Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках родного языка"

  • Лекции
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы.
Иконка файла материала доклад Шахбанова П.Г..docx
Выступление на заседании ШМО родных языков. Шахбанова П.Г., учитель даргинского языка и литературы Тема выступления: Здоровьесберегающие технологии на уроках родного языка.  Одним   из   приоритетных   направлений   гуманизации   школьного   образования считается   сохранение   и   укрепление   здоровья   детей.   Динамическая   нагрузка   – естественная   биологическая   потребность   растущего   организма.   Невозможность реализовать   эту   потребность   на   уроке   приводит   к   быстрой   утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.   Перегрузка   учащихся   на   уроке,   которая   вызывает   повышение   уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы.   Если   процесс   получения   знаний   интересен   и   мотивирован,   то   усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к   перегрузке   даже   при   относительно   небольших   объемах   материала.   Перспективы поиска   новых   путей   повышения   двигательной   активности   школьников   связаны   с новыми   подходами   к   организации   учебного   процесса   с   учетом   динамической составляющей   урока.   Чтобы   повысить   динамическую   составляющую   необходимо внести   изменения   в   традиционную   структуру   урока,   совместить   образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных коллег   на   педагогических   сайтах   в   Интернете.   Использование   данных   способов   и приёмов   на   уроках   дают   возможность   успешно   интегрировать   учебный   процесс   с активной   динамической   нагрузкой.   Смена   видов   активности,   включение   игровой деятельности,   стимулирование   творческого   отношения   к   теме   урока,   наличие соревновательных   моментов   повышает   умственную   работоспособность,познавательную   активность,   мотивацию   к   изучению   языка.   Стимулом   привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.  Компоненты   комплексной   модели   урока,   способствующие   решению   задачи совмещения   высокой   продуктивности   учебного   процесса   с   педагогическими приёмами,   которые   позволяют   сохранить   и   укрепить   уровень   здоровья   учащихся: положительный   эмоциональный  настрой  на урок  (снимает  страх, создает  ситуацию успеха);   самомассаж   (улучшает   кровообращение,   снимает   мышечное   напряжение); гимнастика:   пальчиковая   (снимает   нервно­психическое   напряжение,   напряжение   в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная   (помогает   повысить   возбудимость   коры   больших   полушарий   мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения).  Большинство   перечисленных   компонентов   можно   использовать   на   всех   этапах обучения   языку   и   наши   отечественные   коллеги,   без   сомнения,   применяют   их   на практике по мере возможности.  Отечественные   физиологи   подтверждают   связь   развития   рук   с   развитием   мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную   усталость,   улучшают   произношение   многих   звуков,   развивают   речь ребенка.   А   известный   педагог   В.А   Сухомлинский   утверждал,   что   "ум   ребенка находится на кончике пальцев”.  Обратимся   ещё   к   одному   положительному   аспекту   динамических   пауз   в   форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное   и   динамически   обыгранное   хором,   способствует   снижению   нервно­ психического напряжения на уроке, повышению эмоционально­положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.  Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее ­ социально­ экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у   детей   вредных   привычек.   Кроме   того,  использование   новых   форм   и   технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному ростуколичества   детей,   не   способных   полностью   адаптироваться   к   нагрузкам.   Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень   активности   учащихся   на   уроках,   слабая   успеваемость.   Поэтому   одной   из приоритетных   задач   образования,   сегодня   становится   сбережение   и   укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких   технологий   преподавания,   которые   были   бы   адекватны   возрасту   учеников, устраняли  бы перегрузки  и сохраняли здоровье  школьников.  Внедрение в учебный процесс   здоровьесберегающих   технологий   позволяет   добиться   положительных изменений в состоянии здоровья школьников.  Главной  задачей   учителя   должно   стать   обеспечение   максимально   комфортной  и благоприятной   обстановки   и   создание   у   детей   положительной   эмоциональной настроенности на уроке.  Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся.   Через   песню   заучивается   лексика,   практикуются   грамматические структуры,   отрабатывается   фонетика   языка   и   т.д.   Кроме   того,   песни   дают возможность   расслабиться,   сделать   небольшой   перерыв   в   рутинной   учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока,   снимающая   напряжение   и   восстанавливающая когда   нужна   разгрузка, работоспособность.   Наличие   эмоциональных   разрядок   (поговорки,   веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.  Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихсяспособствуют:   1.   Индивидуальное   дозирование   объема   учебной   нагрузки, рациональное распределение ее по времени. 2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”. 3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания. 4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов,   проведение   контрольных   работ   строго   по   календарно­тематическому   конечно, планированию.   зрительная   гимнастика   и,   5.   Физкультминутки, эмоциональную   разгрузку.   6.   Смена   позы   учащихся,   наблюдение   за   их   осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.  Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей   жить   без   стрессов,   укреплять,   сохранять   свое   и   ценить   чужое   здоровье. Применение   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   на   уроках способствует  самоопределению,  самореализации   ученика  на   основе   его   внутренней мотивации,   вводит   ребёнка   в   образовательное   поле   без   потерь   для   здоровья,   с повышенной   мотивацией.   Подобный   подход   к   обучению   не   даёт   дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности