Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим условиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
МБДОУ «Детский сад №36»
Подвижные игры как средство развития
физических качеств детей дошкольного
возраста.
Подготовила воспитатель
Мартынюк Е.И.Кировск
2018
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к
определенным умственным и физическим условиям. Подвижная игра – незаменимое
средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств.
Игра занимает в жизни ребенка большое место. Она составляет главное содержание его
жизни. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования
основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена
обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в
соответствии с той или иной ситуацией. Большое влияние на желание детей подвигаться
оказывают подвижные игры. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он
становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у
ребенка работают легкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена
веществ. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое
представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир
в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями,
представлениями и понятиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной
стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически,
привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и
эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их
среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников
мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных
гигиенических навыков. В дошкольном возрасте, большое значение для формирования
ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, активные движения,
обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал,
организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение,
развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные
игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об
окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный
запас; совершенствуют психические процессы. Для подвижных игр характерно нравственно
ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи,
организованность, инициативу. Кроме того, проведение физических упражнений с
помощью подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью,
весельем, ощущением свободы. Подвижные игры создают атмосферу радости, активные
движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег,
равновесие, прыжки, подлезание и так далее. Большое количество движений активизирует
дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает
благотворное влияние на психическую деятельность.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний
и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность
ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает
результативность движений. Игра является незаменимым средством развития физических
качеств: быстроты, силы, координации движений и др. В подвижной игре, как деятельности
творческой, ничто не сковывает свободу действия ребенка, в ней он раскован и свободен.
Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют
потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр
заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц,
и, следовательно, в равномерном их развитии. Они не просто бегают и прыгают, а
изображают, каких либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или
иные группы мышц.
Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной
задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с
самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время
выполнения двигательных действий и требования к их точности.
Подвижные игры вводятся постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по
мере овладения основными движениями. Их делят на элементарные и сложные.
Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игрызабавы,
аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.
Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение
транспорта, движения и повадки животных, птиц и так далее.), игровые действия
связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила
обусловливают начало и прекращение движения,
определяют поведение и
взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для
всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами
и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно
они популярны в младшем возрасте.
Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными
наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти
игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей
большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом,
прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый
играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой
подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и
построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней
подвижности тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих
относительно спокойный (ходьба, передача предметов и т.д.). В играх малой
подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их
незначительна.В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного
возраста занимает особое место. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного
внедрения подвижных игр в физкультурные занятия укрепляется здоровье ребенка,
происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются
движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего
гармоничного развития личности.
Таким образом, подвижные игры являются одним из главных условий развития физических
качеств ребенка в дошкольном возрасте. Игры развивают и укрепляют опорно
двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. В них
дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об
изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе
деятельности.
Список литературы:
1. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей
дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно
теоретический журнал. – 2004 г. – № 3.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.
– М.: Издательский центр //Академия 2001 г. – 368с.