Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство
4 кл
18.02.2018
Работая не первый год в школе, всё больше убеждаюсь в том, что большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказывать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. Дети не умеют грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимое слово, рассуждать, фантазировать. Их речь бедна, маловыразительна. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Речевое развитие мл. шк-ов.docx
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Тенова Арина Темлановна,
учитель начальных классов,
МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш»
Терского района КБР
Современные стандарты образования и программы в школах имеют
определённые требования к развитию речи школьника. Усвоение школьной
программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового
образования и речевого развития. На протяжении многих лет я занимаюсь
развитием связной речи у детей, обучающихся в начальной школе.
Работая не первый год в школе, всё больше убеждаюсь в том, что
большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности
языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказывать ясную
и законченную мысль, даже на своем родном языке. Дети не умеют грамотно
излагать свои мысли, подбирать необходимое слово, рассуждать, фантазировать.
Их речь бедна, маловыразительна. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного
обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются
неуспевающими по тем или иным предметам. Речь – фактор развивающего
обучения. Научить детей правильной и выразительной речи как устной, так и
письменной – сложная задача, требующая комплексного подхода. Развитие речи
невозможно без эмоций, без увлечённости. Основы речевого навыка
закладываются именно в начальной школе: именно здесь дети впервые
сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с
необходимостью совершенствовать речь.
К сожалению, практика показывает, что в речи у детей, поступающих в
школу, существует множество проблем:
недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений;
неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
неспособность пересказать текст своими словами;
плохая дикция и т.д.
Проблема развития речи становится актуальной и значимой.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе
состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли
в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём
формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют
воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё
собственное.
Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждый урок был направлен на
речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Стараюсь строить
уроки интересно, весело, используя игровые приёмы и наглядный материал. Я
считаю, что нельзя давать детям скучать, нужно всё очень быстро и, как
советует Гленн Доман, «заканчивать горячими выражениями радости и
похвалы», что позволяет мне вызвать интерес у детей на уроках. Учитель
должен создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи. Вот
главные требования к речи:
содержательность;
логичность;
точность;
выразительность;
ясность;
правильность.
Благодатным материалом для развития связной речи считаю сказку, потому
что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а
яркие сказочные образы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребёнка при
создании фантастической картины. Дети любят сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Если у учащихся недостаточно развита фантазия и
воображение, можно предложить сказку, у которой три конца. Прослушав
начало сказки и её три конца, ребята с удовольствием доказывают, какое
окончание сказки лучше подходит к данному произведению. В данном задании
они учатся строить рассуждения, объясняя причину поступков, поведения
персонажей. Важно, чтобы ответы были не односложными, а развёрнутыми. Во
время работы могут возникнуть разные мнения, тогда необходимо отстоять
правильность своих суждений. Много интересных заданий по работе над
развитием речи описывается в книге «Речевые секреты» Т.А.Ладыженской (М.,
1992).
Многие наглядные пособия мне и моим коллегам приходится делать своими
руками. Вот перечень некоторых дидактических игр, которые я составила и
сделала сама, а так же активно использую в работе по формированию связной
речи:
1. «Сложи и прочитай» Данную игру можно использовать на уроках
обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов.
Развивает зрительное восприятие, повышает самооценку детей, уверенность
в себе, речевую активность. В дальнейшем значительно повысит
его способности к обучению.
3.
«Волшебные цепочки»
2. «Из какой мы сказки?» Детям показываю на экране небольшие фрагменты
из сказок, которых они любят и знают. Они без труда узнают героев и
отгадывают, из какой они сказки.
первоклассников. Неверно выбранная буква исчезает, а верно выбранная,
перемещается в клеточку, образуя слово.
забавная дидактическая игра для
4. «Цепочки слов». Учитель выкладывает на наборном полотне какоелибо
слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время учитель
меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать
слово и сказать, что изменилось. Словарная работа занимает очень значимое место в работе над
построением правильной и красивой речи. Она имеет свои направления,
которые обязательно нужно учитывать:
обогащение словаря;
уточнение словаря;
активизация словаря;
устранение нелитературных слов.
Все эти направления работы тесно связаны между собой.
Работая над словосочетаниями и предложениями важно использовать
различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану и образцу,
конструктивные и т.д. Всё это должно идти параллельно, поскольку
развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.
Таким образом, системная работа по формированию связной речи у детей
с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и
упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои
результаты. Повышает интерес к овладению богатствами родного языка,
воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.
Если все приёмы по развитию речи отрабатывается не только во время уроков,
но и дома, в общении со сверстниками, то вся работа приведёт к успеху. Нужно
помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна
быть общим делом всех учителей, работающих в школе.
Список литературы:
1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – М.1985.
2. Политова Н.И. Развитие речи у учащихся начальных классов М.
Просвещение, 1984.
3. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приёмы развития связной речи. Начальная
школа, 1998 №7.
Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.