Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл
15.05.2018
"Освоение системно-деятельностного подхода путем реализации проектно-исследовательской деятельности"
Учащиеся наших Российских школ получают большое количество теоретических знаний, но между тем будущему гражданину недостаточно этих знаний – быстро развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. На современном рынке труда требуются люди активные, с гибким мышлением, способностью к совершенствованию своих знаний и опыта. Запрос времени – предприимчивые люди, современно образованные, профессионально мобильные, нравственные, которые могут принимать решения самостоятельно, прогнозировать последствия.
Появление новых потребностей времени – причина модернизации школьного образования и как следствие новое поколение Стандартов. В основе новых Стандартов – системно-деятельностный подход.1. Метод учебных проектов при освоении школьниками универсальных учебных действий.
Большинство утверждений о том, что такое учебный проект, сводиться к одному, учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.
(Бухаркина М.Ю.).
Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология.docx
"Проектноисследовательская деятельность в
преподавании предмета технология "
"Освоение системнодеятельностного подхода путем реализации
проектноисследовательской деятельности"
Учащиеся наших Российских школ получают большое количество
теоретических знаний, но между тем будущему гражданину недостаточно этих
знаний – быстро развивающаяся наука приводит к их стремительному
устареванию. На современном рынке труда требуются люди активные, с гибким
мышлением, способностью к совершенствованию своих знаний и опыта. Запрос
времени – предприимчивые люди, современно образованные, профессионально
мобильные, нравственные, которые могут принимать решения самостоятельно,
прогнозировать последствия.
Появление новых потребностей времени – причина модернизации
школьного образования и как следствие новое поколение Стандартов. В основе
новых Стандартов – системнодеятельностный подход.
Проектная деятельность опирается на деятельностные технологии
обучения.
1. Метод учебных проектов при освоении школьниками универсальных
учебных действий.
Большинство утверждений о том, что такое учебный проект, сводиться к
одному, учебный проект – совместная учебнопознавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и
согласованные способы, направленная на достижение общего результата по
решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.
(Бухаркина М.Ю.). Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие
познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,
умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.
Способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым
практическим результатом, оформленным определенным образом.
Способ, предполагающий решение какойлибо проблемы,
предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и
интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих
областей.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
Стандарт Проектная деятельность Предметные
Метапредметные
Личностные
освоенный
опыт специфической для
данной предметной
области деятельности
по получению нового
знания учащимися в ходе
изучения учебного
предмета, его
преобразованию и
применению,
а также систему
основополагающих
элементов научного
знания, лежащих в
основе современной
научной картины мира.
освоенные обучающимися
универсальные учебные
действия
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение ключевыми
компетенциями,
составляющими основу
умения учиться, и
межпредметными
понятиями.
готовность и
способность
обучающихся к
саморазвитию,
сформированность
мотивации к обучению и
познанию,
ценностносмысловые
установки обучающихся,
отражающие их
индивидуально
личностные позиции,
социальные
компетенции,
личностные качества;
Если соотнести требования ФГОС к результатам освоения предмета и
результаты проектировочной деятельности, можно увидеть, что метод проектов
уже является средством освоения предмета согласно новым Стандартам.
В определении «метод проектов» заложен ответ на то, какие открываются
возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД) при его
применении.
Особенно хорошо это прослеживается по учебным результатам
обучающихся по методу проектов, которые являются одновременно
метапредметными результатами освоения образовательной программы, согласно
Стандарту.
Результаты Метапредметные
По методу проектов результаты Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность
учащегося организовывать свою учебнопознавательную деятельность, проходя
по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации
намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо,
то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают
способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять поиск,
обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности,
проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и
невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Приведем к примеру таблицу «Деятельность школьников, обучающихся по
методу проектов» Процесс проектирования
1. Краткая формулировка задачи и
исследование потребности
2. Исследование и анализ
возможности изготовления изделия,
оценка требуемых знаний, умений и
навыков. Изучение профессий,
связанных с производством данного
изделия
3. Составление перечня критериев,
которым должно удовлетворять
изделие
4. Выработка ряда идей для поиска
возможных решений
5.Оценка идей, выбор наиболее
удачной для дальнейшей проработки.
Изучение процесса производства
изделия в промышленности
6. Планирование изготовления
изделия; изготовление изделия
7. Экономическая оценка
произведенного изделия
8.Испытание изделия в соответствии с
разработанными критериями
9.Оценка изделия в соответствии с
разработанными критериями
Учащиеся обучаются
(учебные результаты)
1.1. Кратко формулировать задачу
1.2.Определять потребности
человека, которые можно
удовлетворить, проектируя и
производя изделия
2.1. Отбирать и использовать
необходимую информацию для своего
проекта
2.2. Знать профессии, необходимые
для изготовления конкретных изделий
3.1. Уметь определять критерии,
которым должно соответствовать
разрабатываемое изделие
4.1. Оценивать идеи на основе
выработанных критериев
5.1. Оценивать идеи с учетом
времени, оборудования, материалов,
уровня знаний, умений и навыков,
необходимых для реализации
выбранной идеи
5.2. Прорабатывать избранное
предложение вплоть до создания
изделия
6.1. Подробно записывать
последовательность действий, при
необходимости внося изменения
6.2. Выполнять упражнения для
приобретения навыков изготовления
изделия высокого качества
7.1. Определять затраты на
изготовление (без учета стоимости
трудовых затрат)
8.1.Испытывать изделие на практике
9.1. Оценивать качество изделия
(включая его влияние на окружающую
среду, общество, культуру,
экономику и др.)
9.2. Предлагать пути
усовершенствования изделия
Этапы работы над проектом помогаю освоению учащимися УУД. 2.Взаимодействие учителя с учениками в ходе работы над проектом
Работая над проектами предполагается тесное взаимодействие ученика и
учителя.
Проиллюстрировать данную проблему поможет идея Л.С. Выготского о
зоне ближайшего развития, применительно к проектной деятельности.
Сегодня
Завтра
вместе
сам
сам
А1
В1
вместе
сам
С1
сам
А2
сам
В2
сам
С2
А1А2 если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную,
недоступную часть работы выполняет вместе с взрослым, то завтра весь
объем подобной работы он уже сможет выполнить полностью самостоятельно;
В1В2 – если сегодня ребенок всю работу, которая пока ему недоступна,
пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата,
теряя мотив к деятельности, то завтра он не сможет выполнять подобную работу;
С1С2 если ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что сам умеет
делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и
не научится выполнять эту работу. Поэтому только совместная деятельность в ходе работы над проектом даст
учащемуся возможность освоить новые знания, умения и усовершенствовать уже
имеющиеся.
Объем помощи учителя ученикам в разных возрастных группах
910е классы
Участие на всех
этапах в форме
консультации,
советов,
обсуждений по
запросу
учащегося
Этапы работы
над проектом
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
Реализация плана
Рефлексия
Презентация
Степень участия педагога
56е классы
Максимальное
участие на всех
этапах в форме
организующей,
стимулирующей и
обучающей
помощи и
руководства, не
подменяющее
самостоятельной
работы ребенка
78е классы
Участие по
запросу
учащегося
Организующая и
стимулирующая
помощь. В
отдельных
случаях
обучающая
помощь
Незначительная
помощь,
оказываемая в
отдельных
случаях по
инициативе
учителя
56 классы – значительный объем работы над проектом учителю придется
осуществлять вместе с ребенком.
78 классы – трудность может возникнуть при разработке плана, особенно
детального.
910 классы – имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью и
самостоятельно работать на всех этапах проекта.
3.Организация работы над проектом
Групповые проекты до 3х человек: не могут быть долгосрочными
Кто придумывает, кто много знает, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Плюсы. Формируют навыки сотрудничества,
Распределение обязанностей;
Проект может быть выполнен более глубоко;
Возможность обогащаться опытом других участников; Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и
тревожных детей;
Групповое сплочение.
Минусы. Отдельные ученики выезжают за счет других;
Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;
Труднее организовать и координировать работу;
Труднее оценить вклад каждого члена группы.
Индивидуальные проекты
Плюсы. Тема проекта максимально соответствует интересам автора;
Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной
деятельности на всех этапах работы;
Развивается личная инициатива, ответственность, активность;
Ход и результаты зависят от автора проекта.
Минусы. Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.
Нет опыта группового сотрудничества;
4.Эталон оценивания проектной работы по классам
56 классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
7. Презентация (интерес аудитории)
8. Полностью соответствует требованиям качества
78 классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников 5. Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
6. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
7. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
8. Презентация (интерес аудитории)
9. Полностью соответствует требованиям качества
910 классы
1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована
2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов
3. Тема раскрыта исчерпывающе
4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
5. Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели
проекта достигнуты
6. Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
7. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта
8. Оформление в точном соответствии с установленными правилами
9. Презентация (интерес аудитории)
10. Полностью соответствует требованиям качества Список использованной литературы
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А.Ступницкая. –М.: Первое
сентября, 2010.
3. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для
учителя/ Под ред. И.А. Сасовой.М.: ВентанаГрафф, 2003
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.Система
заданий в 2х частях . Часть 1(.М.Ю.Демидова, С.В.Иванов); под ред.
Г.С.Ковалевой.М.:Просвещение – 2009. – (Стандарты второго поколения).
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Доклад"Проектно-исследовательская деятельность в преподавании предмета технология "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.