ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности
Оценка 4.7

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
27.01.2018
ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности
В докладе раскрывается смысл системно-деятельностного подхода в начальных классах (педагогические технологии, приемы и методы, используемые педагогами в условиях ФГОС). Представлены задачи, принцип деятельности, технология метода, выделяются компоненты овладения знаниями, система дидактических принципов, типы уроков в структуре учебной деятельности, четыре типа уроков по целеполаганию.
ДОКЛАД1.docx
ДОКЛАД «Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности». ЛЮБИМЦЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЯНВАРЬ 2018 Г. « Единственный путь, ведущий  к знанию – это деятельность»  Б. Шоу Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний,   составляющих   основу   наук.   Память   учеников   загружалась   многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты   проводимых   за   последние   два   десятилетия   международных   сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран   выполняют   задания   репродуктивного   характера,   отражающие   овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при  выполнении заданий на   применение   знаний   в   практических,   жизненных   ситуациях,   содержание   которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием   научных   методов   наблюдения,   сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаѐтся самым актуальным.   Качество   образования   на   современном     этапе   понимается   как   уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности,   когда   знания   приобретаются   не   «впрок»,   а   в   контексте   модели   будущей деятельности, жизненной ситуации, как  «научение жить здесь и сейчас».    классификации, Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально­экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.  Перед нами ставятся задачи:   научить получать знания (учить учиться);    научить работать и зарабатывать (учение для труда);    научить жить (учение для бытия);    научить жить вместе (учение для совместной жизни).   Переход     от   знаниевой   к   деятельностной   парадигме   в   обучении   нашел   свое выражение   в   стратегии   разработки   стандарта   общего   образования,   рассматривающей образование   как   институт   социализации,   обеспечивающей   вхождение   подрастающего поколения в общество. Системно­деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной   результат   применения   которого   –   развитие   личности   ребенка   на   основе универсальных учебных действий, предполагает:        воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества;        переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;        ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);        признание   решающей     роли   содержания   образования,   способов   организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;        учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;        обеспечение   преемственности   дошкольного,  начального   общего,  основного   и среднего (полного) общего образования;        разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных   особенностей каждого   обучающегося   (включая   одаренных   детей   и   детей   с   ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;        гарантированность   достижения планируемых результатов освоения основной образовательной   программы   начального   общего   образования,   что   создает   основу   для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип  деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом   виде,  а  в  процессе   его   собственной   деятельности,  направленной   на  «открытие нового знания».Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».  Технология   деятельностного   метода     предполагает   умение   извлекать   знания посредством   выполнения   специальных   условий,  в   которых   учащиеся,   опираясь   на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью    деятельностного   подхода   является   воспитание   личности   ребенка   как   субъекта   жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того,   что   обучение   ­   это   совместная   деятельность   (учителя   и   учащихся)   основана   на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель­ученик» достигает своих эффективных   показателей   только   тогда,   когда   наступает   согласованность   действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования   познавательной   активности   в   проектной   и   исследовательской деятельности. «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» ­ сказал когда – то Ж.­Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века. При системно­деятельностном подходе в обучении выделяются следующие  компоненты овладения знаниями: а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение,  осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа);          г) самооценка. Так   как   основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать   принципы   построения   урока,     примерную     типологию     уроков     и     критерии оценивания  урока  в  рамках  системно­деятельностного подхода.  Система дидактических принципов.  Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практическом   преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:  1) Принцип  деятельности   ­   заключается в том, что ученик, получая   знания не в готовом виде,  а   добывая  их  сам,  осознает   при   этом   содержание   и   формы  своей учебной деятельности,  понимает  и  принимает  систему  ее  норм,  активно  участвует  в их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  2)  Принцип  непрерывности  –  означает  преемственность  между  всеми  ступенями и   этапами     обучения     на     уровне     технологии,     содержания     и     методик     с     учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)  Принцип  целостности  –  предполагает  формирование  учащимися  обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).  4)   Принцип  минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна   предложить ученику возможность  освоения  содержания   образования   на  максимальном  для   него уровне (определяемом  зоной  ближайшего  развития  возрастной  группы)  и  обеспечить при  этом его  усвоение  на  уровне  социально  безопасного  минимума  (государственного стандарта знаний).  5)  Принцип  психологической  комфортности  –  предполагает  снятие  всех  стрессообразующих  факторов  учебного  процесса,  создание  в  школе  и  на  уроках  доброжелательной  атмосферы,  ориентированной  на  реализацию  идей  педагогики  сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.  6)     Принцип     –     предполагает     формирование     учащимися способностей     к   систематическому     перебору     вариантов     и     адекватному     принятию решений  в  ситуациях выбора.   вариативности  7) Принцип  творчества    –   означает максимальную   ориентацию   на   творческое начало     в  образовательном     процессе,    приобретение    учащимся     собственного     опыта творческой деятельности.  Тип   урока   определяет   формирование   того   или   иного   учебного   действия   в структуре учебной деятельности.  1.  Урок постановки учебной задачи.   2.  Урок решения учебной задачи.   3.  Урок моделирования и преобразования модели. 4.  Урок решения частных задач с применением открытого способа.   5.  Урок контроля и оценки.   Уроки   деятельностной   направленности   по   целеполаганию   можно   распределить   на четыре группы:  1.  уроки «открытия» нового знания;   2.  уроки рефлексии;   3.  уроки общеметодологической направленности;   4.  уроки развивающего контроля.   1. Урок «открытия» нового знания.  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.  Образовательная  цель:  расширение  понятийной  базы  за  счет  включения  в  нее  новых элементов. 2. Урок рефлексии.  Деятельностная  цель:  формирование  у  учащихся  способностей  к  рефлексии  коррекционно­контрольного  типа  и  реализации  коррекционной  нормы  (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).  Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.  3. Урок общеметодологической направленности.  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.  Образовательная   цель:   выявление   теоретических   основ   построения   содержательно­ методических линий.  4. Урок развивающего контроля.  Деятельностная  цель:  формирование  способности  учащихся  к  осуществлению  контрольной функции.  Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.  Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид: I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1­2 минуты Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Данный   этап   процесса   обучения   предполагает   осознанное   вхождение   учащегося   в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: ­актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); ­создаются   условия   для   возникновения   внутренней   потребности   включения   в   учебную деятельность (“хочу”); ­устанавливаются тематические рамки (“могу”). Приёмы   ­учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); ­учитель   предлагает   детям   подумать,   что   пригодится   для   успешной   работы,   дети высказываются; ­девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)      работы: II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4­5 минут Цель:  повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации. Методы постановки учебной проблемы: ­побуждающий, подводящий  диалоги; ­мотивирующий   приём   “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи – 4­5 минут  Цель:  обсуждение   затруднения   (“Почему   возникли   затруднения?”,   “Чего   мы   ещё   не знаем?”)    На данном этапе  учитель организует  выявление  учащимися места  и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: ­восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; ­соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7­8 минут На   данном   этапе   учащиеся   в   коммуникативной   форме   обдумывают   проект   будущих учебных   действий:   ставят   цель   (целью   всегда   является   устранение   возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых   порах   с   помощью   подводящего   диалога,   затем   –   побуждающего,   а   затем   и   с помощью исследовательских методов. V. Первичное закрепление – 4­5 минут Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала) ­фронтальная работа, работа в парах; ­комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4­5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно   выполняется   небольшая   по   объёму   самостоятельная   работа   (2­3   типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение ­ 7­8 минут. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется   вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2­3 минуты. Цель:  осознании   обучающимися   своей   учебной   деятельности,   самооценка   результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы: ­Какую задачу ставили на уроке? ­Удалось решить поставленную задачу? ­Каким способом? ­Какие получили результаты? ­Что нужно сделать ещё? ­Где можно применить новые знания? ­Что на уроке у вас хорошо получилось? ­Над чем ещё надо поработать?......       При таком регулярном построении урока   у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как   внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;  овладение   всеми   типами   учебных   действий,   направленных   на   организацию   своей работы;  воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования;   Учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками. Особенность   деятельностного   метода   –   самостоятельное   “открытие”   детьми   нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий   подготовки   и   проведения   уроков   в   соответствии   с   новыми   целями образования.  Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.  Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.                       В   течение   этого   времени   каждый   ученик   класса   получит   возможность   либо продемонстрировать   свои   знания,   либо   уточнить   применение   правила,   в   случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.   Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после   объяснения   учителя   и   рассмотрения   нескольких   примеров   из   учебника,   так   и   на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.       В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает   ученику,  выполняющему   в   данный   момент   функцию   учителя,  корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина   учащихся   класса   одновременно   учатся   говорить,   учатся   видеть,   слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.       Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме   обучения   большинство   учащихся   большую   часть   урока   так   и   остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные   формулировки,   имея   возможность   научить   кого­то   тому,   что   знаешь   сам,  и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное   отношение   к   предмету,  и   навыки   выполнения   различных   заданий.  Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.      Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.       Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика   учебной   мотивации,   проведённые   среди   наших   учеников,   наглядно демонстрируют   это   утверждение.   У обучающихся   формируются   основные   учебные умения,   позволяющие   им   успешно   адаптироваться   в   основной   школе   и   продолжить предметное обучение по любому учебно­методическому комплекту.

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности

ДОКЛАД Реализация системно – деятельностного подхода в образовательной деятельности

ДОКЛАД  Реализация  системно – деятельностного подхода  в образовательной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018