Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Оценка 4.7

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
docx
воспитательная работа +2
Все классы
13.09.2018
Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Публикация является частью публикации:
1.2..docx
1.2 Психологами разработаны три основных направления работы с  гиперактивными детьми: 1.развитие психических функций, отстающих у таких детей ­ внимания,  двигательного контроля, контроля поведения 2.отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и  взрослыми; 3.  важно, при возможности, вести работу с гневом Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой­то внимательно  слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность.  Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился  концентрировать и переключать внимание одной отдельной функции. Это  связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное  время, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в  процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть,  например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить  упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать  с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем  случае ­ малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие  группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким  детям сосредоточиться, если рядом много сверстников. Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально  привлекательной для детей форме, например, игровой. Какого бы  эмоционального напряжения это не стоило, все усилия окупятся сторицей. Основные направления в работе с гиперактивными детьми, предлагаемые  психологом Мониной Г.Б.: 1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения,  использование нетрадиционных форм работы (например, возможности  выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке), обучение  учениками 2­3 классов более младших школьников (старшие дети "работают" инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятия нравятся и старшим  и младшим). 2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических  особенностей учащихся:  смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;  реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений  учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть  с доски, показать на доске указкой этапы работы);  понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;  выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов  (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);  инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;  избегание категорических запретов. Желательно, чтобы учителя принимали во внимание специфику нарушений у  детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок  непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое  поведение, его постоянно что­то отвлекает, он всегда более возбужден, чем  другие дети. Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок  может только с V или VI класса. Замечания или одергивания ничего не дают,  они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать  такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро  подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими  спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается  снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее  успокоится ребенок. Употребление таким учеником бранных уличных  выражений часто доставляет педагогам немало неприятностей. Учащиеся  прибегают к ним как к средству регуляции, помогающему выдержать долгое  сидение на уроке. Тут надо понимать, что такая вербализация не имеет  персональной адресации и не носит сознательного характера. В первую  очередь она выполняет роль канала для выражения гиперактивным  школьником своего недовольства. Учитель в полной мере сохранит свой  престиж, если в подобной ситуации будет вести себя уверенно, директивно,  останется невозмутим и таким образом покажет классу, что он владеет  ситуацией. Морализаторство и уговоры не могут помочь гиперактивному ребенку  справиться с собой. Постоянные одергивания действуют лишь раздражающе.  Наказания, наложение «штрафов» не оказывают воспитательного воздействия, скорее ­ наоборот. Более всего страдает при этом мать провинившегося.  Проблема, разрастаясь, переносится из школы в семью. Телефонные звонки в  пылу домой, сделанные гнева, жалобы на ребенка способны лишь еще больше  травмировать и без того задерганных родителей. Они хорошо знают трудности своих гиперактивных детей, но они не могут из дома руководить их  поведением, так как такие дети всегда в новой обстановке исследуют границы своих возможностей и пределы допустимого. Надо иметь в виду, что частые  жалобы на ребенка его родителям лишь в школе. Применение навыков  поведения, приобретенных дома, в школе часто не представляется возможным обостряют ситуацию, уровень нервного возбуждения всех вовлеченных в  конфликт людей, неуклонно повышаясь, может дойти до предела. Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что­ нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению  возникших трудностей. Происшедший во время урока конфликт следует тотчас погасить, и если  виновник его через 3­4 минуты успокоился, то можно продолжить занятия без  каких­либо моральных проповедей, так как они могут вызвать лишь новый  прилив возбуждения, обусловленный теперь уже состоянием нечистой совести у виновного. В очень трудных ситуациях можно перевести гиперактивного  ребенка на время в другой класс, занятый выполнением какого­нибудь тихого  задания. Такая перемена обстановки сыграет для нарушителя спокойствия  роль «сверхраздражителя», и он сможет взять себя в руки. Учителю в школе, как родителям дома, не следует брать на себя роль судьи в  ребячьих спорах. Рекомендуется разнять детей и продолжить урок, пошутить, может быть, сообразно возникшей ситуации, словом, повести себя так, чтобы  дети, чувствуя к себе доброе отношение, ощутили все же, кто «в доме  хозяин». Гиперактивным детям нравятся воспитатели, которые излучают  авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку,  которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в  форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие  педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение,  постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов,  сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении  учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь  приготовиться к этому. Учитель окажет помощь ребенку, если проследит за тем, чтобы тот переписал  для себя с доски задание на дом (иногда полезно завизировать эту запись).  Для ученика надо выбиать такое место в классе, где меньше отвлекающих  моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид  наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на  место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится  ребенку с нарушенным вниманием. Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и  материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные  материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно  также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной  автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться. Конечно же,  воспитатели детских садов и школьные учителя обязаны помнить, что  гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в  начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со  взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее  справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его  возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься  какой­либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает  продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие  дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род  деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно»  оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет  продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Школьный урок  продолжается 40­­45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К  сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное  внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче,  если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2­­3  заданий, можно поиграть с детьми в какую­либо игру, провести  физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален  воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога  меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его  внимание на нужный предмет. В процессе обучения, особенно на первых  порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять  задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может  понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у  ребенка чувство успеха (а как следствие ­­ повысить учебную мотивацию).  Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них  должна повышаться самооценка. У 10—25% больных, по данным 3. Тржесоглавы (1986)и R.A. Barkley (1990)  отмечается наследственная предрасположенность к этому заболеванию. Эти  же авторы отмечают,что у многих гиперактивных детей наблюдаются  нарушения в развитии речи и сложности в освоении навыков письма, чтения и  счёта, это заболевание необходимо отличать от специфических трудностей  обучения. Дислексия (нарушение чтения), дис­графия (нарушение письма) и дискалькулия (нарушение счёта) часто сопровождаются нарушениями  внимания и гиперактивностью, но последние являются в подобных случаях  симптомами вторичного характера. Пример: Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников. «Рома П., -- сказала она, -- просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла в классе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитывают Рому, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Рома с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?» Выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помогла учительница музыки. Она отметила, что у Ромы абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Рому в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Рому, где бы он ни появился, только ругают, по- другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Рома «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика. Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8--10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты». Для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком. С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания. Если ребенок уже умеет писать, пусть он напишет правило (инструкцию) на листе бумаги и поместит его на видном месте. В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например, «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен четко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребенку, что если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится. Вы верите в это. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-- 20 минут. Один из вариантов поощрения -- выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка? Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия -- нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка. Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, - дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения. Существуют специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию. Вот одно из них: "Найди отличие" Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе

Доклад: Работа с гиперактиыными детьми в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.