Доклад
на тему «Психоэмоциональный настрой ребенка и родителей на учебный процесс»
Сабаева М.А.
Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в
жизни ребенка. Что значит «серьезный момент»? Типичные ответы на этот вопрос:
«Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много
новых впечатлений», «Большие нагрузки». Большая часть родителей оценивает
начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане.
Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности,
новая социальная роль — ученик — со своими плюсами и минусами. Но почему-то
забывается, что школа — это и совершенно новые условия жизни и деятельности
ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется школе, школьным делам и заботам.
Начало обучения — очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же
дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его
предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и
интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, и обилие новых
впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится
сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно
сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
С началом систематического обучения в школе объем нагрузок
значительно возрастает. И мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем
это.
Первый год в школе — это своего рода испытательный срок и для родителей, когда
четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание
его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не
хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из добрых
побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего
потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не
неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех
систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и
дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали,
какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на
первых порах обучения.
Огромная роль родителей состоит в том, чтобы уменьшить нагрузку на
психоэмоциональную систему вчерашнего дошкольника. В связи с этим, я хочу дать
вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с
детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и
теплыми.
Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.
Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.
Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований.
Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения. Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.
Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и вседозволенности.
Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.
Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и
какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым
стрессом для детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, у
него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому,
если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего
ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,
должны продолжаться не более получаса в день — так считают врачи-офтальмологи и
невропатологи во всех странах мира.
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать:
"Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо,
не балуйся".
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Очень хорошие советы вы можете найти в книге «Популярная психология для родителей» и в книге «Как относится к себе и к людям» Н. Козлова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.