Слайд 1
Тема моего выступления «Сравнительная характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся»
Оба вида деятельности в настоящее время часто встречаются в практике работы школ. И исследовательские, и проектные виды деятельности чрезвычайно значимы в системе среднего образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные специфические черты.
Слайд 2. Что такое «проект»?
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Слайд 3. Результатом проектной деятельности может быть как письменная работа, так и творческая, или материальный объект, макет или изделие, либо отчетные материалы, если это проект социальный.
Слайд 4. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это разновидность учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности обучающихся, связанная с освоением методов познания и выяснения той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире.
Слайд 5. Как такового продукта в учебно-исследовательской деятельности нет. Результатом является подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
Слайд 6. Если рассматривать проектную и учебно-исследовательскую деятельность поэтапно, то можно обнаружить некоторые общие черты, но различия весьма существенны. Оба вида деятельности начинаются с выбора темы, при этом в проекте мы ищем и анализируем проблему, а в исследовании обосновываем актуальности выбранной темы.
Слайд 7. Следующий этап – постановка целей и задач.
Главное отличие - Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла, Цель исследовательской деятельности-уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей. Цель всегда ставится одна, в зависимости от цели формулируются задачи.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. (т. е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования — одним из средств может быть проектирование).
Слайд 8. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. В проекте гипотеза может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
На этом этапе в проекте происходит сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
Слайд 9, 10. На этапе реализации проекта выполняются запланированные технологические операции, вносятся необходимые изменения.
В исследовании определяется объект и предмет исследования, выбираются методы и методики проведения исследования, описывается процесс исследования.
Слайд 11. Последний, шестой этап Представление результатов
Результат исследовательской деятельности — новые знания, новая информация (Статья для журнала, реферат, отчёт, методическое пособие, альбом). Результат проектной деятельности — учебные пособия, макеты и модели, изделие, инструкции, памятки, рекомендации ,плакаты, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. То есть продукт должен иметь практическую направленность.
Обобщить все выше сказанное я попыталась в таблице Слайд 12
Слайд 13. Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, какие умения и навыки получают учащиеся при выполнении проектных и исследовательских работ
Заключение
• Зачем нужно учиться делать проекты?
Чтобы потом осуществлять их в жизни; чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядеть конечный продукт.
• Зачем нужно учиться проводить исследования?
Чтобы поддерживать врожденное любопытство Ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир. Эту же цель можно определить как превращение поведенческой модели в культурную роль «исследователя».
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.