Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.
Оценка 4.9

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
26.03.2017
Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.
В материале доклада говорится о трудной работе классного руководителя как с самими подростками , так и родителями тех детей, которые считаются неблагополучными. Дается оценка таких семей, работа с ними и план для первой педагогической помощи им. Также классификация таких семей, деление их на подгруппы.
Статья.docx
Калинка Н. А. , Котлова А. С. Педагогическая деятельность с подростками из неблагополучных семей «Это невозможно!» ­ сказала Причина.                                                                                  «Это безрассудство!» ­ заметил Опыт.                                                                                     «Это бесполезно!» ­ отрезала Гордость.   «Попробуй…» ­ шепнула Мечта Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов жизни, он вызывает   тревогу   у   родителей,   занимает   умы   психологов   и,   конечно   же, является объектом внимания педагогики. Сами подростки не всегда способны адекватно   управлять   собственными   эмоциями,   чувствами,   поступками. Особенно   нуждаются   они   в   поддержке   семьи,  близких   людей.   Подростки   из неблагополучных   семей   испытывают   особенные   трудности.   Серьезные осложнения в формировании позитивной модели их поведения вызывают такие факторы, как алкоголизм одного или обоих родителей, неполная семья, семья, где один или оба родителя страдают наркотической зависимостью, семья, где родители   страдают   игровой   зависимостью,   педагогическая   безграмотность родителей, конфликтность в семье и многое другое. Проблема   организации   социально–педагогической   деятельности   с подростками из неблагополучных семей является одной из наиболее основных в работе педагога. При том, что главная социальная функция семьи — воспитание и   развитие   детей,   социализация   подрастающего   поколения,   неблагополучные семьи   с   этой   функцией   практически   не   справляются.   Подростки   из неблагополучных   семей   часто   испытывают   материальные   затруднения, трудности в общении со сверстниками, склонность к девиантному поведению, чаще всего они плохо учатся. Эти подростки нуждаются в эффективной помощи психологов, учителей и администрации школы. Организовать и координировать такую помощь призван социальный педагог с участием классного руководителя. Формирование   позитивной   модели   поведения   подростков   является   одним   из важнейших направлений работы в школе.  Педагогическая   деятельность   по   формированию   позитивной   модели поведения подростков из неблагополучных семей будет более эффективна, если она включает три направления работы педагога (классного руководителя):  ­ работу с подростками; ­ работу с неблагополучной семьей подростка; ­ работу c педагогами школы. Одним из существенных факторов воспитания является воспитательная среда,  в  которой   естественно  организуется  жизнь   и  деятельность.  Человек   с младенческого   возраста   развивается   как   существо   социальное,   для   которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребёнка со средой, прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культуры» [2, с. 95] играют первостепенную роль в его социальном и психическом развитии, становлении его личности.  Таким образом, семья является ведущим фактором развития личности, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Как показывает анализ наблюдений специалистов, неблагополучная семья является   наиболее   существенным   фактором   в   процессе   формирования негативной модели поведения у подростка.  Первый   признак   неблагополучия   семьи   —   это   дисгармония   во взаимоотношениях   всех   членов   семьи.   Дисгармоничные   семьи,   несомненно, являются неблагополучными. Согласно Л.Б. Шнейдеру, дисгармоничная семья, характеризуется изменением родительских позиций по следующим показателям: а) адекватность родительской позиции, то есть умение родителей видеть и понимать   индивидуальность   своего   ребёнка,   замечать   происходящие   в   его душевном мире изменения; б) гибкость родительской позиции, рассматриваемая как способность перестройки воздействия на ребёнка по ходу его взросления и в связи   с   различными   изменениями   условий   жизни   семьи;   в)   прогностичность родительской позиции, заключающаяся в том, что не ребёнок должен вести за собой   родителей,   а,   наоборот,   поведение   родителей   должно   опережать появление новых психических и личностных качеств детей [9, с. 210]. Семьи, в которых   эти   позиции   неадекватны,   утрачены,   или   негибки,   можно   считать дисгармоничными, или неблагополучными. К неблагополучным семьям с уверенностью можно отнести все семьи, в которых один или оба родителя страдают различными формами зависимости, не только алкогольной, но и игровой, или интернет­зависимостью. Характеристики этих семей во многом сходны с семьями алкоголиков. Психологические аспекты игровой и интернет­зависимости основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.   Подростки   чаще   всего   перенимают   у   родителей   подобные   способы поведения, находя в Интернете и компьютерных играх простой и доступный способ   моделирования   другого   мира,   полагая   в   этом   найти   возможность избавиться от любых проблем [7­8].  Неполные семьи, согласно научному мнению педагогов и психологов часто являются   неблагополучными   и   дисгармоничными  [5;   9].  Опасность   в   таких семьях   кроется   именно   в   односторонности   воспитания,   в   отсутствии разнообразия, в недостаточном обращении к индивидуальности ребёнка. Неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы: 1.   превентивные   ­   семьи,   в   которых   проблемы   имеют   незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия; 2.   семьи,   в   которых   социальные   и   другие   противоречия   обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня; 3.   семьи,   потерявшие   всякую   жизненную   перспективу,   инертные   по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей. Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают   уверенность   в   невозможности   жить   по­другому,   формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из   неблагополучных   семей,   т.е.   о   детях,   семьях,   о   том,   что   случается   с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.  К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении   острого   социального   неблагополучия.   К   современным отрицательным   факторам   процесса   развития   ребенка   могут   быть:   плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков,   родительская   и   педагогическая   нестабильность   семьи, некомпетентность. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста. Выявление   семьи,   нуждающейся   в   помощи   и   реабилитации,   должно происходить   как   можно   раньше.   За   10   лет   жизни   в   неблагополучной   семье ребенок   успевает   приобрести   огромный   опыт   асоциального   поведения, психологически   сломаться,   утвердиться   в   таком   варианте   жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества Работа   с   семьей   проводится   поэтапно.   Ее   эффективность   зависит   от степени   установления   контакта   и   доверительных   отношений   с   родителями. Разделение   семей   по   причинам   неблагополучия   относительно,   так   как   одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем,   почти   всегда   наблюдаются   конфликтные   отношения   между родителями   и   детьми,   кроме   того,   такие   семьи,   как   правило,   имеют нестабильное   финансовое   положение,   являются   малообеспеченными.  Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая ­ второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия. Поэтому   необходимо   проводить   работу   с   неблагополучной   семьей   по следующим этапам: 1­й   этап.   Установление   контакта,   налаживание   доверительных   отношений   с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Средства: 1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу); 2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим окружением семьи; 3)   заполнение   социального   паспорта,   карты   психологической   помощи,   карты психолого­медико­социальной помощи ребёнку; 4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.       Целями диагностики являются: ­ раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально­психологической помощи детям, подросткам и семьям; ­координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска; ­ознакомление семей с правовыми нормами. С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2­му этапу взаимодействия  с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут   оказывать   органы   полиции,   отдел   по   охране   прав   детства   управления образованием и др. 2­й этап.  1)Изучение семьи. Социально­педагогическая  и психологическая  диагностика  семьи.      Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их   социальном   статусе,   о   других   ближайших   родственниках.   Материальное обеспечение   и   жилищно­бытовые   условия.  Изучение   взаимоотношений   между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия. 2) Диагностика причин семейного неблагополучия. Средства: ­   посещения   на   дому,   акты   обследования   жилищно­бытовых   условий, консультации,   беседы,   анкетирование,   анализ   информации   о   семье   из документации, опрос; ­   использование   методов   психологической   диагностики   (тесты,   проективные методики и т.д.). 3­й этап. Обработка результатов социально­педагогической и психологической диагностики.   Подведение   итогов.   Установление   ведущей   причины   семейного неблагополучия   4­й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. 5­й   этап.   Наблюдение   за   семьей.   Отслеживание   динамики   развития   детско­ родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. 6­й   этап.   Подведение   итогов   психолого­педагогического   взаимодействия   с неблагополучной семьёй.   С   неблагополучными   семьями   можно   использовать   такие   психолого­ педагогические   методы   как:   метод   «поиска   ресурсов»,   метод   «выстраивания будущего»,  «прошлых   воспоминаний»,  семейное   консультирование.  Основные вопросы, на которые надо ориентировать  родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам   изменить   жизнь   к   лучшему?»,   «Кто   из   Вашего   ближайшего   окружения может   изменить   Вашу   жизнь   к   лучшему?»,   «Как   наладить   быт   детей   и поддерживать положительный микроклимат в семье?». Неблагополучным   семьям   необходима   активная     и   продолжительная поддержка   со   стороны   образовательного   учреждения.       В   зависимости   от характера   проблем   оказывается   таким   семьям   образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем. Памятка   для   классных   руководителей   при   взаимодействии   с неблагополучными семьями может выглядеть следующим образом: 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели ­ это, прежде всего их цели. 3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. 4.   Классный   руководитель   обязан   поощрять   успехи,   замечать   даже   самые незначительные успехи. 5.   Если   есть   ошибки,   неверные   действия,   укажите   на   них.   Дайте   оценку   и сделайте паузу, дайте время семье осознать услышанное. 6.   Дайте   понять   семье,   что   сочувствуете   ей,   верите   в   нее,   несмотря   на оплошности родителей. При   работе   с   неблагополучными   семьями   классному   руководителю необходимо в первую очередь: 1.   Выявить   неблагополучные   семьи   как   средство   профилактики   социального сиротства   (знание   условий   проживания   ребёнка,  наличие   акта   материального обследования). 2. Повышать педагогическую культуру всех категорий родителей:  организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что   семейное   воспитание   ­   это   не   морали,   нотации   или   физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.  привлечение   родителей   в   качестве   активных   воспитателей   (семейные праздники   в   школе,   внеурочная   внешкольная   деятельность,   участие   в управлении школой). 3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей. 4. Проводить контрольно­коррекционную работу с родителями (анкетирование,   обученности   детей, тестирование,   анализ   уровня   воспитанности, индивидуальные беседы и т.д.). 5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов. 6.Пробовать устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.   План   по   работе   с   неблагополучными   семьями   необходимо   составлять заранее и он может выглядеть следующим образом (приложение).  Таким   образом,   основным   направлением   решения   проблемы     является система   профилактических   мероприятий.   При   таком   подходе   центр   тяжести всей   системы   должен   быть   перемещён   на   работу   с   определёнными   семьями. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и   юридического   характера.   Педагоги   и   психологи,   берущие   на   себя   миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого   понимания   нет,   на   помощь   детям   приходим   мы   –   педагоги,   и   в   этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы. Библиографический список 1. АндрееваГ.М.,   Хелкама   К.,   Дубовская   Е.М.  Уровень   социальной   стабильности   и особенности социализации в старшем школьном возрасте.//Вестник МГУ, серия №14, №4. — 1997. — С. 56–59. 2. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. — 1995. — № 7. — С. 93–99. 3. Елизаров   А.Н.Неблагополучная   семья   в   рамках   структурного   подхода.   //Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы. — 2002. — №1. — С. 36–44. 4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология  неблагополучнойсемьи: Книга для педагогов и родителей. ­ М.: Издательство  ВЛАДОС­ПРЕСС, 2003. С. 3­99 5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: 1994. — 186 с. 6. Формирование   личности   в   переходный   период   от   подросткового   к   юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. — М.: — 1983, — 184 с. 7. Шептенко П. А., Воронина Г. А. и др. Учитель + ученик: понять, принять, помочь. — Барнаул: ­1996, ­224 с. 8. Шнейдер   Л.Б.  Основы   семейной   психологии:   Учеб.   пособие.   /2–е   изд.   — М.:ИздательствоМосковскогопсихолого­социальногоинститута;– Воронеж:ИздательствоНПО «МОДЭК», 2005. — 928 с. 9. Шульга   Т.И.,   Олиференко   Л.   Я.  Взаимодействие   специалистов   в   работе   с   —   М.:   рекомендации   специалистов. неблагополучной   семьей:   метод. Благотворительный фонд «Слово» — ООО «Симс», 1999. — С. 20. Приложение План работы с неблагополучными семьями 1 2 Диагностика   неблагополучных семей Сентябрь,   по необходимости   в Классный руководитель, теч. года социальный педагог Составление   карты Сентябрь, Классный неблагополучных семей. октябрь руководитель, социальный педагог 3 4 5 Индивидуальная   работа: Постоянно Классный посещение семьи, составление акта Индивидуальное Постоянно консультирование   родителей   и детей из неблагополучных семей Родительский   всеобуч.   Беседы   на педагогические темы:     ­   вредные   привычки     детей   и 1 раз в четверть руководитель, социальный педагог Классный руководитель, социальный педагог Классный руководитель, социальный педагог родителей; ­ совместное проведение свободного времени,   выполнение   домашнего задания. ­ личный пример родителей; ­ профилактика правонарушений;   6. Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей Социальной службой района.     с ­   рейды   по   неблагополучным семьям; ­ вызов на КДН; Постоянно Классный руководитель, социальный педагог   обеспечение ­   детей   из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь. 7 8 9 Постоянно Социальный педагог, психолог Интерактивные   формы   работы   с неблагополучными семьями: ­ анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; ­   тренинги   для   родителей, направленные   на   преодоление асоциальных  явлений в семье; ­   тренинги   для   детей   из неблагополучных семей, направленные   на   преодоление   дезадаптации. Помощь   учащихся   в   работе   с Постоянно Психолог, классный детьми из неблагополучных семей руководитель. Помощь родительского комитета Постоянно в   работе   с   семьями.   неблагополучными Классный руководитель 10 Привлечение   родителей   для   с организации   мероприятий   Постоянно Классный руководитель вовлечением неблагополучных семей.   детей   из

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.

Доклад.Работа с детьми из неблагополучных семей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017