Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Оценка 4.8
Особые потребности
doc
классное руководство +1
Взрослым
04.04.2018
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.
Социализация.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школаинтернат № 1
основного общего образования г. Томска.
Доклад:
«Социализация подростков с нарушением интеллекта
в условиях коррекционной школыинтерната» План:
1. Актуальность темы
2. Понятие «социализация»
3. Пути формирования социализации подростков
с нарушением интеллекта в условиях школыинтерната
4. Заключение
5. Библиография 1. В условиях современного мира особое значение имеет проблема
социализации детей в обществе выбор профессии, определение идеалов,
личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с
ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не
такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли
приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для
комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением
интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и
оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также
отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с
нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои
психологические особенности, которые нужно учитывать.
В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе,
знаний получают навыки общения,
где дети помимо учебных
сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и
нравственные понятия, выбирают будущую профессию.
2.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения
человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена
общества.
Она включает как социальноконтролируемые процессы
целенаправленного воздействия на личность, так и стихийные, спонтанные
процессы, влияющие на её формирование.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс
взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей
его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее
усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях
стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе
воспитания.
целенаправленного,
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того
педагогически
организованного
общества, к которому он принадлежит.
Мы педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в
интеллектуальном развитии, сталкиваемся с целым рядом трудностей.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой,
недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются
следствием не только психофизического состояния ребенка, но и
результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
3. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями
развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,
что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении
достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных
норм и правил происходит через социализацию.
Именно поэтому я выбрала методическую тему «Социализация подростков
с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школыинтерната».
Основные мои задачи:
1. Подготовка наших детей к полноценной жизни в обществе.
2. Обеспечить безопасное и бесконфликтное существование ребёнка в
условиях интерната и внешкольного пространства.
3. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и
взрослыми.
4. Формировать первоначальные представления об экономике.
5. Знакомство с правами и самое главное обязанностями учащихся.
Осознание себя гражданином России. В школе интернат я работаю воспитателем 21 год, на данный момент
являюсь воспитателем 8 класса. Большое значение я придаю воспитанию
детей как нормальной, полноценной личности. И мне, как воспитателю, надо
воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю
моя задача: помочь своим воспитанникам стать достойными гражданами
своей страны.
Традиционно в нашем учреждении развитие социальных навыков детей
с интеллектуальной недостаточностью решается путем определенного
построения учебновоспитательного процесса, в котором выделяется два
основных направления:
1. Формирование предметно – профессиональных навыков.
2. Формирование социально – психологических навыков.
Проблемы первого направления решаются путем включения в учебный
план школы специальных учебных предметов: это в первую очередь
уроков социально – бытовой ориентировки, на которых
формируются у детей бытовые трудовые умения: умения в
области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой,
обувью, комнатными растениями и т.д.;
формируются экономикобытовые навыки, умение планировать
бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий
и учреждений;
формируются навыки культурного поведения, умения общаться с
окружающими.
Уроки социальнобытовой ориентировки очень важны, они носят
практический характер. Здесь важно не то, что ребенок знает, а то, что
он умеет делать. Очень тесно с уроками социальнобытовой ориентировки
связан самообслуживающий труд, т.е. все умения и навыки, полученные
на уроках, закрепляются в процессе труда по самообслуживанию во
внеурочное время. Следующий момент развития социальных навыков это трудовое обучение. Трудовая подготовка в школе интернате
осуществляется по следующим направлениям:
сельскохозяйственный труд,
столярное дело,
обувное дело,
швейное дело,
тепличное дело;
берестяное дело;
Освоение знаний, умений и навыков по данным профилям дает
возможность воспитанникам овладеть более сложным видами труда в
дальнейшем.
Также успешному развитию социально трудовых навыков у
воспитанников способствуют занятия во внеурочное время общественно
полезным трудом: уборка закрепленной территории, "трудовые десанты",
посещение кружковых занятий и занятий по интересам, где дети
занимаются разнообразным ручным трудом.
Вовлечение в посильную творческую деятельность дают возможность
каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно –
прикладного творчества: в вышивании (крестом, паетками, бисером, гладью,
объемная вышивка, старинная марийская вышивка), в осваивании техники
квиллига и макраме, в резьбе по дереву, в берестяном деле и др. Создание
ситуации успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов работы.
Перед детьми открывается множество путей для творчества. Очень
хочется, чтобы все эти умения и навыки они использовали и после школы, в
дальнейшей своей жизни.
100% воспитанников в 7 классе посещают кружки различного
направления. Второе направление работы по формированию социальных навыков
включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды
развития, общения и личностного становления.
Самыми яркими, самыми запоминающимися стали коллективно
творческие дела участие во всех общешкольных делах, проведение
совместно с детьми праздников:
"Прекрасный день 8 марта!" литературно музыкальная композиция,
посвященная Международному женскому дню.
"Солнышко ясно, гори, гори ясно..." шоу программа, посвященная
Масленице.
" День матери» коллективно творческое мероприятие.
Активное участие во всех общешкольных мероприятиях : «Инсценированные
«Осенний бал", "Новогодний маскарад", "За здоровый образ
песни»,
жизни", "Экологическая тропа", "День Святого Валентина", "Масленица",
"Конкурс строя и песни" , "Снежные фигуры" и др.
Традиционными в школе стали проведение предметных недель:
недели трудового обучения, недели вежливости, недели борьбы с
вредными привычками, недели добра, недели права и т.д., которые также
способствуют социализации воспитанников.
Экскурсии в город Йошкар Ола, посещение музеев, ледового дворца,
участие в различных республиканских мероприятиях и акциях, экскурсии
на предприятии, в хозяйства.
В
конце
каждого
традиции,
проводится конкурс прикладного творчества "Чудеса своими руками", где
полугодия,
учебного
по
дети выставляют свои поделки, сделанные совместно с воспитателями.
Воспитанники школыинтерната также имеют возможность общаться с
представителями различных организаций и учреждений. Гостями бывают
специалисты центральной районной больницы, сотрудники ОВД Мари – Турекского
несовершеннолетних, , волонтеры.
района,
представители из
комиссии по делам
Для наших воспитанников очень важен выход за пределы школы
соседними
интерната, поэтому мы поддерживаем
тесную
связь
общеобразовательными школами. Проводим спортивные мероприятия, а
участие в совместных концертах внутри муниципального образования, в
честь различных торжественных дат, стали традиционными. Все это
способствует развитию коммуникативных навыков детей, позволяет
расширить кругозор и круг общения воспитанников.
4. Изучение особенностей социальной адаптации и интеграции наших
выпускников в «большую жизнь» дает возможность прогнозировать
содержание учебновоспитательного процесса. А еще мы стремимся
наши
организовать
воспитанники за время обучения в интернате получили опыт полноценной
учебновоспитательный
процесс
чтобы
так,
жизни жизни человека, способного занять достойное место в обществе.
Список литературы:
1. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и
прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.
2. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика : учеб. пособие для студ.
пед. вузов и колледжей. М.,2005.
3. Интегративные тенденции современного специального образования под
ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2003.
4. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для
детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук.
М.,2007. 5. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с
ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. :
ВЛАДОС,2006.
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.