1.1
Младший школьный возраст— наиболее ответственный период в жизни
человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается
целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности
ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в
формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится,
воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних,
и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет
развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать
младшего школьника — очень ответственная задача. В руках у воспитателя
начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой
нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек,
но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими
индивидуальнопсихологическими особенностями.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 67 до 9—10 лет. В
этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в
школе. (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982).
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации
развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь
социально значимые обязанности, выполнение которых получает
общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает
складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный
авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного
возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники,
возрастает роль детского сообщества. Ведущей в младшем школьном возрасте
становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В
рамках учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в
развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим
развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это
связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть
завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы
этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую
лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе
развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен
и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и
закрепляются его новые достижения. Согласно Л.С. Выготскому, с началом
школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной
деятельности ребенка. Развитие словеснологического, рассуждающего
мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и
все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в
развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное
развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем
внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и
распределения. К 910 годам дети становятся способны достаточно долго
сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что
память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь
сознательно регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст
сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания,
поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической
деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д.
Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или
способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение
опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование,
схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы,
перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная
организация ассоциации, повторение. Трудность выделения главного,
существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной
деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина,
исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников,
заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его
от деталей, а именно этого дети не умеют. Отмеченные особенности
мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости
определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом
трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной
работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и
способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют
«обходными путями», к их числу относится механическое заучивание
материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть,
дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один
обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким
выполнялось какоенибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с
недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются
подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. В этом возрасте
происходит появление и другого важного новообразования — произвольного
поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему
поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат
нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в
себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и
законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть
одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе
сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным
мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. С
формированием у младших школьников произвольного поведения тесно
связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и
рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его
результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его
соответствующим образом. Появляется смысловоориентировочная основа в
поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и
внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если
результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или
не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка
становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с
переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с
окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребенок
начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои
переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых,
желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого
возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического
равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.». Развитие личности
младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка
взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно
подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя
знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в
установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет
учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его
отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в
жизни ребенка. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления
детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в
этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой
вид этого мотива — мотив избегания неудачи. В сознании ребенка
закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения.
Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы
становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и
оценка взрослого. «Эмоциональнооценочное отношение взрослого к
поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств,
индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он
знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось —
ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко
формулируемых правил». Именно в этом возрасте ребенок переживает свою
уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это
находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во
взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы
активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в
этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к
лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские
отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению
приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя
предполагается, что способность к формированию близких дружеских
отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями,
установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». Дети
стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые
приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха. В младшем школьном возрасте у ребенка
развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в
просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень
значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое
развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в
новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими
детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто
вынужден учиться развивать свои способности и качества. Таким образом,
младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства.
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.