. Список использованной литературы 1. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы)/ А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 2005. – 208 с. 2. Браже   Т.Г.   Инженеры   и   врачи   о   гуманитарных   знаниях   и   общей культуре   как   интегральной   характеристике   личности//   Интеграционные процессы   в   образовании   взрослых.   Материалы   научно­практической конференции/ Под. Ред. Ю.Н. Кулюткина и др. / СПб.: ИОВ РАО, 1997. – С. 73­76. 3. Горб   В.Г.   Педагогический   мониторинг   образовательного   процесса как фактор повышения его уровня и результатов// Стандарты и мониторинг в образовании. / №1. – 2000. – С. 33­37. 4. Жуков   Ю.М.   Коммуникативный   тренинг   /   Ю.М.   Жуков.   –   М.: Градарики, 2004 г. – 293 с. 5. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Понятийное поле компетентностного подхода:   компетентность,   компетенции,   математическая   компетентность, профессиональная   компетентность   //   Глобальный   научный   потенциал. Педагогика   и   психология.   №3   (36).   Издательство:   Фонд   развития   науки   и культуры (Тамбов). – 2014. – С. 15­19. 6. Исаева В.А. Образование взрослых: компетентностный подход / В.А. Исаева, В.И. Воротилов. СПБ, 2005. – 91 с. 7. Нечаев   Н.Н.   Формирование   коммуникативной   компетенции   как условие становление профессионального сознание специалиста/ Н.Н. Нечаев, Г.И. Резницкая// Вестник УРАО. – 2002. ­ №1 – С.3­21. 8. Новиков   А.М.   Интеграция   базового   профессионального образования// Педагогика. ­ №3, 1993. – С. 3­8. 9. Ожегов   С.И.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка: 80 000   слов   и   фразеологических   выражений/   Российская   академия   наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4­е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с. 10. Палферова   С.Ш.   Проектирование   технологии   компетентностно­ ориентированного   обучения   дисциплинам   естественнонаучного   цикла студентов технических вузов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Ш. Плфенова. – Тольятти, 2003. – 252 с.]. 11. Педагогический   энциклопедический   словарь   /   гл.   ред.   Б.М.   Бим­ Бад;   редкол.   М.М.   Безруких   [и   др.].   –   М.:   Большая   Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с. 12. Симонов   П.В.   Междисциплинарная   концепция   человека: потребностно­информационный   подход   //   Человек   в   системе   наук.   –   м.: Наука, 1989. – С. 58­73. 13. Трунова Э.Ф. Компетентностный подход в образовании: основные понятия,   история   развития,   отличительные   особенности.   [Электронный  https://infourok.ru/kompetentnostniy­podhod­v­ ресурс]   Инфоурок.  URL: obrazovanii­osnovnie­ponyatiya­istoriya­razvitiya­otlichitelnie­osobennosti­ 1544254.html (дата обращения: 10.06.2018 г.) 14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно­ ориентированной   парадигмы   образования.   //   Народное   образование.   ­   №2, 2003. – С. 58­64.]. 15. Хуторской   А.В.   Технология   проектирования   ключевых   и предметных   компетенций.   [Электронный   ресурс]   Центр   дистанционного образования   Эйдос.   URL:   http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm   (дата обращения: 10.06.2018 г.) 16. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно­модульного обучения: методическое пособие/ М.А. Чошанов. – М,: Народное образование, 1996. – 160 с. 17. Шрамко   А.М.   теоретические   аспекты компетентности,   виды   компетенции,   профессиональная   компетентность.   Компетентность: [Электронный   ресурс]   Известия   института   педагогики   и   психологии образования. http://ippo.selfip.com:85/izvestia/kompetentnost­   URL:   teoreticheskie­aspek/ (дата обращения: 10.06.2018 г.)

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция» и «компетентность»

Доклад по педагогике на тему: Анализ разных определений понятий «компетенция»  и «компетентность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2018