Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"
Оценка 4.9

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
администрации +1
Взрослым
04.05.2017
Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"
Главная особенность ФГОС общего образования – системно-деятельный подход. Каждому педагогу понятно, что современный урок должен соответствовать этим требованиям. Каждый изучаемый предмет в школе по новым стандартам указывают на реальные виды деятельности, на необходимость формирования универсальных учебных действий. Перед тем, как ответить на вопрос «Как учить детей?», мы должны задуматься, чему мы должны их учить.
Требования к уроку ФГОС.docx
МОУ Шишково­Дубровская СОШ Бежецкий район Тверская область Смирнова М.Ю. –  учитель русского языка и литературы 2017 г            Требования к современному уроку в условиях ФГОС. Урок – это основная форма организации  учебного процесса.   Каким должен   быть   современный   урок?     Предлагаем   поразмышлять   над     этим вопросом. Каждому   педагогу   понятно,   что   современный   урок   должен соответствовать   требованиям   ФГОС.   Главная   особенность   федеральных государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   – системно­деятельный   подход  (тезис   о   том,   что   развитие   личности   в   процессе  активной   образовательной обучающегося   осуществляется   деятельности путем формирования универсальных учебных действий  ­ личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных ­ как основы образовательного процесса);   Современное   образование   отказывается   от   традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; новые стандарты     указывают   на   реальные   виды   деятельности,   на   необходимость формирования  универсальных учебных действий. Перед тем, как ответить на вопрос   «Как   учить   детей?»,   мы   должны   задуматься,   чему   мы   должны   их учить.   Каков   конечный   результат?   Представление   о   результатах   обучения дает нам классификация УУД. Обратим   особое   внимание   на   регулятивные   универсальные   учебные действия Мы должны научить ученика: • целеполаганию,   включая   постановку   новых   целей,   преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. На   уроках   по   различным   дисциплинам   педагоги   должны формировать коммуникативные универсальные учебные действия. Учитель должен научить выпускника: • учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве; • формулировать   собственное   мнение   и   позицию,   аргументировать   и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной деятельности, • адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности; • владеть   устной   и   письменной   речью;   строить   монологическое контекстное высказывание; • организовывать   и   планировать   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   способы   определять   цели   и   функции   участников, сверстниками, взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять   контроль,  коррекцию,   оценку   действий   партнёра,   уметь убеждать; • использовать   адекватные   языковые   средства   для   отображения   своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать   в   речи   (описание,   объяснение)   содержание   совершаемых действий   как   в   форме   громкой   социализированной   речи,   так   и   в   форме внутренней речи. Познавательные универсальные учебные действия, формируемые на уроках, предполагают, что выпускник научится: • основам реализации проектно­исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно­следственные связи; • осуществлять   логическую   операцию   установления   родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам   ознакомительного,   изучающего,   усваивающего   и   поискового чтения;  • структурировать   тексты,   включая   умение   выделять   главное   и второстепенное,   главную   идею   текста,   выстраивать   последовательность описываемых событий. В   сфере   развития  личностных   универсальных   учебных   действий приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности; • основ   социальных   компетенций  (включая   ценностно­   смысловые установки   и   моральные   нормы,   опыт   социальных   и   межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности  к переходу к самообразованию на основе учебно­познавательной   мотивации,   в   том   числе  готовности   к   выбору направления профильного образования. Давая   общую   оценку   стандартам   второго   поколения,   следует отметить еще три особенности процесса обучения. 1. Стандарты   второго   поколения   особое   место   уделяют формированию ИКТ­компетентности обучающихся. Предполагается, что выпускник научится: • правильно   включать   и   выключать   устройства   ИКТ,   входить   в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с   экранными   объектами   (перемещение   курсора,   выделение,   прямое перемещение, запоминание и вырезание); • осуществлять   информационное   подключение   к   локальной   сети   и глобальной сети Интернет; • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе   через   Интернет,   размещать   в   информационной   среде   различные информационные объекты; • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;   • соблюдать гигиены, ресурсосбережения   при   работе   с   устройствами   ИКТ,   в   частности учитывающие специфику работы с различными экранами. требования   техники   безопасности,   • осуществлять   фиксацию   изображений   и   звуков   в   ходе   процесса обсуждения, проведения эксперимента,  • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. • создавать   диаграммы   различных   видов   (алгоритмические, концептуальные,   классификационные,   организационные,   родства   и   др.)   в соответствии с решаемыми задачами; • создавать   специализированные   карты   и   диаграммы:   географические, хронологические; • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с   использованием   специализированных   компьютерных   инструментов   и устройств. • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители; • формировать   собственное   информационное   пространство:   создавать системы   папок   и   размещать   в   них   нужные   информационные   источники, размещать информацию в Интернете. выбирать   и   использовать   методы,   релевантные   рассматриваемой На уроках истории, биологии, географии, литературы учащиеся должны показывать   презентации,   созданные   дома   с   учётом   изучаемого   материала. Возможно   создание   учениками   сайтов,   на   которых   может   быть   размещён учебный материал. 2. На уроках по разным дисциплинам обучающиеся должны учиться основам учебно­исследовательской и проектной деятельности :    планировать   и   выполнять   учебное   исследование   и   учебный   проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;  проблеме;  распознавать   и   ставить   вопросы,   ответы   на   которые   могут   быть получены   путём   научного   исследования,   отбирать   адекватные   методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;  использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по   аналогии,   опровержение,   контрпример,   индуктивные   и   дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;  использовать   такие   естественно­научные   методы   и   приёмы,   как наблюдение,   постановка   проблемы,   выдвижение   «хорошей   гипотезы», эксперимент,   моделирование,   использование   математических   моделей, теоретическое   обоснование,   установление   границ   применимости модели/теории;  видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. 3. Говоря   о   новых   требованиях   к   процессу   обучения,   следует вспомнить о стратегии смыслового чтения. Мы должны научить выпускника на уроках по разным дисциплинам: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать   из   текста   или   придумать   заголовок,   соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять   основные   текстовые   и   внетекстовые   компоненты: обнаруживать   соответствие   между   частью   текста   и   его   общей   идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить   в   тексте   требуемую   информацию   (пробегать   текст   глазами, определять   его   основные   элементы,   сопоставлять   формы   выражения информации   в  запросе   и  в  самом   тексте,  устанавливать,  являются   ли   они тождественными   или   синонимическими,   находить   необходимую   единицу информации в тексте); • решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста; — выделять главную и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать   на   основе   текста   систему   аргументов   (доводов)   для обоснования определённой позиции. В условиях введения в практику работы   школы ФГОС ООО учителю необходимо   научиться   планировать   и   проводить   уроки,   направленные   на формирование не только предметных, но и  метапредметных результатов. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов,  приёмов   обучения   и  способов   организации   учебной   деятельности учащихся на уроке Учитель   призван   быть   творцом   своих   уроков.   Новый   стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для   новых  идей   и  новых  творческих  находок.  Но   если   учитель   знает,  что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Проанализируем  деятельность учащихся на каждом этапе урока  и   которые  универсальные   учебные   действия  выделим   те (УУД), формируются при правильной организации деятельности учащихся : Требования   к уроку Объявление   темы урока Урок современного типа Формулируют   сами   учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Универсальные учебные действия Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение   целей и задач Формулируют   сами   учащиеся, определив   границы   знания   и незнания   (учитель   подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции   учащимися Планирование способов достижения намеченной   цели   (учитель помогает, советует)       действия осуществляют   по плану групповой, Учащиеся учебные намеченному (применяется индивидуальный методы) (учитель консультирует)     Регулятивные планирования Познавательные, регулятивные, коммуникативные   Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные   контроля (самоконтроля), коммуникативные   Учащиеся формулируют затруднения   и   осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует,   Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся советует, помогает) Учащиеся   дают   оценку деятельности по её результатам   оценивание (самооценивание, результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)   Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Учащиеся   могут   выбирать задание   из   предложенных учителем учётом индивидуальных возможностей с     Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Познавательные, регулятивные, коммуникативные Сформулируем основные требования к уроку нового типа. Современный   урок   должен   быть   проблемно­диалогическим.   Учитель обязан   создавать   проблемные   ситуации,   разрешать   которые     ученики должны самостоятельно.  Традиционный урок Проверка   домашнего задания Объявление   темы урока учителем Объяснение   темы учителем. Объяснительно­ иллюстративный метод работы. Закрепление   знаний учениками Современный урок Озвучивание   учеником   проблем,   возникших   при выполнении   домашнего   задания.   Объяснение материала теми детьми, кто справился с заданием. Создание   проблемной   ситуации   учителем. Формулирование проблемы учениками.    решения   проблемы Самостоятельный   учениками.     Выражение   решения   проблемы. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Вывод делают сами учащиеся.   поиск   Применение   знаний   учениками. задания.   Творческие Обучение  детей  целеполаганию,   формулированию   темы   урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.  В   соответствии   с   новыми   стандартами   нужно   усилить   мотивацию ребенка   к   познанию   предмета,   продемонстрировать   ему,   что   школьные занятия   –   это   не   получение   отвлеченных   от   жизни   знаний,   а   наоборот   – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки   ее   применения   в   реальной   жизни.   Уроки   должны   строиться   по совершенно   иной   схеме.   Если   сейчас   больше   всего   распространен объяснительно­иллюстративный   метод   работы,   когда   учитель,   стоя   перед классом,   объясняет   тему,   а   потом   проводит   выборочный   опрос,   то   в соответствии   с   изменениями   упор   должен   делаться   на   взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.    Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок.   Но   главными   деятелями   на   уроке   даже   на   этапе   планирования становятся дети. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама   собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть,   чтобы   в   дальнейшем   ее   разрешение   привело   к   задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением»   или   «с   удивлением».   Первый   способ   предполагает,   что учащиеся   получают   задание,   которое   невозможно   выполнить   без   новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй   способ   предполагает   сравнительный   анализ   двух   фактов,   мнений, предположений.   В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками   несовпадения,   противоречия,   которое   должно   вызвать   у   них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"

Доклад "Требования к уроку в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017