Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Оценка 4.8

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство
4 кл
18.02.2018
Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Работая не первый год в школе, всё больше убеждаюсь в том, что большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказывать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. Дети не умеют грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимое слово, рассуждать, фантазировать. Их речь бедна, маловыразительна. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Речевое развитие мл. шк-ов.docx
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ                                                                            Тенова Арина Темлановна,                                                                            учитель начальных классов,                                                                            МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш»                                                                            Терского  района КБР               Современные   стандарты   образования   и   программы   в   школах   имеют определённые   требования   к   развитию   речи   школьника.   Усвоение   школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования   и   речевого   развития.   На   протяжении   многих   лет   я   занимаюсь развитием связной речи у детей, обучающихся в начальной школе.                 Работая   не   первый   год   в   школе,   всё   больше   убеждаюсь   в   том,   что большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказывать ясную и законченную мысль, даже на своем родном языке. Дети не умеют грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимое слово, рассуждать, фантазировать. Их речь бедна, маловыразительна. Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения   и   развития.   Дети   с   плохо   развитой   речью   нередко   оказываются неуспевающими   по   тем   или   иным   предметам.   Речь   –   фактор   развивающего обучения. Научить детей правильной и выразительной речи как устной, так и письменной – сложная задача, требующая комплексного подхода. Развитие речи невозможно   без   эмоций,   без   увлечённости.   Основы   речевого   навыка закладываются   именно   в   начальной   школе:   именно   здесь   дети   впервые сталкиваются   с   литературным   языком,   с   письменным   вариантом   речи,   с необходимостью совершенствовать речь.          К сожалению, практика показывает, что в речи у детей, поступающих в школу, существует множество проблем:          ­ недостаточный словарный запас; ­ употребление нелитературных слов и выражений;         ­ неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;        ­ неспособность пересказать текст своими словами;        ­ плохая дикция и т.д. Проблема развития речи становится актуальной и значимой.             Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в   устной   и   письменной   форме.   Решение   этой   задачи   осуществляется   путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать   высказывание,   передавать   его   содержание   и   создавать   своё собственное.       Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждый урок был направлен на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей. Стараюсь строить уроки интересно, весело, используя игровые приёмы и наглядный материал. Я считаю,   что   нельзя   давать   детям   скучать,   нужно   всё   очень   быстро   и,   как советует   Гленн   Доман,   «заканчивать   горячими   выражениями   радости   и похвалы»,   что   позволяет   мне   вызвать   интерес   у   детей   на   уроках.   Учитель должен   создать   в   классе   атмосферу   борьбы   за   высокую   культуру   речи.   Вот главные требования к речи:        ­ содержательность;        ­ логичность;        ­ точность;        ­ выразительность;        ­ ясность;        ­ правильность.      Благодатным материалом для развития связной речи считаю сказку, потому что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а яркие сказочные образы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребёнка при создании   фантастической   картины.   Дети   любят   сказки,   но,   как   правило,   не умеют   их   сочинять.   Если   у   учащихся   недостаточно   развита   фантазия   и воображение,   можно   предложить   сказку,   у   которой   три   конца.   Прослушав начало   сказки   и   её   три   конца,   ребята   с   удовольствием   доказывают,   какое окончание сказки лучше подходит к данному произведению. В данном задании они   учатся   строить   рассуждения,   объясняя   причину   поступков,   поведения персонажей. Важно, чтобы ответы были не односложными, а развёрнутыми. Во время   работы   могут   возникнуть   разные   мнения,   тогда   необходимо   отстоять правильность   своих   суждений.   Много   интересных   заданий   по   работе   над развитием речи описывается в книге «Речевые секреты» Т.А.Ладыженской (М., 1992).       Многие наглядные пособия мне и моим коллегам приходится делать своими руками.  Вот   перечень   некоторых   дидактических   игр,  которые   я   составила   и сделала сама, а так же активно использую в работе по формированию связной речи: 1. «Сложи   и   прочитай»  ­   Данную   игру   можно   использовать   на   уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов. Развивает зрительное восприятие, повышает самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность. В дальнейшем значительно повысит его способности к обучению. 3. «Волшебные   цепочки»  2. «Из какой мы сказки?»  Детям показываю на экране небольшие фрагменты из   сказок,   которых   они   любят   и   знают.   Они   без   труда   узнают   героев   и отгадывают, из какой они сказки.   первоклассников. Неверно выбранная буква исчезает, а верно выбранная, перемещается в клеточку, образуя слово. ­   забавная   дидактическая   игра   для 4. «Цепочки слов».  Учитель выкладывает  на наборном полотне какое­либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время учитель меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось. Словарная   работа  занимает   очень   значимое   место   в   работе   над построением   правильной   и   красивой   речи.   Она   имеет   свои   направления, которые обязательно нужно учитывать:    ­ обогащение словаря;    ­ уточнение словаря;    ­ активизация словаря;    ­ устранение нелитературных слов. Все эти направления работы тесно связаны между собой. Работая   над   словосочетаниями   и   предложениями  важно   использовать различные типы упражнений: творческие, упражнения по плану и образцу, конструктивные   и   т.д.   Всё   это   должно   идти   параллельно,   поскольку развитие речи у учеников – это процесс трудный, многосторонний и долгий.             Таким образом, системная работа по формированию связной речи у детей с   использованием   нетрадиционных   приёмов   и   методов,   дидактических   игр   и упражнений,   занимательного   материала,   наглядных   пособий,   даёт   свои результаты.   Повышает   интерес     к   овладению   богатствами   родного   языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.    Если все приёмы по развитию речи отрабатывается не только во время уроков, но и дома, в общении со сверстниками, то вся работа приведёт к успеху. Нужно помнить,   что   забота   о   чистоте,   правильности,   выразительности   речи   должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.   Список литературы: 1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – М.1985. 2. Политова   Н.И.   Развитие   речи   у   учащихся   начальных   классов   ­М. Просвещение, 1984. 3. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приёмы развития связной речи. Начальная школа, 1998­ №7.

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)

Доклад "Речевое развитие младших школьников" (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018