Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Оценка 5
Игры +1
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
12.03.2018
Психиатр Эйген Блейлер в 1911 г. впервые использовал термин «аутизм», т. е. значительное отгораживание человека от окружающей реальности, погружение в себя. Ранний аутизм был описан в 1942 г. психиатром Лео Каннером.
В. П. Осипов определял аутизм как «разобщенность больных с внешним миром». В. А. Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к окружающему миру.
Опираясь на общепсихологические принципы категории общения, В. Е. Каган предложил следующее определение: аутизм – это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение.
Доклад на конференцию.docx
«Психокоррекционная и развивающая работа с младшими
школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома».
Для меня эта тема является актуальной, т. к. я работаю с ребенком,
которому поставлен диагноз «Аутистический синдром».
Психиатр Эйген Блейлер в 1911 г. впервые использовал термин
«аутизм», т. е. значительное отгораживание человека от окружающей
реальности, погружение в себя. Ранний аутизм был описан в 1942 г.
психиатром Лео Каннером.
В. П. Осипов определял аутизм как «разобщенность больных с внешним
миром». В. А. Гиляровский рассматривал его как своеобразное нарушение
сознания самого «Я» и всей личности, нарушение адекватных установок к
окружающему миру.
Опираясь на общепсихологические принципы категории общения, В. Е.
Каган предложил следующее определение: аутизм – это психопатологический
синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется
на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития
предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на
мышление и поведение.
Изначально изучением аутистического синдрома занимались только
психиатры, но с недавнего времени над этой проблемой работают и
психологи.
В книге «Аутичный ребенок. Пути помощи» (Никольская О.С.,
Баенская Е. Р., Либлинг М. М.) дается следующее определение аутизма: явная
необщительность, стремление уйти от контактов, жизнь в своем собственном
мире.
Симптомы детского аутизма.
1.
2.
Ребенок не идет на зрительный контакт, отводит глаза;
Отвергает материнскую ласку, не идет на руки; 3.
Одновременно с этим может возникать сильная зависимость
от матери (или человека, выполняющего её функции);
4.
5.
6.
Явное предпочтение ребенком одного из родителей;
Отсутствие или задержка речи;
Отсутствие интереса к сверстникам, сложности в общении с
ними. К взрослым наоборот – иногда возникает чрезмерная
расположенность;
7.
8.
9.
Неспособность адекватно реагировать на происходящее;
Зависимость от привычного образа жизни и ее атрибутов;
Повторяющиеся действия, звуки, слова.
Для коррекции аутистического синдрома И. И. Мамайчук в книге
«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»
предлагают следующие методики:
Игра «Отойди и подойди».
Цель: формирование эмоционального контакта с психологом.
Ход игры: психолог отходит от ребенка на несколько шагов и руками
приглашает его подойти, приговаривая: «Подойди ко мне, хороший мальчик
(девочка)». Когда ребенок приблизится, то психолог обнимает его,
удерживает, если ребенок оказывает сопротивление, — старается заглянуть
ребенку в глаза, приговаривая: «Какой хороший, умный, красивый и пр.».
Игра «Птички».
Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и
обучение ребенка подражанию действиям взрослых.
Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и
приглашает детей «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение
(взмах руками), психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог
присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как
птички клюют зернышки. Задания можно повторить.
Психотехнические игры:
Игра «Возьми, положи, брось» Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование: кегли, корзина или коробка.
Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и
кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Например,
возьми большую красную кеглю и положи ее в большую синюю коробку.
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенкуаутисту в наглядной
форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько
раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной
громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе
общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том
же месте;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить
внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка
аутиста требует обязательного поощрения.
В своей работе я использовала такие диагностические методики, как
таблицы Шульте (методика применяется для исследования темповых
характеристик сенсомоторных реакций и особенностей (параметров)
внимания у детей, начиная с 78летнего возраста; ребенку предлагается
показать числа от 1 до 25, называя их вслух; свремя, затрачиваемое ребенком
на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25); узнавание перечеркнутых
изображений (ребенку предлагают узнать изображенный на листе
перечеркнутый предмет и дать ему название; целесообразно не показывать
ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия); узнавание
недорисованных изображений (ребенку предлагается узнать недорисованные
предметы и дать им название); узнавание наложенных изображений
фигуры Поппельрейтора (ребенку предлагают узнать все изображения
наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из
объектов свое название); буквенный гнозис (ребенку предлагается назвать
различным образом расположенные буквы и выделить правильно,
неправильно, сложно расположенные (зеркальные и наложенные) буквы); игра
«Отгадай и придумай загадку» (цель: развитие словесно логического
мышления. Психолог рассказывает загадку и спрашивает ребенка, что это
такое? Потом психолог меняется ролями с ребенком и просит придумать
новую загадку, так как все он знает все. Задача ребенка придумать загадку);
игра «Простые рисунки» (цель: развитие наглядно образного мышления.
Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать
на вопрос "Что это такое?" Чем больше решений, тем лучше. Ограничение:
нельзя поворачивать рисунки. Если кончились мысли по поводу одного
рисунка, лучше перейти ко второму, а через некоторое время вернуться к
первому рисунку).
Мальчик с легкостью идет на зрительный и эмоциональный контакт,
проявляет интерес к каждому занятию, быстро справляется с заданиями.
Достаточно обогащен словарный запас. Переключаемость устойчивости
внимания хорошая, он быстро сосредотачивается на другом задании и
успешно его выполняет.
В связи с вышесказанным, я предполагаю, что диагноз поставлен не
верно. Так как интеллектуальная сфера развита довольно хорошо. Он
нарисовал рисунок семьи и рисунок человека, исходя из которых мы видим следующее. В дальнейшем планируется подать заявку на районное ПМПК для
уточнения диагноза.
Спасибо за внимание!
Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Доклад «Психокоррекционная и развивающая работа с младшими школьниками, имеющими признаки аутистического синдрома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.