Данный материал содержит информацию к педагогическому совету по теме "Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания".Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в образовательной практике. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие.
ОПФ МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок» в с.Карамышка
Организация проектной деятельности учащихся
на уроках истории, обществознания
и во внеурочное время
Гаврилова Елена Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
ОПФ МОУ «СОШ с.Октябрьский Городок»
в с.Карамышка2016г.
Сл.2 Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Сл.3 Приобщение учащихся к научноисследовательской, поисковой деятельности
является одной из форм обучения в моей практике. Проект рассматриваю как
эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности
многофункционален в большей степени, чем многие другие. В переводе с латинского
проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").
Сл.4 В своей работе применяла различные виды проектной деятельности.
Виды проектов:
Исследовательский;
Информационный;
Творческий;
Ролевой.
Сл.5 Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися
разрабатывали проект “Семь чудес света”. Целью работы являлось найти ответ на
вопрос: что же является чудом света? По каким критериям его выделяют? описание
старых и новых чудес света. Анализ принадлежности шедевров к понятию «чудеса света».
Были поставлены следующие задачи:
Практикоориентированный
;
1) Описание событий и причин гибели данных архитектурных памятников (7 старых
чудес света). Составить таблицу «Дата создания дата разрушения»;
2) показать величие и уникальность старых и новых чудес света;
3) ближе познакомиться с наиболее выдающимися памятниками архитектуры;
Сл.6 Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление
авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности
для развития самых разнообразных умений и компетенций. В 5 6 кл. хорошие результаты
дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки,
фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для
составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются
межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа
требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде
домашнего минипроекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы,
создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
В 7 8 кл. возможно применение так называемых обратных кроссвордов, в которых ответы
уже присутствуют, а необходимо составить к ним вопросы. Эти кроссворды можно
использовать для проверки больших блоков пройденного материала.
Сл.7 6 класс проект «Тайны и загадки истории». В ходе выполнения проекта были
рассмотрены удивительные тайны и загадки истории. Более подробно познакомились слегендой о Короле Артуре, о тайне исчезновения Атлантиды. Составлен список категорий
тайн и загадок истории по причинам их происхождения, проявлений.
Сл.8 Обращаюсь к учебнику история России 6 класс и рабочей программе 6 класс
Сл.9 Тема «Слава и честь Отечества» проект «Александр Невский»
Интересными, на мой взгляд, получились у нас творческие проекты:
Презентации к уроку («Петр Великий – реформатор или тиран?» 7 класс, «Мудрая
княгиня Ольга» 6 класс)
На уроках обществознания были реализованы следующие минипроекты:
Обществознание 5 класс
Сл.10 Раздел «Человек в обществе»
Сл.11 «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями»
(Черкашин Ренат 5 класс)
Раздел «Ближайшее окружение подростка»
«Семейные ценности и традиции»
Сл. 12 «Родословное древо моей семьи»
Сл.13 «Герб моей семьи»
Обществознание 6 класс
Общество – большой «дом» человечества
« Экономика вокруг нас»
«Моя будущая профессия»
Сл.14 « Музеи»
Общество, в котором мы живем
«Как спасти природу»
Проект «Материал для школьной газеты» о деятельности выдающегося россиянина.
Обществознание 7 класс
Регулирование поведения людей в обществе
«Органы охраны правопорядка» (проект)
«Профессия юрист» (проект)
Основы российского законодательства
Сл.15 «Традиции, обряды, ритуалы» (проект)
Сл. 16 Внеурочное время. Вот уже несколько лет я вместе со своими учениками
участвую в региональном форуме научных и творческих работ «Великая Отечественная
война: события, люди, факты, оценки». Свою работу веду по следующим направлениям:
«Саратов. Край прифронтовой…», «Человек фронта и тыла». Были написаны
исследовательские работы «У каждого была своя война», «Если мы войну забудем, вновь
придет война», «Комаров Василий Иванович наш земляк, участник Великой
Отечественной войны», «Мой прадедушка», «Никто не забыт, ничто не забыто», «У
памяти старой в плену»,
Сл. 17 с 2012 занимают призовые места в муниципальных и региональных конкурсах.
Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать
одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного
минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской,
творческой деятельности учащихся.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей,
задач и гипотезы исследования.Особое внимание при разработке исследовательского проекта учителю необходимо
уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной
деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций
или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная
литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и
методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда
возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение
деятельности.
При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка
в нужное русло самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя
предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на
актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель
ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
Учащиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу по интересующему их
материалу с целью создания презентаций своих работ. Важный момент в реализации
проекта – выбор формы продукта проектной деятельности. (памятка, буклет, стенгазета,
презентация, выставка и т.д)
Сл.18 Работа над исследовательским проектом это учебная деятельность, поэтому
естественно, что она проводится под руководством педагога. Моя роль велика на первом
и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект,
зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что
учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к
неожиданным умозаключениям и т.д.
Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени,
прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того,
затрачивается время на уроке, как на организационные сообщения, так и на групповую
работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса.
Сл.19 Хочу заметить, что при работе над проектами я столкнулась с некоторыми
проблемами. Вот некоторые проблемы:
Тематика проектов, предложенная авторами интересна, разнообразна. Но, на мой
взгляд, перегружена. Например, по каждому предмету предложено по 6 проектов в год.
Скажу честно, далеко не все проекты по данным темам заинтересовали детей и меня, да
и слишком велико их количество. Я считаю не совсем реальным и полезным
использование такого количества проектов. Также смущает и то, что в одну четверть
детям предлагают заниматься несколькими проектами разной тематики. Думаю, что в
будущем буду предлагать школьникам одну тему, взятую на одну четверть.
Вторая проблема, с которой я столкнулась это погружение в тему проекта. Ведь от
того, как это пройдет, зависит половина дела. Важно, чтобы это было максимально
интересно, неожиданно, а тематика должна быть разнообразной, актуальной и
интересной детям.
Сл.20 Таким образом, проектная технология, которую я использую на практике в
течение последних лет, на данном этапе развития современной школы актуальна и
востребована, т.к. отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально
активной личности. Но внедрять её необходимо, повторюсь, последовательно и
продуманно.Список используемой литературы
1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной
деятельности. / школьные технологии, 2010 г.
2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2009 г.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника. Самара, 2010 г.
4. Журнал «Преподавание истории в школе» за 20082013 гг.
5. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2010г.
6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.
М., 2004 г.
7. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. М., 2009 г.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей
школьников. М., 2010 г.
9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.
М., 2008 г.
10. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2009 г.
11.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
12.Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2001.
13.Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интелект
Центр». 2005 – 96 с.
14.Электронный каталог http://www.gnpbu.ru/cgibin/WebIrbis3/Search1.exe
15.Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://schoolsector.relarn.ru