Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
воспитательная работа
3 кл
11.05.2019
В этом докладе описывается основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Также описывается основная задача работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня.docx
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии в
режиме работы группы продленного дня»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3 1. Сущность понятия «здоровый образ
жизни»………………………………………5
2.Анализ здоровьесберегающих условий обучения ребёнка в
современной
школе..............................................................................................................
..........12
3.Здоровьесберегающие технологии в ГПД…………………………………..
….23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список
литературы..................................................................................................2
9
Приложение…………………………………………………………………………………
31 Введение
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает
национальной безопасности, экономическому и социальному развитию,
обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых
поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов
общества, семьи, личности.
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления
собственного здоровья детей подростков. Современная концепция здорового образа
жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение
гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного
здоровья.
Для детей и подростков основными составляющими элементами здорового образа
жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и
антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В
современных сложных социальноэкономических условиях отсутствие этих элементов в
поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения
заболеваний.
Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. Учебный
день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Школьная перегрузка и долгое нахождение приводит к переутомлению учащихся.
В последнее время интерес к проблеме здоровья учащихся значительно вырос, в
частности, в связи с появлением новой научной дисциплины – валеологии.
Несомненно, валеологические исследования способствуют отыскиванию способов
организации процесса, «безвредных для здоровья». Однако валеология исследует эти
вопросы внешним по отношению к содержанию и методам обучения конкретному
предмету образом.
Поэтому тема «Здоровьесберегающие технологии в режиме работы группы
продленного дня» является актуальной.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только
социальноактивную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с
сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе
жизни.
Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и
распространение здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза исследования: применение здороьесберегающих технологий в группе
продленного дня будет эффективным, если учитываются следующие условия:
учитель осознает важность проблемы формирования здорового образа жизни; в содержании воспитания заложены резервы для формирования здорового образа жизни;
в классе созданы условия для поддержания здоровья (режим проветривания,
физкультминутки).
1.Сущность понятия «здоровый образ жизни».
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского
организма.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О сохранении
и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по сохранению и
увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил
социальноэкономическую программу. “Начало сего полагаю самым главным делом:
сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство
всего государства”. В обращении он поставил цельулучшение быта народа, его
благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме
сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще
мало порядочных есть учреждений…” Ломоносов предлагает: “требуется по всем
городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для изучения докторства послать
российских студентов в иностранные университеты и внутри государства дать
производить достойных в доктора”
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии,
физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению,
позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам.
Работа “О сохранении и размножении российского народа”, работы о проблемах
воспитания юношества позволяют считать М.Ломоносова первым русским валеологом,
изучавшим проблему человека в медикопедагогической совокупности.
Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.
С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и
эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства.
Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу
патологии.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс
санитарногигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду
и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности
населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств
диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением
психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность
многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей
системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней,
усилившуюся в связи с прогрессирующей социальноэкономической деструкцией
общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не
сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает
необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития
здоровья.
Укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого
человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении
среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее
значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации,
способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к
разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня
здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа
самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя
ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится
потребностью.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества
являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно
понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности
человека, его совершенства.
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих
сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно
направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение
различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего,
противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному.
Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного
удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают
здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал
человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье — обретение
человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в
сообщество людей. Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что
психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к
осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой
адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая
личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен
согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и
свободный от захвата какимлибо архетипом. С точки В.Райха невротические и
психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии.
Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как «состояние организма
человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и
отсутствуют какиелибо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего
развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом
меняется не столько среда, сколько сам организм» .
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к
констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое
позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять
свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то
есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1)
биологический изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции
организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации;
2) социальный здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения
человека к миру; 3) личностный, психологический здоровье есть не отсутствие болезни,
а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не
только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития,
опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах
онтогенетического развития. Эти потребности, вопервых, являются пусковым
механизмом развития человека, а вовторых, обеспечивают индивидуализацию этого
процесса.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет
состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую
реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными
потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно
информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система
ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими
истинами добра, любви и красоты. Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих
факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какоголибо заболевания или дефекта развития;
уровень моральноволевых и ценностномотивационных установок.
Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности,
охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с
окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный
аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями
человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует
рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной
реализации жизненного потенциала человека.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает
качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог
процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья
формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и
внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда
природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо
совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством
людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для
здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация
вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к
совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман
выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает
величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на
случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем
образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный больных
людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень
многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают
его .
2. Организация здоровьесберегающих условий обучения ребёнка в современной
школе. В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья
населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, число
которых составляет более 20 миллионов. Именно в этом возрасте формируется
репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Данные
многочисленных научных исследований из официальной статистики свидетельствует о
неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного
обучения.
Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, т.к. в
образовательном учреждении дети проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную
умственную работу в определённых экологогигиенических условиях.
Одним из наиболее управляемых факторов формирования здоровья школьников
является санитарногигиеническое благополучие внутришкольной среды.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической
литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер,
направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и
усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера
взаимоотношений «ученикучитель» и межличностных отношений внутри класса. В
структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно
двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно
сосудистой и пищеварительной систем.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового
психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так
как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в
функционировании ряда систем организма. Учителя естествознания на своих уроках
максимально используют игровые моменты, аудио и видеоаппаратуру для демонстрации
интересных материалов.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном
здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный
пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. В
качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно
выделить:
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих
факторов учебновоспитательного процесса;
творческий характер образовательного процесса;
обеспечение мотивации образовательной деятельности.
построение учебновоспитательного процесса в соответствии с закономерностями
становления психических функций;
учет системного строения высших психических функций. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала,
обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и
воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы:
до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний,
пропуски по болезни;
обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное
чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной
и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения
необходимое условие здоровье сберегающих технологий; комплексная система
закаливания детей.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной
особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к
образовательному учреждению характер обучения и воспитания, уровень
педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия
проведения учебного процесса и т.д. имеет непосредственное отношение к проблеме
здоровья детей.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться
положительных изменений в состоянии здоровья школьников .
Программа сохранения и укрепления здоровья включает ряд обязательных условий,
выполнение которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное
осуществление и физической, и умственной деятельности, а также совершенствование
таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, красота.
Оздоровительный комплекс состоит из следующих основных моментов:
Соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по
своей интенсивности и длительности сном;
Ежедневная достаточная активность;
Рациональное питание;
Выработка психо – эмоциональной устойчивости;
Проведение закаливающих процедур.
По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей, имеющих
отклонения в развитии, состояния здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной
помощи, постоянно растёт, достигая сегодня 70% от общего контингента школьников
России.
Повышенные учебные нагрузки особенно пагубно сказываются на состоянии здоровья
девочек – 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков – 35%).
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается
ребенок, переступая порог школы, это... запрет на движение. Такую ситуацию Н.М. Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии,
приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуляторов»
деятельности. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития,
важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических
процессов.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим
чувством — чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.
Двигательная активность — одна из основных, генетически обусловленных биологических
потребностей человеческого организма, которая дарует человеку саму жизнь. Являясь
фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция
обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его
существования. «Бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит,
сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное
состояние». Вместе с тем, работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит
энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее
работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и
развития ребенка ведущей для организма является костномышечная система, а все
остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.
Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий
выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья
детей.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на
старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной
деятельности, а именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,
хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой.
Воспитатель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей
в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться
лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача воспитателя – помочь ученику
преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и
величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к
агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том,
чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой
воспитателя, поэтому с первых минут занятия, с приветствия нужно создать обстановку
доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт
совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация
учебного труда. На занятиях практически вся учебная деятельность связана с классной
доской. Очень важно, чтобы к началу занятия были уже сделаны необходимые записи на
доске: задания, опросы, быть может, план работы на занятия. Можно сразу указать в
зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.
Зная весь план занятия, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой
объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания,
распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта
учебной деятельности.
Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются
сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части
доски.
По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место
для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для
записи решения. В конце занятия решается самое сложное задание, после чего и вытирают
это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с занятия с чувством успешно и
полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал занятия
записан на доске и при подведении итогов занятия есть возможность окинуть еще раз
взглядом полученные результаты.
Далеко не всем учащимся легко дается материал, поэтому необходимо проводить
работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах,
как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку
товарища. Антистрессовым моментом на занятие является стимулирование учащихся к
использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный
результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при
планировании занятия нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 47
смен видов деятельности на занятие.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого
очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения
наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим
цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых
правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший
сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в
неловкое положение перед товарищами.
Несколько минут на занятие необходимо уделять оздоровительным моментам.
Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением
здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически
вплетаются в канву занятия.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее
упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина
ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино,
обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе
этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы;
зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку,
так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при
неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время,
поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно
стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно
выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. В начале занятия, можно провести точечный массаж биологически активных точек
лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий
настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках
пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как
кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области узелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого
воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно,
обязательно в хорошем настроении.
В конце занятия нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что
понравилось на занятие, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа
выполнить.
3. Здоровьесберегающие технологии в ГПД.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в
первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы,
мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками,
вдавливают голову в плечи и т.д. а в группе продленного дня дети должны опять сидеть за
партами во время внеурочной деятельности и т.п. и детям необходимы двигательные
минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и
расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему
организму пользу.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к
улучшению психикоэмоционального состояния детей. Главное в проведении
оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные
предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и
разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты,
комочки ваты, стулья и т.д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо
делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их
выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность
«выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо,
если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который
проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек
заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию
детей.
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в
группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников.
Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой.
Стаканчики изпод йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные
упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят
школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Ктото может посчитать, что
карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно
неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок.
При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.
Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть
детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть
внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.
Я в своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Исхожу из того, что
физическая активность детям необходима для нормального роста и развития.
Обязательной составляющей режима является активнодвигательная и физкультурно
оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в
режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность
к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия
умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также
спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.
Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате
мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно
сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в
целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные
соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе,
чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.
Отдельное внимание отвожу гигиене все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой
моют руки /у каждого есть полотенце/. Помещения, в которых занимаются учащиеся,
часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения,
наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д.
В режим дня начальной школы включен комплекс оздоровительных мероприятий: клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор
Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
физкультминутки, гимнастика для глаз;
подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки»,
«Белки, шишки, орехи», « День и ночь».
общешкольные спортивные соревнования «Папа, мама, я спортивная семья»;
Дни здоровья;
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у
детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к
собственному здоровью.
Заключение
Здоровый образ жизни это форма и способы повседневной жизни человека, которые
приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному
выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике
наиболее распространённых заболеваний.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого
человека , а в принципе одного без другого невозможно, оно должно решить эту проблему
на всех уровнях, а также всем миром. Ведь совершенно очевидно, что без создания
определённых социальных условий, без повышения статуса Матери, без здоровой семьи,
без высокого образовательного культурного уровня всех членов общества, в первую
очередь, женщины , без высокого духовного потенциала, без изменения отношения к
личности, без самоуважения , а следовательно, без её уважения к другим, без любви к
ближнему решить эту проблему сегодня невозможно. Ответственность за то , что менее
10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их
здоровье значительно ухудшается .
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо
развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится
к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в
значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько
окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия , способствуют
своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого
дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и
работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
здоровья учащихся.
Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я
применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и
целей воспитания здоровья у школьников.
Характерными путями саморазвития является то, что я работаю с методической
литературой, которая соответствует современным требованиям. Участвую в районных и
школьных методических объединениях. Посещаю открытые уроки учителей начальных
классов.
Литература.
Абаскалова, Н.П.Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов
образовательного процесса «школавуз» [Текст] / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Изд
во гос. пед. унта, 2001. – 316с.
Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии) [Текст]: Учеб. пособие / Т.Д.
Азарных, И.М. Тыртышников. – М.: Воронеж : МОДЭК, 1999. – 112с.
Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная
школа. – 2006. №8. – С.98100.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 14 классы [Текст] /
В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 294с. – ISBN5946651242.
Новолодская, Е.Г. Культура здоровья младшего школьника [Текст]: Учебнометодическое
пособие / Е.Г. Новолодская. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. – 42 с. – 300 экз.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических
выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского
языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с. – ISBN 5
89285003Х. 10000 экз. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.:
Современное слово, 2005. – 720 с. 7000 экз. – ISBN 9854434818.
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М.:
Высшая школа. – 2004. – 512 с. 3000 экз. ISBN 5060045021.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья
в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 209 с.
Школа и психическое здоровье учащихся [Текст] / Под ред. С.М. Громбаха. – М.:
Медицина, 1988. – 272с. – 30000 экз. – ISBN522500234x.
Штрафметова, Е.В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Е.В.
Штрафметова // Завуч Начальной школы. – 2005. №4. – С.109111.
Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методические, социальные, биологические,
медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты [Текст] / А.Г.
Щедрина. – Новосибирск.: Альфа Виста, 2007. – 144с. – 1000 экз. – ISBN978594931
0207.
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Доклад Здоровьсберегающие технологии в режиме работы группы продленного дня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.