Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"
Оценка 5

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Оценка 5
Педсоветы
doc
история +1
Взрослым
07.06.2017
Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"
Данный материал содержит информацию к педагогическому совету по теме "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания".Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в образовательной практике. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.
доклад проектная деятельность.doc
ОПФ МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» в с.Карамышка Организация проектной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время                                                                                                        Гаврилова Елена Алексеевна                                                         учитель истории и обществознания                                                             первой квалификационной категории                                          ОПФ МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»  в с.Карамышка 2016г. Сл.2                              Скажи мне, я забуду.               Покажи мне, я могу запомнить.               Позволь мне сделать это,               и это станет моим навсегда. Китайская пословица      Сл.3        Приобщение учащихся к научно­исследовательской, поисковой деятельности является   одной   из   форм   обучения   в   моей   практике.   Проект   рассматриваю   как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален   в  большей   степени,  чем   многие   другие.  В   переводе   с  латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").  Сл.4  В своей работе применяла различные виды проектной деятельности.  Виды проектов:                                                                                                                     Исследовательский; Информационный; Творческий; Ролевой.  Сл.5  Так,   в   5   классе,   при   изучении   истории   Древнего   мира,   мы   с   учащимися разрабатывали   проект   “Семь   чудес   света”.   Целью   работы       являлось   найти   ответ   на вопрос: что же является чудом света? По каким критериям его выделяют?     описание старых и новых чудес света. Анализ принадлежности шедевров к понятию «чудеса света». Были поставлены  следующие задачи:                                                       Практико­ориентированный ; 1) Описание  событий и причин гибели данных архитектурных памятников (7 старых чудес света). Составить таблицу «Дата создания­ дата разрушения»; 2) показать  величие и уникальность старых и новых чудес света; 3) ближе познакомиться с наиболее выдающимися памятниками архитектуры; Сл.6  Использование   такой   традиционной   формы   творческой   работы,   как   составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. В 5 ­6 кл. хорошие результаты дает   использование   кроссворда,   в   котором   часть   вопросов   заменяется   на   рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует   большого   объема   времени   и   поэтому   правильнее   ее   организовать   в   виде домашнего мини­проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки. В 7 ­8 кл. возможно применение так называемых обратных кроссвордов, в которых ответы уже   присутствуют,   а   необходимо   составить   к   ним   вопросы.   Эти   кроссворды   можно использовать для проверки больших блоков пройденного материала. Сл.7  6   класс   проект   «Тайны   и   загадки   истории».  В   ходе   выполнения   проекта   были рассмотрены удивительные тайны и загадки истории. Более подробно познакомились с легендой о Короле Артуре, о тайне исчезновения Атлантиды. Составлен список категорий тайн и загадок истории  по причинам их происхождения, проявлений. Сл.8 Обращаюсь к учебнику история России 6 класс и рабочей программе 6 класс Сл.9 Тема «Слава и честь Отечества» проект «Александр Невский» Интересными, на мой взгляд, получились у нас творческие проекты: Презентации   к   уроку   («Петр   Великий   –   реформатор   или   тиран?»­   7   класс,   «Мудрая княгиня Ольга» ­ 6 класс) На уроках обществознания были реализованы следующие мини­проекты: Обществознание  5 класс Сл.10­ Раздел  «Человек в обществе» Сл.11 ­ «Люди  с ограниченными возможностями и особыми потребностями»  (Черкашин Ренат­ 5 класс) Раздел «Ближайшее окружение подростка»  ­ «Семейные ценности и традиции»  Сл. 12 ­ «Родословное древо моей семьи» Сл.13 ­ «Герб моей семьи»  Обществознание 6 класс Общество – большой «дом» человечества  ­ « Экономика вокруг нас»  ­ «Моя будущая профессия» Сл.14 ­ « Музеи» Общество, в котором мы живем «Как спасти природу» Проект «Материал для школьной газеты»  о деятельности выдающегося россиянина. Обществознание 7 класс Регулирование поведения людей в обществе ­ «Органы охраны правопорядка»  (проект) ­ «Профессия­ юрист» (проект) Основы российского законодательства  Сл.15 ­«Традиции, обряды, ритуалы»  (проект)  Сл. 16     Внеурочное время.     Вот уже несколько  лет я вместе со своими учениками участвую в региональном форуме научных и творческих работ «Великая Отечественная война: события, люди, факты, оценки». Свою работу веду по следующим направлениям: «Саратов.   Край   прифронтовой…»,   «Человек   фронта   и   тыла».   Были   написаны исследовательские работы «У каждого была своя война», «Если мы войну забудем, вновь придет   война»,   «Комаров   Василий   Иванович­   наш   земляк,   участник   Великой Отечественной   войны»,   «Мой   прадедушка»,   «Никто   не   забыт,   ничто   не   забыто»,   «У памяти старой в плену», Сл. 17  с 2012  занимают призовые места в муниципальных и региональных конкурсах.        Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну   из   тем   школьного   предметного   курса,   обеспечить   реализацию   обязательного минимума   и   предусматривать   осуществление   аналитической,   исследовательской, творческой деятельности учащихся. Важным   моментом   в   исследовательской   деятельности   является   формулировка   целей, задач и гипотезы исследования. Особое   внимание   при   разработке   исследовательского   проекта   учителю   необходимо уделять   дидактическим   и   методическим   материалам   в   поддержку   проектной деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература   для   самообразования,   требования   педагога   к   качеству   проекта,   формы   и методы   количественной   и   качественной   оценки   результатов   проектирования.   Иногда возможно   выделить   алгоритм   проектирования   или   другое   поэтапное   разделение деятельности. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужное русло самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение. Учащиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу по интересующему их  материалу с целью создания презентаций своих работ. Важный момент в реализации  проекта – выбор формы продукта проектной деятельности.  (памятка, буклет, стенгазета,  презентация, выставка и т.д)            Сл.18         Работа над исследовательским проектом ­ это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит   судьба   проекта   в   целом.   На   последнем   этапе   моя   роль   велика   потому,   что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д.                Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке, как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса.   Сл.19  Хочу   заметить, что при работе над проектами я   столкнулась с некоторыми проблемами.  Вот некоторые проблемы: Тематика   проектов,   предложенная   авторами   интересна,   разнообразна.   Но, на мой взгляд, перегружена. Например,  по каждому предмету  предложено по 6 проектов в год. Скажу честно, далеко не все  проекты по данным темам  заинтересовали  детей и меня,  да и     слишком   велико   их   количество.   Я   считаю   не   совсем     реальным   и   полезным использование   такого  количества  проектов. Также смущает и то, что в одну  четверть детям предлагают заниматься  несколькими  проектами  разной тематики. Думаю, что в будущем буду предлагать  школьникам  одну  тему,   взятую на одну четверть. Вторая проблема, с которой я столкнулась ­   это   погружение в тему проекта. Ведь от того,   как это пройдет,   зависит половина дела. Важно, чтобы это было максимально интересно,   неожиданно,     а   тематика   должна   быть     разнообразной,       актуальной     и интересной  детям. Сл.20  Таким   образом,     проектная   технология,   которую   я     использую   на   практике   в течение   последних   лет,   на   данном   этапе   развития   современной   школы   актуальна   и востребована, т.к. отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной   личности.   Но   внедрять   её   необходимо,   повторюсь,   последовательно   и продуманно. Список используемой литературы 1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной  деятельности. / школьные технологии, 2010 г.  2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2009 г.  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности    школьника. Самара, 2010 г.  4. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2008­2013 гг.  5. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2010г.  6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.  М., 2004 г.  7. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. М., 2009 г.  8. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей  школьников. М., 2010 г.  9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.  М., 2008 г.  10. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2009 г.  11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое  пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с. 12.Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001. 13.Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект­ Центр». 2005 – 96 с. 14.Электронный каталог http://www.gnpbu.ru/cgi­bin/WebIrbis3/Search1.exe 15.Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school­sector.relarn.ru

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"

Доклад "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.