Доклады классных руководителей на заседании ШМО (обмен опытом).

  • Повышение квалификации
  • Семинары
  • doc
  • 03.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал содержит несколько докладов в рамках проведения работы школьного методического объединения классных руководителей по следующим темам: "Формы проведения родительских собраний", "Индивидуальная работа с родителями", "Формы работы с родителями". Данные темы актуальны, поскольку общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы с детьми.
Иконка файла материала доклады на заседании ШМО по работе с родителями.doc
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ»                                             Докладчик:  учитель начальных классов Флегонтова Л.А.  Каждое родительское собрание в школе – хорошая возможность для изучения целевой аудитории «родители» и установления позитивных отношений. И совсем не обязательно все время придерживаться так называемого классического стиля в общении Родители – это и дружественная аудитория, потому что они любят своих детей, и сложная, конфликтная, т. к. им трудно быть объективными по отношению к своим детям. Вот почему так важно знать их мнение по каждой проблеме и мотивацию их согласия и несогласия с учителем, понять проблемы их взаимоотношений с детьми. Каждое   родительское   собрание   –   прекрасная   возможность   для   педагога   провести исследование мнений родителей. Возможны различные формы родительского собрания. Итоговое родительское собрание. В конце каждого учебного года в классах проводятся итоговые собрания. Перед родительским собранием итоги подводятся и с учащимися на последнем в году классном часе. Обсудив успеваемость и достижения учащихся учитель проводит изучение их отношения  к прошедшим в году мероприятиям по плану воспитательной работы. Для этого используется следующая методика. Детям   раздаются   карточки,   например,   в   форме   разноцветных   яблок   или   листьев,   и предлагается   оценить   прошедшие   в   течение   года   мероприятия,   классные   часы   и   т.п.   Цвета карточек: красный – понравилось;   желтый – нейтральное отношение;  Учитель напоминает о мероприятиях, а его помощники собирают «яблоки» и помещают их на дерево, где ветви – это то или иное событие года. По тому, какой цвет преобладает, можно оценить каждое мероприятие и год в целом. зеленый – не понравилось. Затем учащиеся готовят для родителей именные приглашения с таким примерно текстом: Дорогая моя мама! Я буду очень ждать тебя на родительском собрании, где ты сможешь узнать о моих успехах и достижениях и порадоваться за меня! Собрание состоится ____________________в кабинете № _______________ На этом собрании выдаются листы достижений их детей, в которых указываются все, даже кажущиеся   не   очень   значительными,   достижения:   улучшение   успеваемости,   сокращение опозданий,   повышение   социальной   активности   и   показателей   личностного   роста   ребенка, уменьшение нарицаний и т.д. Педагог   комментирует   эти   сообщения   каждому   родителю,   отвечает   на   вопросы,   если таковые имеются. Затем родители точно также, как и дети, оценивают события года и «строят» свое дерево. После закрепления яблок­мнений на ветвях­событиях рядом размещают дерево детей и сравнивают их. В случае несовпадения результатов тем, кто имеет полярные мнения, предлагается встать и прокомментировать свою позицию. Опыт показал, что это не только очень наглядный и эффективный метод изучения целевых аудиторий, но и представления возможности каждому участнику позиционировать свое мнение и ценности. Это также помогает классному руководителю планировать работу на новый учебный год с учетом мнений всех заинтересованных в этом участников образовательного процесса. Организация родительского собрания детьми.Могут ли родительское собрание провести дети? А почему нет? Особенно если дети хотят продемонстрировать   свои   достижения.   Конечно.   Они   это   сделают   по   плану   и   сценарию классного   руководителя.   Но   учитель,   открыв   это   необычное   собрание   –   рекламное   шоу, становится таким же зрителем, как и родители (и чуть­чуть режиссером). Первоклассники для своих родителей подготовили красочные приглашения на презентацию своих успехов за первый блок обучения по ИЗО. Уважаемые родители! Приглашаем вас на встречу с учениками Мастера Изображения «________»____________20__ года в ____________часов В программе: 1. Презентация работ ваших детей. 2. Посвящение в консультанты. 3. Ролевые игры. Дети были одеты, как художники. У доски стоял сам Его Величество Мастер Изображения. В начале шоу дети держали альбомы с рисунками в руках, а затем передали своим родителям,  чтобы они могли листать их во время представления. Дети читали стихи о том, чему они научились, выполняя ту или иную работу, что они хотели   выразить   в   своих   рисунках.   Они   с   удовольствием   общались   с   родителями   и   … «пиарили»: себя, предмет ИЗО и его учителя. Убедившись, что взрослые удостоверились в их мастерстве, один из ребят провел мастер – класс: обучил родителей приемам лепки из целого куска пластилина методом вытягивания и защипов.   И   тут   незаметно   участники   собрания   поменялись   ролями:   ребенок   стал   учителем, родитель – учеником. Родители поняли, что непростое это дело – лепить из пластилина! Не у всех получилось сразу все как надо, «по науке». Завершилось   это   собрание   посвящением   первоклассников   в   Помощники   Мастера Изображения с выдачей соответствующих удостоверений. Это   было   зрелищное   родительское   собрание,   доставившее   удовольствие   всем   его участникам и закончившееся ответами педагога на вопросы родителей, а затем – играми между командами детей и родителей. В заключении педагог прочитал свое обращение к присутствующим. Обращение  Любите искусство, рисуйте, давайте выход вашему воображению!  Испытывайте   трепет,   склоняясь   над   чистым   листом   бумаги,   доверчиво   ожидающим отражения ваших порывов души, ваших самых ярких, как праздник, эмоций!  Старайтесь   увидеть   в   каждом   произведении   искусства,   как   в   зеркале,   лицо   его создателя, его смотрящие в будущее глаза, лучащиеся любовью к вам! Почувствуйте тепло его рук, его душу!  Стремитесь к мастерству, бескорыстию и щедрости в проявлении любви к прекрасному, к природе, ближнему своему!  Учитесь созерцать и размышлять над мыслью художника, понимать его, сопереживать ему!  Учитесь видеть и замечать красоту, смысл, душу творения!  Учитесь понимать запечатленные на полотнах и в мраморе великие идеи и мечту о светлом будущем, гармонии мира и человеческой души! И тогда вы не сможете разрушать построенное мастером, осквернять подаренное природой, калечить и убивать, созданное Творцом.  Учитесь созидать, любить, понимать и сострадать! И тогда свет ваших сердец озарит все вокруг, и станет на нашей планете тепло и безопасно. И Бог скажет: «Это мои дети. Я люблю их и благословляю на счастье, созидание, любовь и милосердие» Да будет так!ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»                                          Докладчик:  учитель начальных классов Флегонтова Л.А.                                                                                                                Эффективность учебной деятельности зависит и от тесного контакта с семьей учащегося.  Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы  с детьми.  Для всякого классного руководителя  общение с родителями  – неизбежная и не всегда простая   часть   работы.   От   этой   работы,   нередко   зависят   и   объем   нагрузки   классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми.  Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено   самой   жизнью   обучить,   воспитать,   вырастить   из   детей   достойных   людей.   Мы   в определенном   смысле   коллеги.   Именно   на   этом   принципе   стоит   строить   отношения   с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких­то решений. В центре внимания всегда должна быть не какая­то проблема, а ее решение. Важно правильно организовать индивидуальную встречу. О встрече в точно назначенное время следует договориться заранее. Про то, какие именно проблемы у ребенка и что делать, вы обсудите в процессе разговора. В начале же лучше заранее сформулировать задачу разговора. Первая наша задача – сделать так, чтобы родители видели в учителе не источник неприятных эмоций, а человека, с которым можно обсудить проблемы своего ребенка и найти решения. Поблагодарите родителя за то, что пришел. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями. Расскажите   о   текущей   ситуации   ребенка.   Не   стоит   сразу   фиксироваться   только   на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти. А   вот   потом   уже   излагаем   ситуацию:   есть   некоторые   трудности   и   проблемы,   которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять собеседника. избегать безапелляционных высказываний; сохранять доверительный тон сотрудничества; не использовать обобщающих штампов; оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»; не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся. Для улучшения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:      Если есть возможность или необходимость подключить к проблеме смежных специалистов (логопеда, школьного психолога), сообщите об этом родителям. Предложите родителям варианты решения проблемы. Они, как правило, индивидуальны, связаны со спецификой проблемы:    или это отношения с одноклассниками; или необходимость усилить контроль над ребенком; или недостаток внимания и сочувствия к ребенку, слишком жесткая позиция родителей и т.д. при условии вышеописанных правил родитель, скорее всего, будет более восприимчив к вашим рекомендациям. Приглашать самого учащегося на беседу с родителями имеет смысл только в том случае, если вы хотите ребенка в присутствии родителя подбодрить, похвалить за что­то, выразить уверенность, что все наладится. Педагогу   необходимо   помнить,   что   если   беседа   не   ладится,   то   следует   предупредить родителей   о   возможных   неприятных   последствиях   существующей   проблемы,   в   случаедостаточной информированности родителей; наличия четких механизмов взаимодействия с родителями. невозможности   или   нежелания   прислушаться   к   вашим   рекомендациям.   В   дальнейшем поставьте в известность администрацию о ходе проведенной беседы. Как показывает практика, многих конфликтов можно избежать при условии:   Родители должны знать: 1. Устав школы. 2. Установленный порядок разрешения конфликтных ситуаций. 3. По какой программе идет обучение. 4. План учебной и воспитательной работы в классе. 5. О формах связи с классным руководителем и администрацией школы. Педагогический коллектив в полном составе всегда открыт к контактам, к сотрудничеству, к решению проблем. Нередко,  не  весьма  метко  выбивают  из   колеи   ситуации,  связанные  с  непредвиденными конфликтами.   То   и   дело   в   школу   приходят   родители,   возмущенные   той   или   иной несправедливостью, проявленной к их ребенку. Что в этом случае делать? Прежде всего вы должны помнить о том, что школа – место вашей работы, следовательно, бросить работу и класс ради встречи, о которой никто не удосужился предупредить, вы не имеете  права. Разговор с эмоционально возбужденным и возмущенным родителем  на пороге кабинета за 2 минуты до звонка вряд ли будет целесообразным. Достаточно в этот момент лишь коротко   выяснить   суть   вопроса,   поблагодарить   за   визит,   пообещать   разобраться   потом   – эмоционально трудный разговор посреди рабочего дня лучше не начинать. В дальнейшем при обсуждении конфликтной ситуации следует помнить, что, как бы ни был возмущен родитель, речь идет о вашей работе и именно  рабочими реалиями объясняется все, что вы делаете. Поэтому желательно опираться на аргументы деловые. Понятно,   что   в   таких   ситуациях   еще   важнее,   чем   в   обыденной   беседе,   фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том, как ее решить, т.е. что требуется делать. Из   вышеизложенного   следует,   что   для   успешного   взаимодействия   с   родителями необходимо: исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей;   фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на     способах ее решения; убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени; объективно оценивая ребенка, начать разговор с объективных моментов; создать доверительную атмосферу разговора; вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать; быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.  Работа   классного   руководителя   –   интересная   и   захватывающая,   но   отнимающая   много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ                                          Докладчик:  учитель начальных классов Флегонтова Л.А. НА ТЕМУ: «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» Залогом   успешной   работы   классного   руководителя,   кроме   умения   общаться   с   детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику как в учебной деятельности, так и решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии. В   современной   школе   важно   учитывать   заказ   родителей,   выполнение   которого  требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того, чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо не просто выполнять требования   родителей   к   школе,   но   и   вовлекать   их   в   работу   классного   руководителя   по формированию   коллектива,   контролю   учебы,   организации   внеурочных   мероприятий.   Для эффективной   совместной   работы   классному   руководителю   необходимо   доверительное отношение   родителей   к   нему.   Учащийся   проводит   в   школе   достаточно   много   времени,   и родителю   важно   знать,   что   все   происходящее   с   его   ребенком   в   это   время   находится   под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение к педагогу выражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Работа по формированию доверия родителей к учителю проходит в два этапа:   знакомство с классом и родителями; постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей. Первый   этап  подразумевает   работу   в   новом   классе.   Новый   классный   руководитель сталкивается   с   проблемами,   связанными   с   работой   с   родителями.   На   данном   этапе   важно сформировать уважительное отношение родителей к классному руководителю. Именно педагог должен руководить деятельностью родителей класса, направлять их дела в правильное русло, повышать их уровень знаний психологии ребенка. План проведения первого родительского собрания: 1. Представление учителя. 2. Заполнение родителями анкет. 3. Ознакомление родителей с уставом школы и требованиями классного руководителя. 4. Обсуждение плана совместной работы. 5. Обсуждение внеклассных мероприятий, проводимых родителями. Второй этап занимает все оставшееся время обучения детей в классе – 4 года. Предлагаем несколько советов классному руководителю в работе с родителями в этот период. С привлечением психолога необходимо проводить круглые столы для родителей  с целью формирования мотивации совместной деятельности. Роль классного руководителя здесь велика, т.к. родители ждут помощи от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяли и доверяют.   Проведение   круглых   столов   помогает   выявить   наиболее   активных   родителей   и создать инициативные родительские группы. Важно при каждой встрече на собраниях проводить опрос: что получилось, а что нет в совместной деятельности; какая помощь нужна на данном этапе. Многим родителям интересно было бы послушать лекции психолога. Классному руководителю необходимо постоянно проводить  мини­лекции  для родителей по   безопасности   жизнедеятельности   детей,   индивидуальные   беседы   по   разбору   трудных ситуаций,   по   обсуждению   конфликтов   или   в   том   случае,   если   классный   руководитель почувствовал угрозу психологическому состоянию ребенка, прочитав странички его портфолио. К новым формам работы классного руководителя относится ведение «Папки класса». есть разные   способы   оформления   таких   папок:   портфолио   класса   или   личная   папка   классного руководителя,   куда   он   помещает   информацию   об   успеваемости   учащихся,   о   показателях дисциплины и т.д. Наиболее интересным представляется ведение денного документа совместнос   родителями.   Основные   рубрики   предназначены   для   диагностирования   каждого   ученика. Информацию об ученике заполняет один раз в четверть только родитель, он пишет все, что считает нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Учитель может воспользоваться такой папкой, для того, чтобы вовремя уловить  тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом  или  провести индивидуальную   встречу   с   родителями   (учениками).   Папка   должна   быть   со   съемными страничками для удобства раздачи родителям. Наличие   таких   папок   облегчит   работу   классного   руководителя,   т.к.   в   них   содержится необходимая   информация   о   семье   ребенка.   Учитель   может   отслеживать   изменения, происходящие с ребенком в семье, и своевременно отреагировать, если ученику или семье нужна педагогическая помощь. Создание условий для успешной совместной работы классного руководителя и родителей – важная работа классного руководителя.