Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы.
Выступление на заседании ШМО родных языков.
Шахбанова П.Г., учитель даргинского языка и литературы
Тема выступления:
Здоровьесберегающие технологии на уроках родного языка.
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования
считается сохранение и укрепление здоровья детей. Динамическая нагрузка –
естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность
реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости,
нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого
материала. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня
утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества
работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение
материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся
отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит
к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Перспективы
поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с
новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической
составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо
внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный
компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и
полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных
коллег на педагогических сайтах в Интернете. Использование данных способов и
приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с
активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой
деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие
соревновательных моментов повышает умственную работоспособность,познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения
внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи
совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими
приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:
положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию
успеха); самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
гимнастика: пальчиковая (снимает нервнопсихическое напряжение, напряжение в
руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга,
активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения,
снятия напряжения).
Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах
обучения языку и наши отечественные коллеги, без сомнения, применяют их на
практике по мере возможности.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять
умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь
ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка
находится на кончике пальцев”.
Обратимся ещё к одному положительному аспекту динамических пауз в форме
пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение,
прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно
психического напряжения на уроке, повышению эмоциональноположительного фона
учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.
Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее социально
экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание
у детей вредных привычек. Кроме того, использование новых форм и технологий
обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному ростуколичества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как
следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий
уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. Поэтому одной из
приоритетных задач образования, сегодня становится сбережение и укрепление
здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор
таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников,
устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Внедрение в учебный
процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных
изменений в состоянии здоровья школьников.
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и
благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной
настроенности на уроке.
Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции,
легкость и удовольствие. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых
различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они забывают о
своем психологическом дискомфорте. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она
является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции
учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические
структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Кроме того, песни дают
возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной
деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока,
снимающая напряжение и восстанавливающая
когда нужна разгрузка,
работоспособность. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые
четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для
снятия умственного напряжения и утомления.
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во
избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии
с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды
работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихсяспособствуют: 1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки,
рациональное распределение ее по времени. 2. Смена видов работ: самостоятельная
работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и
письменно), творческие задания, “мозговой штурм”. 3. Различные тестовые задания с
выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание
и поиск ошибок; разноуровневые задания. 4. Строгое соблюдение объема всех видов
тестов, проведение контрольных работ строго по календарнотематическому
конечно,
планированию.
зрительная гимнастика и,
5.
Физкультминутки,
эмоциональную разгрузку. 6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой,
соответствие позы виду учебной деятельности.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с
охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни
каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на
уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит
детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках
способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней
мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с
повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной
нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности