данный материал будет полезен как воспитателям, так и учителям. Разработан в рамках работы по теме самообразования "Формирование навыков общения в коллективной деятельности". Может быть использован для подготовки выступления или сообщения, доклада на семинарах и педагогических советах либо на методических объединениях.
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «Педагогическое общение как творческий процесс»
Докладсообщение
Осина Н.М., воспитатель
г.Чапаевск
2018 год
Виды деятельности — игровая, познавательная, трудовая, художественная,
творческая, спортивная — осуществляются в определенной системе отношений с
другими людьми.Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности
человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей. Чем
больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам.
В процессе педагогического общения формируется умение работать с людьми,
понимать их, дружить и любить.
Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является
воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда,
применял новые методы и способы в своей профессиональной сфере. На уроках
искусства воспитываются гуманистическая позиция, способность принимать мир
открытой душой, радоваться жизни во всех ее проявлениях, а не искать бесплодных
удовольствий, особенно за счет других людей. Таким образом, по ходу воспитания и
обучения ученики усваивают культуру чувств и общения.
Общение строится на основе закона, открытого П. П. Кропоткиным: фактором
эволюции человеческого общества является не только борьба за существование, но и
полярное ей явление — взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в
общение и труд, способствовали превращению стада в первобытную орду и затем в
племя.
Другой закон общения перекликается с библейской истиной: «Мерою, которой
ты меряешь, будет отмеряно и тебе». Стало быть, в общении получаешь столько,
сколько отдаешь сам.
Наконец, третий закон сформулировал А. А. Ухтомский. Он назвал его «законом
заслуженного собеседника». Этот закон гласит: каждый имеет таких партнеров по
общению, каких он заслуживает. Продолжим эту мысль: каждый педагог имеет таких
учеников, каких он заслуживает.
Целью общения во всех случаях является:
• Формирование образов другого и понятий о личностных особенностях другого.
Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект.
• В процессе общения проявляется эмоциональное отношение общающихся.
Эмоциональный аспект педагогического общения имеет важное значение. Так
возникает особая атмосфера доверия, в которой ученик может раскрыться. В
противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат
развития.
• Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки,
дела, стиль общения. В педагогике искусства желательно стремиться к диалогу
учителя и ученика, вовлекать ученика в атмосферу совместных поисков, где нет
готовых ответов.
• Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с
принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.
Все сказанное требует от педагога постоянного расширения собственных
творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона,
формальностей, искать новые средства воздействия на ученика.
Вопервых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать
психологическое состояние ученика, уровень его способностей, индивидуальныеособенности его личности.
Вовторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения,
предвидения того, кем может стать ученик, в какую сторону разовьются его
способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость. Он должен
диагностировать потенциальные способности и творческие возможности ученика.
Втретьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих
способностей не только на уроках, в пределах избранной специальности.
Индивидуальное обучение — важная особенность художественного образования. И
необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала
ученика.
Вчетвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут
наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход
к обучению.
Впятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из
импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту
или иную неожиданность в поведении ученика.
Наконец, вшестых, творчество проявляется и в том, чтобы придать уроку
выразительную форму — со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и
развязкой. Таким образом, урок является как бы маленьким спектаклем, цель
которого — увлечь ученика.
Итак, педагогика творчества—это активный, конструктивный диалог с
учащимися, общение личности с личностью, в процессе которого совместными
усилиями добывается истина. Воспитывать творческую личность может только
творческий педагог. Однако в отличие от многих других видов творчества он, как и
врач, не имеет права на ошибку.
Рассмотрим содержание педагогического общения.
Напомним, что воспитание формирует потребности, интересы, установки,
убеждения, идеалы, мировоззрение, причем педагог добивается максимального
развития каждого ребенка согласно его уникальной природе и его потребностям. Это
процесс непрестанного руководства, для того чтобы каждый ребенок стал хорошо
приспособленной и счастливой личностью. Вместе с тем это руководство
осуществляется максимально незаметно.
Воспитание творческой личности осложняется тем, что, как мы уже знаем,
творческому ребенку свойственны частые нарушения дисциплины; способности выше
среднего уровня, широкие интересы, большая чувствительность способствуют
возникновению конфликтов. Один из основных законов педагогики творчества можно
сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не
востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка
было удовлетворяющее его творческое дело.
Воспитание протекает параллельно учебному процессу и неотделимо от
последнего. Поэтому напомним некоторые принципы творческого обучения:
важнейший из них — принцип опережающего развития. Его смысл состоит в том,
чтобы давать ученикам задания достаточно трудные, но выполнимые. Это заставляетработать с предельным напряжением и стимулирует развитие имеющихся у ученика
потенций.
Другим принципом педагогики творчества является признание способностей
ученика и поощрение его творческой деятельности. Важно только помнить, что
поощрение, ставшее привычным, демобилизует личность, и его надо вовремя
прекратить. Поощрять следует только выполнение более трудных, но посильных
заданий.
Важно внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям активности
ученика, особенно если это ребенок. Трудность состоит в организации
благоприятного психологического климата, где легко «высказывать идеи», но
организована дисциплина, а труд осмыслен и целесообразен.
Отсюда принципы, сформулированные в свое время известным театральным
педагогом 3. Я. Корогодским:
• Педагог, как садовник, — он не должен ждать непосредственных результатов своей
деятельности, они могут сказаться в отдаленном будущем. Педагог должен уметь
ждать.
• Ученик имеет право на ошибку. На ошибках учатся, поэтому всегда лучше
пробовать, чем наблюдать, как выполняют задания другие.
• Нет глупых вопросов, есть глупые ответы.
Одной из важных задач воспитания является стимуляция высокой самооценки,
вытекающей из успехов сделанного дела. Поэтому оценивать результаты учебной
деятельности следует не с позиций общего стандарта или предвзятости, а особо
отмечать индивидуальные достижения ученика. Оценивать результаты достаточно
трудно: оценка должна быть максимально объективной и «включать цель будущего
обучения», а форма поощрения — очень гибкой. Если поощрение стало привычным,
его надо прекратить. Всегда можно в виде поощрения дать более трудное задание со
словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив
достижения, где главное — получить радость от хорошо сделанного дела. При этом
фокус самооценки переносится с себя самого на дело, на выполнение поставленной
цели (не «я умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил это
задание»).
Мастерство и искусство воспитателя состоят в том, чтобы ученик как можно
меньше чувствовал давление и опеку, которая его тяготит и сдерживает творческое
развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ученику должны быть
максимальны. Поэтому от педагога требуется максимально гибкое отношение к тем,
с кем сводит его профессиональная судьба.
Творческий ребенок может быть не понят в своей семье или в среде
сверстников. Всегда важно наладить контакт с родителями, стараться дать
возможность ребенку, и особенно подростку, помочь разобраться в себе и помочь
родителям понять своих детей.
Обобщим сказанное.
1. Мы воспитываем творческую, т. е. общественно активную личность. Как писал В.
А. Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, ктопереживает эмоциональное благополучие. Поэтому необходимо постоянно помнить,
что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном
фоне.
2. Педагогика творчества — это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог
личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом
климате — атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к
новым проблемам и новым способам их решения.
3. Главная задача воспитателя — формирование способности к труду в избранной
области искусства. Для этого необходимо развитие комплекса свойств, необходимых
для деятельности, и формирование умений применять на практике эти
профессионально важные качества.
4. Обретенный опыт все время обновляется и используется избирательно в
соответствии с новыми творческими задачами.
Источник:
Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность