доклад тема: «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 22.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный. Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников. Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования иници
Иконка файла материала 30 ДОКЛАД Статья по самообр..docx
1 Доклад Приложение 30 «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников»   Пояснительная записка       Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей. Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.      Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.          Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра.  Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая   роль   предполагает   другого участника:   ребенок   может   быть   врачом,   только   если   рядом   есть больной,   покупателем,   только   если   есть   продавец   и   т.   п.   Поэтому   ролевая   игра   –   это   деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.         Однако   умение   играть   в сюжетно –   ролевые   игры   предполагает   достаточно   высокий   уровень   речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет,  не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.       Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует   закреплению   навыков   пользования   инициативной   речью,   совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.       Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является   ведущим   видом   деятельности   детей дошкольного   возраста,  то   проще   всего   это   делать   в процессе сюжетно – ролевой игры. Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста  в игровой деятельности.2      Исходя из цели, были определены задачи:  развивать связную диалогическую речь;  воспитывать желание и умение совместно играть;  расширить и активизировать словарный запас детей 4­5 лет;  закрепить навыки ведения диалога;  разработать перспективный план проведения игр по возрастной группе;  способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;  развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе. Для решения поставленных задач, я определила  методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:  участие воспитателя в игре (второстепенная роль);  использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);  индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;  внесение образных игрушек;  прием параллельной игры;  прием ролевой игры с продолжением;  активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;  игра в телефон;  обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;  разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. Сроки Сентябрь­ октябрь  2017 года Сентябрь­ октябрь  2017 года В течение  реализации  проекта Этапы Содержание работы Мной был разработан план работы: Диагностиче ский,  организацио нный   Практически й Практические выходы Конспекты занятий. Анализ затруднений. Постановка проблемы – дети среднего возраста нуждаются в  коррекции речи. Изучение литературы по проблеме. Определение целей и задач работы над темой. Разработка  системы мер, направленных на решение проблемы: подбор игр,  составление плана работы с родителями. Прогнозирование  результатов. Запланированная работа: с детьми: ­ Разработать перспективный план  работы по теме «Сюжетно­ролевые  игры у дошкольников»; провести диагностику по  направлениям: «Социально –  коммуникативное развитие», «Чтение  художественной литературы»,  «Познание»; ­ создать развивающую предметно­ пространственную среду; ­ подобрать и провести сюжетно­ ролевые игры и упражнения; реализовать проекты: ­ творческий  «Осень в лесу», ­ игровой, творческий «Играем дружно Результаты диагностики детей. Обогащение игрушками уголков  сюжетно­ ролевых игр. Картотека игр. Сценарии праздников, развлечений.3 вместе» с родителями: ­ индивидуальные беседы с  родителями вновь поступивших детей  «Роль семьи в игровой деятельности  ребенка»; ­ индивидуальные беседы с  родителями     «Играем вместе с  ребенком»; ­ консультация для родителей  «Формируем умение общаться»; ­ тест для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка  общительным?»; ­ представление родителям речевых  игр и упражнений, используемых в  детском саду для  формирования речи  дошкольников младшего и среднего  возрастов. ­ привлечь родителей к изготовлению  различных атрибутов для сюжетно­ ролевых игр; ­ родительское собрание на тему:  «Развитие речи дошкольников». ­ Познакомить  родителей с  результатами  диагностики детей. ­ Оформление  информационно­ наглядного материала в  родительском уголке. ­ Информация по  темам: «Роль семьи в  игровой деятельности  ребенка», «Играем  вместе с ребенком». ­ Результаты  тестирования  родителей. ­ Речевые игры и  упражнения. ­ Протокол  родительского  собрания, доклад на  тему «Развитие речи  дошкольника» Самореализация: ­ Выступления с опытом работы на  педсоветах; ­ участие в семинарах, конференциях  ДОУ, района; ­ разработка конспектов занятий по  речевому развитию; ­ показ организации предметно­ развивающей среды родителям Выступление на педсовете; оформление доклада; презентация. ­ Выступление с  докладом на  педагогическом совете   на тему «Роль сюжетно­ ролевой игры в  развитии речи  дошкольников».   ­ Конспекты занятий ­ Презентация. Ноябрь 2018 года Обобщающи й Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в   снятие   эмоционального   напряжения   в   игре, группе:   налаживание   контактов   с   детьми, выстраивание партнерских   отношений.   Большое   внимание   было   уделено   обновлению   и   наполнению предметно ­ развивающей среды, оформлению игр, пособий.4 Целесообразно  организовывать  с  детьми  такие  игры,  в которых  участвуют  все  дети.  Примерами таких игр в моей практике стали: «Магазин», «Семья», «Детский сад», Больница, Парикмахерская.   Работу я начала по следующим направлениям:  ­ изучение литературы,  ­ работа над созданием развивающей среды,  ­ занятия с детьми,  ­ взаимодействие с родителями. В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме: 1. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство­Пресс», 2010. 2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации».­2­е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2010. 3. Дьяченко В.Ю.  «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.5 4. Пименова Т.М.   «Формирование художественно­речевых навыков у детей 5­7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013. 5. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2009. В течение года мною были подготовлены и проведены: ­ Беседы с детьми о профессиях. ­ Настольно­печатные игры («Что из чего сделано?», «Профессии») ­ Игры и упражнения на развитие речи         ­   Организация самостоятельных   сюжетно­ролевых   игр («Поликлиника»,   «Семья»,   «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Детский сад» и мн. др.). ­ Составлены  творческие  рассказы,  рассказы  из   личного опыта  детьми  с  использованием  схем  – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – шофер», «Парикмахер», «Моя мама (папа) врач») и т. п. ­ Просмотрены  видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей». ­ Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии». А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Осень в лесу», «Вместе дружно мы играем», дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей в игре, проявления   в   ней   инициативы,   что,   в   целом,     поспособствовало   их   речевому   развитию.   Об   этом свидетельствуют результаты мониторинга на конец 2017­2018 учебного года по образовательной области «Речевое   развитие»,   где   высокий   уровень   развития   составил   75%,   средний   20%,   а низкий  –5%,  с которыми родители были ознакомлены на родительском собрании.  В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников: ­   Консультации   («Формируем   умение   ребенка   общаться», «Роль   игры   в жизни дошкольника»,   «Играем   вместе   с   ребенком»).   Родителям   было   предложено поиграть   дома   в   настольные   игры (для   закрепления   умения   детей   брать   на   себя ведущую роль), представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для  формирования речи дошкольников.6 ­ Тест­опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?». ­ Состоялось родительское собрание  в конце  2017­2018 учебного года  на   тему  «Развитие  речи дошкольников», где я выступала с соответствующим теме докладом.   А также в течение всего года родители активно принимали участие  в изготовлении различных атрибутов для сюжетно­ролевых игр (маски, костюмы, скатерти, сделанные совместно с детьми, поделки).          В   процессе сюжетно­ролевой   игры   происходит развитие всех   сторон   личности   ребенка  ­ дошкольника,   в   том   числе   и   речевого развития. Сюжетно­ролевая   игра   оказывает   специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои   действия,   что   способствует   закреплению   навыков   пользования   инициативной   речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.  Таким   образом,  сюжетно­ролевая   игра   является   основой   для развития   речи,  формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

Посмотрите также