Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"
Оценка 4.7

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл
22.01.2018
Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"
Понятие «одаренность» и ее признаки, сравнительная характеристика способностей и проблем ребенка, связанных с ними, выявление и развитие творческих способностей учащихся, возрастные этапы развития личности, формы работы с одаренными учащимися, советы педагогам и родителям, рекомендации психологов по развитию творческих возможностей ребенка
Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей.docx
Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей 1. Понятие «одаренность» и ее признаки Мир все время меняется, и каждое новое поколение приходит в этот уже   измененный   мир,   и   в   течение   всей   жизни   труд   людей   по   своей   сути направлен на изменения в мире. Каждому этапу развития соответствуют свои специфические изменения. В   настоящее   время,   очевидно,   можно   выделить   следующие   направления изменений:     техника и высокие технологии; невероятно высокий уровень информации; стремительное развитие индустрии удовольствий и развлечений; различные течения религиозного обогащения людей. По   своей   сути   все   эти   направления   сконцентрированы   на удовлетворение   потребностей   человека:   материальных,   коммуникативно­ социальных,   духовных,   эстетических,   биологических.   Изменения   в   мире   в любые времена меняются людьми от ума, таланта, творчества, желаний, от их труда   зависит   качество   и   направленность   изменений.   В   зависимости   от степени своего таланта и его направленности каждый человек делает свой вклад в изменения, происходящие в мире: один ­ меньше, другой ­ больше, кто способен глобально изменить, сломать правила, порядки, старые принципы, нормы, старую технику, ее достижения. Этих последних чаще всего называют одаренными, лидерами, талантливыми, гениями. Естественно возникают вопросы:   Чем определяется талантливость и одаренность человека? Чем отличаются талантливые люди по своим психическим  качествам от других людей? Вопросы сложные. Психологическая наука уже давно пытается на них ответить.   Особенно   это   актуально   в   наше   время,   когда   стало   ясно,   что талантливые   люди   крайне   необходимы   обществу:   необходимы   политики   ­ лидеры, которые смогли бы обеспечить спокойную и мирную жизнь в стране; необходимы   новые   технологии   и   новые   технические   достижения   в   любой отрасли   промышленности,   новые   средства   информации   и   тому   подобное. Только интеллектуально и творчески одаренный человек способен к созданию новых выдающихся достижений. Универсальное   представление   о   психике   как   высшей   форме приспособления   и   адаптации   стало   основой   для   определения   умственной одаренности. Это положение наиболее четко выразил В.Штерн: "Умственная одаренность есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни". В толковых словарях понятие "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются   как   синонимы,   отражающие   уровень   проявления способностей.   Следовательно,   при   установлении   основных   понятий   по одаренности   удобно   исходить   из   понятия   способность.   М.Б.   Теплов определяет три признака этого понятия: Во­первых,   способности   ­   это   индивидуально­психологические особенности, отличающие одного человека от другого ... Во­вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности,   а   лишь   такие,   которые   имеют   отношение   к   успешности выполнения какой­либо деятельности или многих деятельностей  В­третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.  Сравнительная характеристика способностей и проблем ребенка, связанных с ними Особые способности Опережают других в  количестве и силе  восприятия окружающих  событий и явлений.  Большое упрямство и  сосредоточенность в  достижении цели Всепоглощающий интерес  В некоторых занятиях  достигать выдающихся  результатов  Способность воспринимать  нестандартные связи и  отношения между  предметами и явлениями,  концепциями и событиями  Великолепная память и  Связанные с этим проблемы ребенка Уязвимость,   которая   порождается   повышенной чувствительностью,   относят   все   на   свой   счет, чувствуют вину, даже если их ни в чем не обвиняют. Если   результаты   не   соответствуют   высоким внутренним   стандартам   ребенка,   у   него   возникает чувство   неудовлетворенности,   ребенок   может считать себя неудачником.  Склонность   начинать   несколько   различных   дел одновременно,  или   хвататься   за   слишком   сложные задачи. Представляют только себя на первом месте. Следует дать   ребенку   понять,   что   неудача   ­   вещь   вполне нормальная,   что   подталкивает   к   переоценке, адаптации   и   дальнейшему   развитию   и   не   является поводом для отчаяния и самоуничижения. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ. Моторная   координация   и   овладения   движениями опережающее речевое  развитие  Глубинное и небезразличное  восприятие мира.  отстает от познавательных способностей. Именно с этой особенностью мужественно борются взрослые,   давая   ребенку   инструкции,   которые тяжелым   бременем   ложатся   на   плечи   самого ребенка: "Не задавай столько вопросов», «не спорь с учителем",   "оставь   свои   фантазии   дома»,   «не исправляй учителя". Итак, у одаренного ребенка достаточно много проблем, которые можно решить, если окружающие будут уважать ребенка, как личностную ценность, если   ребенок   будет   чувствовать,   что   его   не   только   доброжелательно воспринимают,   но   и   любят   и   пытаются   понять,   поддерживают   в   процессе познания, не ограничивая при этом его внутреннюю свободу.  2. Выявление и развитие творческих способностей учащихся При   проведении   диагностики   одаренности   младшего   школьника необходимо придерживаться принципов выявления одаренных детей:  комплексный характер оценивания разных аспектов поведения и деятельности;    продолжительность идентификации; анализ поведения ребенка  в  сферах  деятельности, максимально отвечающих склонностям и способностям; использование тестов и тренинговых методик. Личностные характеристики интеллектуально­творческого потенциала личности (по О.Савенкову) І. Интегративные личностные характеристики: • • • • • • • • • • • • любознательность; сверхчувствительность к проблемам; прогнозирование; словарный запас; способность к оценке. ІІ. Характеристики сферы умственного развития: оригинальность мышления; гибкость мышления; производительность или "скорость мышления"; способность к анализу и синтезу; классификация и категоризация; высокая концентрация внимания; память. ІІІ. Характеристики сферы личностного развития: • • • • увлеченность задачей; перфекционизм; нонконформизм; лидерство; • • • состязательность; широта интересов; юмор. •              3.Возрастные этапы развития личности • • исследовательская активность; задавания   вопросов   и   начало   диалогических   форм интеллектуального и личностного взаимодействия; • • принятия самостоятельных решений; реальное   воплощение   своего   мнения   (идеи)   и   стремление   к личностной реализации; • профессиональное   творческое   самоопределение   и   утверждение себя как личности в будущей профессии.  • Развитие одаренных детей в системе дошкольного образования. • Цель   ­   обеспечить   психологическую   подготовку   дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям. • Реализация:обеспечение   дошкольных   учреждений   творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития   любознательности   и   исследовательской   (творческой)   активности дошкольников;использование методик для выявления творческого потенциала детей   всех   групп   детского   сада;подготовка   воспитателей   для   работы   с одаренными детьми. • Развитие одаренного ребенка в начальной школе. Цель ­ обеспечить психолого­педагогическую подготовку учителей начальной школы к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми. • Реализация:  в   течение   первого   года   обучения   выявить   уровень творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и наклонности   ребенка;   разработать   специальные   учебные   материалы   для развития   одаренного   ребенка   в   начальной   школе,   которые   обеспечивают закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей; определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренного   ребенка;   способствовать   проявлению   и   реализации   широкого спектра   увлечений   ребенка;   совместно   с   родителями   поддерживать одаренного ребенка в реализации его интересов в школе и семье; проводить различные занятия для развития творческой одаренности ребенка. • Работа с родителями одаренных детей. Цель ­ обеспечить подготовку родителей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка. • Реализация:   подготовка   консультационных   материалов   для родителей   об  одаренных  детях  и  их   воспитании;   регулярное  знакомство  с психолого­педагогическими   материалами   по   выявлению,   поддержке   и развитию одаренных детей через средства массовой информации, посещение родительского   лектория,   консультаций   психолога   и   педагогов   и   тому подобное. • Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:  принцип       максимального       разнообразия        предоставленных  возможностей для развития личности;    принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;  принцип        свободы       выбора       учащимся       дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. • Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное   обучение,   процесс   познания   должен   быть   для   таких   детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам,   сколько   идеям   и   способам,   методам,   развивающим   мышление, побуждающим   к   самостоятельной   работе,   ориентирующим   на   дальнейшее самосовершенствование   и   самообразование,   постепенное   проявление   той цели,   для   достижения   которой   они   прилагают   столько   духовных, интеллектуальных и физических усилий. • Формы работы с одаренными учащимися творческие мастерские; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно­практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами. • Советы педагогам и родителям если: ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; ребенка высмеивают, он становится замкнутым; ребенка хвалят, он учится быть благодарным;                    ребенка поддерживают, он учится ценить себя; ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в мире. • Рекомендации психологов по развитию творческих возможностей ребенка  Признавайте   ранее   непризнанные   или   неиспользованные возможности ребенка.   дочери.  цели.  Поддерживайте желание ребенка работать самостоятельно. Не   вмешивайтесь   в  процесс   творческой   деятельности   сына  или Давайте ребенку свободу выбора отрасли и методов достижения Создавайте   условия   для   конкретного   воплощения   творческих Поощряйте ребенка к участию в групповом творческом процессе. Поощряйте   к   работе   над   проектами,   предложенными   самим Не   давите   на   ребенка,   создавайте   свободную,   непринужденную Одобряйте результаты деятельности сына или дочери в какой­то одной   отрасли   с   целью   побудить   желание   испытать   себя   в   других   видах деятельности. Подчеркивайте   положительное   значение   индивидуальных идей ребенка. ребенком.  атмосферу.        особенностей вашего ребенка. либо отстает. Уважайте   потенциальные   возможности   ребенка,   если   он   в   чем­ Демонстрируйте свой энтузиазм в какой­то деятельности. Поддерживайте   своим   авторитетом   ребенка,   что   выражает отличное от других мнение и в связи с этим испытывает давление со стороны своих сверстников. Создавайте   ситуации,   в   которых   ваш   ребенок,   который   не проявляет особых успехов в учебе, будет иметь возможность тесного общения со способным ребенком.  Помогайте ребенку находить в его фантазиях связь с реальным  миром.  Получайте   максимальную   пользу   от   его   хобби,   конкретных увлечений и индивидуальных склонностей.  Проявляйте терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка. Поощряйте   максимальное   привлечение   ребенка   к   совместной   творческой работе со старшими детьми. Постоянно убеждайте ребенка, что вы для него единомышленник, а не оппонент. • Использованная и рекомендуемая литература • 1.  Ананьев Б. Человек ­ предмет познания. ­ Ленинград, 1968. ­ 94 с. • 2. Андреева   В.И.   Диалектика   воспитания   и   самовоспитания   творческой личности. ­ Казань, 1988. ­ 28 с. • 3 Апостолова Г.В. Работа с одаренными детьми // Одаренный ребенок №1, 2006 г. • 4. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. ­ М .: Молодая гвардия, 1997. ­ 278 с. • 5.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. ­ М .: Знание, 1981. ­ 96 с. • 6.Волков   Б.С.   Психология   младшего   школьника.   ­   Педагогическое общество России, 2002. ­ 128 с. • 7.Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.– М.  Российское педагогическое агентство, 1998. ­ 210с.

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление и поддержка одарённых и талантливых детей"

Доклад "Выявление  и поддержка одарённых и талантливых детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018