Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»
Оценка 4.6

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +2
Все классы
27.12.2018
Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»
данный материал будет полезен как воспитателям, так и учителям. Разработан в рамках работы по теме самообразования "Формирование навыков общения в коллективной деятельности". Может быть использован для подготовки выступления или сообщения, доклада на семинарах и педагогических советах либо на методических объединениях.
педобщение как творч процесс.docx
государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних» Тема: «Педагогическое общение как творческий процесс» Доклад­сообщение Осина Н.М., воспитатель г.Чапаевск 2018 год Виды деятельности — игровая, познавательная, трудовая, художественная,  творческая, спортивная — осуществляются в определенной системе отношений с  другими людьми. Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности  человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей. Чем  больше душевных сил человек тратит в процессе общения, тем больше получает сам.  В процессе педагогического общения формируется умение работать с людьми,  понимать их, дружить и любить. Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является  воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда,  применял новые методы и способы в своей профессиональной сфере. На уроках  искусства воспитываются гуманистическая позиция, способность принимать мир  открытой душой, радоваться жизни во всех ее проявлениях, а не искать бесплодных  удовольствий, особенно за счет других людей. Таким образом, по ходу воспитания и  обучения ученики усваивают культуру чувств и общения. Общение строится на основе закона, открытого П. П. Кропоткиным: фактором  эволюции человеческого общества является не только борьба за существование, но и  полярное ей явление — взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в  общение и труд, способствовали превращению стада в первобытную орду и затем в  племя. Другой закон общения перекликается с библейской истиной: «Мерою, которой  ты меряешь, будет отмеряно и тебе». Стало быть, в общении получаешь столько,  сколько отдаешь сам. Наконец, третий закон сформулировал А. А. Ухтомский. Он назвал его «законом заслуженного собеседника». Этот закон гласит: каждый имеет таких партнеров по  общению, каких он заслуживает. Продолжим эту мысль: каждый педагог имеет таких учеников, каких он заслуживает. Целью общения во всех случаях является: • Формирование образов другого и понятий о личностных особенностях другого.  Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект. • В процессе общения проявляется эмоциональное отношение общающихся.  Эмоциональный аспект педагогического общения имеет важное значение. Так  возникает особая атмосфера доверия, в которой ученик может раскрыться. В  противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат  развития. • Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки,  дела, стиль общения. В педагогике искусства желательно стремиться к диалогу  учителя и ученика, вовлекать ученика в атмосферу совместных поисков, где нет  готовых ответов. • Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с  принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога. Все сказанное требует от педагога постоянного расширения собственных  творческих возможностей. Очень трудно преодолевать силу инерции, шаблона,  формальностей, искать новые средства воздействия на ученика. Во­первых, творчество педагога проявляется в способности диагностировать  психологическое состояние ученика, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности. Во­вторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения,  предвидения того, кем может стать ученик, в какую сторону разовьются его  способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость. Он должен  диагностировать потенциальные способности и творческие возможности ученика. В­третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих  способностей не только на уроках, в пределах избранной специальности.  Индивидуальное обучение — важная особенность художественного образования. И  необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала  ученика. В­четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход к обучению. В­пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из  импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту  или иную неожиданность в поведении ученика. Наконец, в­шестых, творчество проявляется и в том, чтобы придать уроку  выразительную форму — со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и  развязкой. Таким образом, урок является как бы маленьким спектаклем, цель  которого — увлечь ученика. Итак, педагогика творчества—это активный, конструктивный диалог с  учащимися, общение личности с личностью, в процессе которого совместными  усилиями добывается истина. Воспитывать творческую личность может только  творческий педагог. Однако в отличие от многих других видов творчества он, как и  врач, не имеет права на ошибку. Рассмотрим содержание педагогического общения. Напомним, что воспитание формирует потребности, интересы, установки,  убеждения, идеалы, мировоззрение, причем педагог добивается максимального  развития каждого ребенка согласно его уникальной природе и его потребностям. Это процесс непрестанного руководства, для того чтобы каждый ребенок стал хорошо  приспособленной и счастливой личностью. Вместе с тем это руководство  осуществляется максимально незаметно. Воспитание творческой личности осложняется тем, что, как мы уже знаем,  творческому ребенку свойственны частые нарушения дисциплины; способности выше среднего уровня, широкие интересы, большая чувствительность способствуют  возникновению конфликтов. Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не  востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка  было удовлетворяющее его творческое дело. Воспитание протекает параллельно учебному процессу и неотделимо от  последнего. Поэтому напомним некоторые принципы творческого обучения:  важнейший из них — принцип опережающего развития. Его смысл состоит в том,  чтобы давать ученикам задания достаточно трудные, но выполнимые. Это заставляет работать с предельным напряжением и стимулирует развитие имеющихся у ученика  потенций.  Другим принципом педагогики творчества является признание способностей  ученика и поощрение его творческой деятельности. Важно только помнить, что  поощрение, ставшее привычным, демобилизует личность, и его надо вовремя  прекратить. Поощрять следует только выполнение более трудных, но посильных  заданий. Важно внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям активности  ученика, особенно если это ребенок. Трудность состоит в организации  благоприятного психологического климата, где легко «высказывать идеи», но  организована дисциплина, а труд осмыслен и целесообразен. Отсюда принципы, сформулированные в свое время известным театральным  педагогом 3. Я. Корогодским: • Педагог, как садовник, — он не должен ждать непосредственных результатов своей  деятельности, они могут сказаться в отдаленном будущем. Педагог должен уметь  ждать. • Ученик имеет право на ошибку. На ошибках учатся, поэтому всегда лучше  пробовать, чем наблюдать, как выполняют задания другие. • Нет глупых вопросов, есть глупые ответы. Одной из важных задач воспитания является стимуляция высокой самооценки,  вытекающей из успехов сделанного дела. Поэтому оценивать результаты учебной  деятельности следует не с позиций общего стандарта или предвзятости, а особо  отмечать индивидуальные достижения ученика. Оценивать результаты достаточно  трудно: оценка должна быть максимально объективной и «включать цель будущего  обучения», а форма поощрения — очень гибкой. Если поощрение стало привычным,  его надо прекратить. Всегда можно в виде поощрения дать более трудное задание со  словами: «Я знаю, ты с этим справишься». Так постепенно формируется мотив  достижения, где главное — получить радость от хорошо сделанного дела. При этом  фокус самооценки переносится с себя самого на дело, на выполнение поставленной  цели (не «я умный, талантливый, удачливый», а «я хорошо, удачно выполнил это  задание»). Мастерство и искусство воспитателя состоят в том, чтобы ученик как можно  меньше чувствовал давление и опеку, которая его тяготит и сдерживает творческое  развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ученику должны быть  максимальны. Поэтому от педагога требуется максимально гибкое отношение к тем,  с кем сводит его профессиональная судьба. Творческий ребенок может быть не понят в своей семье или в среде  сверстников. Всегда важно наладить контакт с родителями, стараться дать  возможность ребенку, и особенно подростку, помочь разобраться в себе и помочь  родителям понять своих детей. Обобщим сказанное. 1. Мы воспитываем творческую, т. е. общественно активную личность. Как писал В.  А. Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие. Поэтому необходимо постоянно помнить,  что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном  фоне. 2. Педагогика творчества — это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог  личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом  климате — атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к  новым проблемам и новым способам их решения. 3. Главная задача воспитателя — формирование способности к труду в избранной  области искусства. Для этого необходимо развитие комплекса свойств, необходимых для деятельности, и формирование умений применять на практике эти  профессионально важные качества. 4. Обретенный опыт все время обновляется и используется избирательно в  соответствии с новыми творческими задачами. Источник:  Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение «Педагогическое общение как творческий процесс»

Доклад-сообщение  «Педагогическое общение как творческий процесс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018