Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
Оценка 5

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл
10.10.2017
Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
В докладе раскрывается проблема образования о передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка, его индивидуальных способностей. Показаны приемы поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу. Приводятся эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.В докладе раскрывается проблема образования о передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка, его индивидуальных способностей. Показаны приемы поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу. Приводятся эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики.
доклад игровая деятельность.doc
«Омутинская специальная школа» филиал МАОУ ОСОШ №1                                                 Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»        Подготовила учитель математики высшей категории: Усова Г.П.                                                  2017г. «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту  атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»                                                                                                    С.Т. Шацкий  Проблема образования сводится не только к передаче учащимся  определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации  возможностей каждого предмета  в развитии личности ребенка, его  индивидуальных способностей. Как   поддержать   у   учащихся   интерес   к   изучаемому   материалу,   их активность   на   протяжении   всего   урока.   Как   можно   заставить   учащихся поверить в свои силы? В   связи   с   этим,   основная   задача,   которую   я   ставлю   перед   собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к  приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики. Данная проблема широко рассмотрена в работе В. А. Сухомлинского “О воспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и в школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “… Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра   –   это   искра,   зажигающая   огонёк   пытливости   и   любознательности”. Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе “Психология игры” Д. Б. Эльконин   пишет,   что   игра   влияет   на   развитие   психических   процессов: “Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов”.  Возникновение интереса к математике у учащихся с интеллектуальной недостаточностью зависит в большей степени от методики преподавания, от того,   насколько   умело   будет   построена   учебная   работа.   Необходимо позаботиться   о   том,   чтобы   на   уроках   каждый   ученик   работал   активно   и увлеченно,   и   использовать   это   как   отправную   точку   для   возникновения   и развития любознательности,  познавательного интереса.  Игры на уроках математики, считаю современным методом обучения и воспитания,   обладающим   образовательной,   развивающей   и   воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке   кажется   трудным,   даже   недостижимым,   во   время   игры   легко усваивается.   Здесь   интерес   и   удовольствие   –   важные   психологические показатели игры. Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся   на   уроках   математики,   развитие   любознательности   и познавательного интереса к предмету через игровую деятельность. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление   поведением.   Мотивация   игровой   деятельности обеспечивается   её   добровольностью,   возможностями   выбора   и   элементами соревнования,   удовлетворения   потребности   в   самоутверждении, самореализации. Считаю,   что   математическая   игра   помогает   закреплять   и   расширять предусмотренные     программой   знания,   умения   и   навыки.   Математическая игра,   включенная   в   занятие,   и   просто   игровая   деятельность   в   процессе обучения оказывают  заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив   является   действительным   подкреплением   познавательному   мотиву, способствует   созданию   дополнительных   условий   для   мыслительной деятельности   учащихся,   повышает   концентрированность   внимания, настойчивость,   работоспособность,   создает   дополнительные   условия   для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.                    Цели применения математических игр: воспитание сотрудничества и коллективизма;  развитие мышления;  углубление теоретических знаний;  общение со сверстниками;   приобретение новых знаний, умений и навыков;  формирование адекватной самооценки;  развитие волевых качеств;  контроль знаний;  мотивация учебной деятельности. Задачи математических игр: 1. образовательные:  o способствовать   прочному   усвоению   учащимися   учебного материала; o способствовать расширению кругозора учащихся и др. 2. развивающие:  o развивать у учащихся творческое мышление; o способствовать   практическому   применению   умений   и   навыков, полученных на уроках; o способствовать   развитию   воображения,   фантазии,   творческих способностей и др. 3. воспитательные:  o способствовать   воспитанию   развивающейся   и   реализующейся личности; o воспитывать нравственные взгляды и убеждения; o способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.                          Функции математических игр: 1. Во   время   математической   игры   происходит   одновременно   игровая, учебная и трудовая деятельность.  2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь   не   умея   решать   задачи,   разгадывать,   расшифровывать   и распутывать ученик не сможет участвовать в игре. 3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не   только   чужой,  но   и  своей   деятельности,  проявлять   смекалку   при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал. 4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем   самым   побуждают   их   познавательную   активность,   повышается интерес к предмету. 5. Во   время   участия   в   математических   играх   учащиеся   не   только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения. При организации математических игр на своих уроках стараюсь  придерживаться следующих положений: 1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными,  доступными для понимания . Если материал посилен только отдельным  ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны  игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только  формально. 2. Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если  она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной  пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает  математическую зоркость  и внимание. 3. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть  обеспечен контроль за  результатами со стороны всего коллектива  присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым,  ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а,  следовательно, и к недовольству участников игры. 4. Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет  активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для  включения в игру снижает интерес детей к этой игре. 5. Игровой характер материала по математике должен иметь  определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому,  что дети будут во всем видеть только игру. 6. На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в  них  на первый план выдвигается умственная задача, для решения  которой в мыслительной деятельности должны использоваться  сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они  будут содействовать не только формированию логического мышления  младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. 7. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное  действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать  незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании  ребят. Занимательный материал, который  использую при проведении игры, я  подбираю отдельно для каждого класса  с учетом уровня знаний. Основная  задача занимательного материала, который я использую, состоит в том, чтобы  помочь детям в усвоении основных вопросов программы.                            Виды математических игр  По   назначению   различают: и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.   обучающие,  контролирующие  Участвуя в обучающей  игре, школьники приобретают новые знания, навыки.           Воспитывающая  игра   имеет   целью   воспитать   у   учащихся   отдельные качества   личности,   такие   как:   внимание,   наблюдательность,   смекалка, и     полученные самостоятельность др. Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний.   Цель   такой   игры   и   состоит   в   том,   чтобы   школьники   закрепили   и проконтролировали знания.       Для участия в  занимательной игре  никаких конкретных знаний не надо, нужна смекалка. Развивающие  игры предназначены для более   сильных учеников, тех кому   Они   развивают нравится   математика. нестандартность     В моей практической деятельности  все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей, лишь в   соотношении   между   целями   можно   говорить   о   принадлежности математической игры к тому или иному виду.   увлекающихся   математикой. решении   мышления заданий. только при        Игры чаще всего принимают коллективный характер. Дети стремятся к общению   со   своими   сверстниками,   стремятся   участвовать   с   ними   в совместной   деятельности.  Коллективные  игры   привлекают   не   только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со всеми.   Такие   ученики,   не   проявляющие   интереса   к   математике,   в коллективной  игре   могут   добиться   успеха,   у   них   появляется   чувство удовлетворенности.   С другой же стороны, сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. У них возникает потребность проявить свои качества. Математическая игра позволяет включить в себя подвижную деятельность и не   мешает   умственной   работе.   Подростковый   возраст   отличается энергичностью   движений.   Наиболее   естественное   состояние   ребенка   это движение,   и,   поэтому   использование  подвижных  математических   игр привлекает   детей   своей   необычностью,   им   нравится   участвовать   в   такой деятельности, участвуя в ней, они не замечают, что еще и учатся. Примером таких   игр   являются:   «Постройтесь   по   порядку»,   «Составь   пример», «Пересадки» индивидуальные возможности,              Тихие  игры служат хорошим средством перехода от одного умственного труда к другому. Я использую их на разных этапах   урока. К сожалению, тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости, не всегда приемлемы для   наших   учеников.   Более   сильным   ученикам   предлагаю   различные головоломки,   кроссворды,   игры   на   складывание   и   разрезание   фигур   и   др. «Танграм», «Только 8 треугольников», «Лабиринт» Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она  не самоцель, а средство для  развития интереса к математике,  совершенствования способностей, путь к познанию. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план.  Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии  детей и воспитании интереса их к математике. При использовании дидактических игр и игровых элементов обязательно учитываю   целесообразность   использования   их   на   разных   этапах   изучения различного   по   характеру   математического   материала;   уровень подготовленности учащихся и цели урока.  Игра   увлекает   школьников   в   мир   знаний,   делает   их   активными участниками   урока.   Ценность   игры   заключается   в   том,   что   обучающиеся незаметно   для   себя   выполняют   большое   число   математических   заданий, тренируются в счете, сравнивают и решают задачи. Внимание приковано к игре, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят   знания   в   новую   для   них   обстановку.   Это   особенно   важно   в коррекционной школе VIII вида, где очень трудно научить детей оперировать имеющимися   знаниями   в   изменившейся   обстановке.   Легко   включаются   в любую игру учащиеся 8 класса, чего нельзя сказать об учениках, к примеру, 5 класса. Они согласны играть в любую игру не связанную со счётом. Игры, требующие сравнения, обобщения, логичных рассуждений, быстроты реакции им непосильны. Пассивны и медлительны учащиеся 6­7 классов.   Играя,     школьники   с   нарушением   интеллекта,   постепенно   приучаются сравнивать, сопоставлять и делать простые обобщения. Очень хорошо, когда дидактический материал взят из жизни детей.  Так, на уроках математики я часто включаю такие игры: «Реши пример, расшифруй слово». К этому заданию обязательно даётся ключ, шифр. Дети решают   примеры,   затем   смотрят   на   образец,   который   даю,   и   располагают ответы   примеров   по   порядку   следования   ответов   в   образце.   Если   пример решен,   верно,   то   с   обратной   стороны   карточки   ответа   появляется   буква. После того, как все карточки с буквами откроются,   читают всё слово. Это может быть название улицы в поселке или название сельского поселения и т. д. Очень часто я использую игры­соревнования между парой обучающихся или соревнования между рядами. Такие игры успешно влияют на активность обучающихся, а так же способствуют коррекции речи. Одной из таких игр является игра «Задай пример соседу», «Математические считалки», «Идем в гости»,          Регулярно использую в этапе «Устный счет» следующие игры: «Лучший счётчик», «Определи маршрут корабля», «Парашютисты», «Арифметическое лото», «Эстафета», «Не собьюсь», «Внимание». При изучении темы сложение и   вычитание   чисел   использую   занимательные   магические   квадраты, математические цепочки и лесенки. В конце изучения темы практикую работу с кроссвордами, что позволяет в игровой ситуации закрепить полученные знания.  Ставлю перед собой задачу, организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов   умственной   деятельности,   как:   анализ,   синтез,   абстрагирование, обобщение, сравнение. Считаю, что учитель должен восхищаться красотой и мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить, что обучая ребенка с интеллектуальной недостаточностью нужно готовить из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе   обучения   в   школе   формируется   человеческое   сознание, мировоззрение, способности. индивидуальные                                                 Литература 1. Выготский   Л.С.   Игра   и   её   роль   в   психическом   развитии     ребёнка   // Вопросы психологии. – 1966.№6.­ 62­68 с. 2. Зак  А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1998 г  3. Остер  Г.Б. «Задачник» Москва, «Спарк­М» 1995 г.                                       4. Перова   М.Н.   Дидактические   игры   и   упражнения   по   математике   во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1976. ­127 с. 5. Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике в начальной школе»  Москва, «Просвещение» 1975 г. 6. Эк   В.В.   Обучение   математике   учащихся   младших   классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990. ­176 с.

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Доклад «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2017