Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
02.03.2018
В докладе говорится, что такое профессиональная этика, а именно этика медицинского работника. Формирование профессиональной этики будущих медицинских работников способствуют педагогические условия. К таким педагогическим условиям относятся общечеловеческие и духовно-нравственные и морально-этические ценности. применяемые в воспитательном процессе. А также дополнение специальных дисциплин профессиональными задачами.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА - копия.docx
федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д О К Л А Д
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Составил: преподаватель Л.И. Ермакова
Рассмотрено на заседании ЦМК
профессиональных модулей по специальности
Лабораторная диагностика
Протокол №_______ от _______2017 г.
Руководитель ЦМК ________ М.Н.Пономарева
Дата регистрации____________2017 г.
Методист ________ Л.Ю. Горина г.Пенза, 2017 г
2 План
1 Профессиональная этика
2 Медицинская этика
3 Формирование профессиональной этики у студентов
1 Профессиональная этика
Быстрое развитие современных медицинских технологий, социальный
запрос на качество медицинских услуг обусловливают особые требования к
профессиональной деятельности медицинских работников. Востребованными
становятся такие нравственные качества личности, как гуманное отношение к
человеку, милосердие, ответственность, глубокое понимание общечеловеческих
моральных ценностей и осознание гражданского долга, толерантность, эмпатия.
В современной системе здравоохранения затребован медицинский
работник с высокой нравственностью, способностью к эмпатии и
ассертивности, доброжелательностью. Это носитель профессиональной этики,
которую анализ научных источников позволяет рассматривать сквозь призму
профессиональной медицинской морали, что обуславливает совокупность
определенных нравственных норм и оценок, а также систему нравственных
отношений.
Профессиональная этика – это нравственные нормы,
которые
регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение
человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.
Предметом профессиональной этики выступают:
качества личности специалиста, необходимые для выполнения
профессионального долга;
нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их
деятельности;
взаимоотношения коллектива организации с обществом;
взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые
их регулируют;
цели и методы профессионального обучения и воспитания.
2 Медицинская этика
Медицинская этика — часть общей и один из видов профессиональной
этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медиков. Предметом
ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности
3 медиков. Медицинская этика в отличие от права формировалась и
существовала как свод неписаных правил.
Медицинская этика
медицинских работников.
―
совокупность норм поведения и морали
В профессиональной медицинской этике исходным следует считать
принцип гуманизма.
Гуманизм — это воззрение, рассматривающее человека как высшую цен
ность, защищающее его свободу и всестороннее развитие
Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает
человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и
помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна
выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и
профессиональным мастерством.
Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми
членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к
коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту
и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно
придерживаться, если общение происходит в присутствии больного.
Категории медицинской этики:
1. равенство и справедливость;
2. благо и добро;
3. профессиональный долг;
4. ответственность;
5. честь, достоинство, совесть.
3 Формирование профессиональной этики у студентов
Особую актуальность приобретает проблема формирования
профессиональной этики будущих медицинских работников в учебно
воспитательном процессе медицинского колледжа.
Формированию профессиональной этики будущих медицинских
работников способствуют педагогические условия. Это условия, созданные
усилиями коллектива для улучшения учебного процесса, система органически
связанных между собой психических и практических действий, направленных на
решение конкретных педагогических задач обучения.
Специфика
педагогических условий формирования профессиональной этики будущих
медицинских работников в учебновоспитательном процессе медицинского
колледжа детерминируется состоянием, особенностями современной медицины,
сущностью и содержанием профессиональной подготовки.
Рассмотрим педагогические условия более подробно. Фокусируем
внимание на следующем педагогическом условии:
формирование
профессиональной этики будущих медицинских работников на основе
4 общечеловеческих и национальных духовнонравственных, морально этических
ценностей и создания соответствующей учебновоспитательной среды в
медицинском колледже.
стрессоустойчивость,
креативность,
Учебновоспитательная среда медицинского колледжа должна
способствовать повышению мотивации студентов к обучению, развитию таких
личностных качеств, как интеллект, уверенность в себе, эмоциональная
устойчивость,
ответственность.
Составляющими этой среды выступают: гимн, эмблема учебного заведения,
соответствующая одежда (белый, чистый, выглаженный халат, шапочка,
отсутствие лишних украшений и косметики) и, собственно, помещение, где
учатся будущие медицинские работники. Учебные кабинеты создают
определенный контекст будущей профессиональной деятельности, они
оснащены большим количеством муляжей, фантомов, макетами человека и
отдельных органов, настенными печатными материалами (санитарными
бюллетенями о здоровом образе жизни, методах профилактики инфекционных
заболеваний, выставкой медицинских книг, профессиональных и практических
достижений
конкурсов
профессионального мастерства). Все это в целом способствует воспитанию
милосердия, сопереживания, сочувствия, терпимости.
медицинского колледжа,
воспитанников
Следующее педагогическое условие: дополнения содержания языковых,
психологопедагогических, специальных дисциплин задачами профессионально
ориентированного (ситуационного), культурологического, аксиологического
направления.
На занятиях русского языка, иностранного языка важно выстраивать в
контексте формирования ценностных установок, культуры поведения и
общения, расширения культурного кругозора и диалога культур. Осуществляем
это путем анализа профессиональных видеоматериалов и обработки
профессиональных текстов, отчетных материалов производственной практики.
Во время проведения практических занятий следует использовать разные
способы работы с текстом: метод чтения вслух (предполагает эмоциональное
сопереживание содержанию), метод творческого самочувствия (особое место
здесь занимает использование элементов «театрализации» и «драматизации», что
приводит субъект к социальной адаптации и повышает уровень его
коммуникабельности). Важен курс психологии, поскольку при разговоре с
больными необходимы знания человеческой психологии, умение слушать,
убеждать, реагировать на реплику партнера в ходе коммуникации. Здесь главная
цель ситуационных задач вызвать познавательный интерес у студентов,
направить их умственную деятельность. Студенты получают возможность давать
объективную оценку значимости ситуации, демонстрировать свои убеждения,
отношение, ценности с помощью вербальных, невербальных средств, испытать
свои силы, принять сложные решения и обсуждать их возможные последствия.
На занятиях по профильным предметам применяем различные
тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более
эффективно применять ее в общении с пациентом. Важно и формирование
5 умений управлять мимикой и жестикуляцией. Самореализация личности
происходит на основе индивидуальных способностей, приобретенных
лингвистических и профессиональных (специальных) знаний, речевых умений и
навыков, развитие которых становится для студента внутренней потребностью.
Педагогическое условие:
выполнение студентами профессионально
ориентированных проектов во время воспитательной, научной работы и
производственной практики как основы для стимулирования процесса
формирования профессиональной этики будущих медицинских работников.
Профессиональноэтическая направленность учебновоспитательного процесса
медицинского колледжа достигается и путем выполнения студентами
профессионально ориентированных проектов . В современных исследованиях
этот метод рассматривают как такую систему обучения, в основе которой
концепции обучения путем «действия» и «свободного воспитания». При работе
по этому методу основную роль отводят самостоятельной деятельности
воспитанников,
степени
увлеченности. Главной особенностью проектирования определяют создание
новых продуктов. Проектные технологии меняют систему отношений
«преподаватель студент».
их активности,
инициативности,
творчества,
Методы проектирования весьма разнообразны: это дискуссия, мозговой
штурм, ролевые игры, метод портфолио, «кейс»метод. Результатами
проектирования выступают дискурстудия, видеофильм, фотовыставка, альбом,
бортжурнал, мультимедийная презентация, онлайнгазета, альманах т.п. Как
результат, проект «учит» будущих медицинских работников
навыкам
профессиональной деятельности, коммуникации с пациентом, с коллегами и
одновременно мыслить творчески и нестандартно.
Во время производственной практики для приобретения умений и навыков
самостоятельного решения производственных, научных и организационных задач
предлагается выполнить следующие профессионально ориентированные
проекты: изготовить тематические санбюллетни (стенды, таблицы), собрать
статистические данные из отдельных патологических единиц, провести
профориентационные беседы среди работающей молодежи в лечебно
профилактических учреждениях по месту прохождения практики; собрать
отзывы о выпускниках колледжа, работающих на базах практики и др.
Таким образом, для обеспечения эффективности формирования
профессиональной этики будущих медицинских работников в учебно
воспитательной среде медицинского колледжа необходим
комплекс
педагогических условий, реализацию которых можно достигнуть на основе
общечеловеческих и национальных духовнонравственных, морально
стандартизацию
этических ценностей; через
профессиональной
дополнения содержания языковых,
образовательной деятельности;
психологопедагогических,
задачами
профессионально ориентированного,
аксиологического направления,
выполнение студентами профессионально ориентированных проектов в
специальных
дисциплин
6 воспитательной, научной работе и производственной практике как основы для
стимулирования процесса формирования профессиональной этики.
Список литературы:
1.
Алферова Е.А. Роль воспитательного процесса в формировании
поликультурной личности студента медицинского вуза / Е.А. Алферова, А.В.
Сущенко, И.Е. Плотникова // Личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии. – 2014. – №391. – С. 6468.
2.
Короткое, Э. М. Управление качеством образования: учеб.
пособие для вузов / Э. М. Коротков. М.: Академический проект : Мир, 2016.
С. 209.
3.
Макеева, Л. А. Теоретические проблемы врачебной этики и
медицинской деонтологии в условиях современной НТР : автореф. дис. . канд.
филос. наук / Л. А. Макеева. Л., 2015. 21 с.
7 8
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Доклад по теме: "Формирование профессиональной этики у студентов медицинского колледжа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.