Долгин, Т. С. Навигация в профессию и наставничество в условиях школьной программы / Т. С. Долгин, Д. А. Журавлева, Г. В. Зайцева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 345-352. – EDN EIMVZU. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48513029
Оценка 5

Долгин, Т. С. Навигация в профессию и наставничество в условиях школьной программы / Т. С. Долгин, Д. А. Журавлева, Г. В. Зайцева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 345-352. – EDN EIMVZU. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48513029

Оценка 5
pdf
14.04.2023
Долгин, Т. С. Навигация в профессию и наставничество в условиях школьной программы / Т. С. Долгин, Д. А. Журавлева, Г. В. Зайцева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 345-352. – EDN EIMVZU. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48513029
Долгин, Жур,Зайцева.pdf

УДК 374.1

Тимофей Сергеевич Долгин

Дарья Андреевна Журавлева

Галина Владимировна Зайцева

Россия, г. Челябинск timadolgin@mail.ru d_aandreevna@mail.ru galinazay.g@yandex.ru

Навигация в профессию и наставничество в условиях школьной программы

Timofey Sergeevich Dolgin

Daria Andreevna Zhuravleva

Galina Vladimirovna Zaitseva

Russia, Chelyabinsk

Navigation to the profession and mentoring in a school curriculum setting

Аннотация. Статья раскрывает способы и возможности формирования профессиональных знаний и умений в условиях дуального образования в технологическом лицее. Приведены примеры реальных достижений обучающихся лицея.  

Abstract. The article reveals the ways and possibilities of formation of professional knowledge and skills in the conditions of dual education in a technological lyceum. The examples of real achievements of the lyceum schoolchildren are given.

Ключевые слова: технологический лицей, программы наставничества, деятельность в парах учитель-наставникученик-наставляемый. 

Keywords: technological lyceum, mentoring programs, activity in pairs teacher-mentor-schoolchild-mentored.

 

Формирование и развитие кадрового потенциала является одним из ключевых условий инновационного развития страны и конкурентоспособности российской экономики. Современное инновационное производство развивается столь активно и быстро, что профессиональные образовательные организации не успевают предусмотреть направления постоянного обновления технической и технологической составляющей современного производства, его инновационных изменений. А выпускники образовательных учреждений оказываются неподготовленными к реалиям современного производства, его инноваций, креативности развития.

Для подготовки выпускника, способного к быстрому восприятию новых тенденций производства, необходима система подготовки, формирования современного потенциального работника, который будет не только технически грамотным специалистом, но и морально преданным тому производству или профессии, которой он посвящает время. Система наставничества может быть поставлена на службу подготовки в учебных заведениях работников, которые, придя на производство, могут проявить себя с самого начала работы.

Система наставничества изучается, анализируется на примерах опыта прошлого, одновременно формируя новые подходы в наставнической деятельности. Анализируемый опыт осуществления наставнической деятельности определяет некоторые проблемы:

      отсутствие системы взаимодействия общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей в условиях формировании системы наставничества;

      отсутствие адекватных систем мотивации наставников и наставляемых. 

Поскольку современная система наставничества находится в стадии коренных перемен, вызванных многообразием воздействующих на нее факторов: социально-экономических, политических, социокультурных, педагогических, методических и индивидуальных, поэтому и новые востребованные ее направления рождают проблемы начального уровня, которые необходимо решать в практической деятельности, в том числе общеобразовательного учебного заведения в частности, Технологического лицея № 120 города Челябинска (лицея). 

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента РФ, который указывает, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования следует исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества. 

Внедрение наставничества дает возможность максимально полного раскрытия потенциала личности как наставника, так и наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. 

Образовательная организация, которая вводит систему наставничества, становится прежде всего, создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации.

Работа по профессиональной самореализации обучающихся в лицее выстраивается на протяжении многих лет в вертикали технологического образования. В 2021 году лицей стал инновационной региональной площадкой по направлению «Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам общего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Работа в лицее в качестве учителя информатики, позволяет сегодня организовать деятельность в качестве наставника и реализовать школьные программы наставничества:

      Программа «Олимп 120» имеет своей целью подготовку обучающихся лицея к предметным олимпиадам в рамках модели «учитель-ученик», обеспечивающей поиск и поддержку одаренных детей, помощь в реализации их интеллектуальных и творческих способностей, выстраивание траектории раннего профессионального самоопределения).

      Программа «Пробуй навык» ставит целью подготовку и сопровождение обучающихся лицея в движении WorldSkills International с применением моделей «учитель – ученик», «ученик – ученик», в которых происходит выстраивание траектории развития участников наставничества в условиях дуального образования, сетевого взаимодействия с использованием инфраструктуры организаций профессионального образования по сквозным рабочим профессиям с учетом региональной специфики.

Для успешного участия в соревнованиях WorldSkills International необходимые некоторые условия: 

      мотивированный школьник и его наставник;

      современная материальная база учебного заведения;

      компетентный педагог (наставник), организующий подготовку участника;

      эффективное сетевое взаимодействие школы с социальными партнерами. 

Благодаря сотрудничеству с некоторыми социальными партнерами, учащиеся лицея могут погрузиться в мир рабочих профессий. 

Активное взаимодействие между лицеем и Челябинским механико-технологическим техникумом дает возможность лицеистам освоить основы некоторых рабочих профессий. Школьники, начиная с 8-го класса, имеют возможность познакомиться с профессиями: оператор станка с ЧПУ, наладчик станка, инженер конструктор. Знакомство с профессией проходит в рамках реализации сетевых программ дополнительного образования по подготовке к чемпионату Worldskills. 

Сотрудничество с ГБНОУ ОК «Смена» в рамках программы наставничества «Индекс релевантных профессий» школьники погружаются в профессии: ювелир, дизайнер 3D, специалист 3D-печати, специалист по аддитивным технологиям, модельерконструктор, оператор лазерного и гравировального станка.

В рамках сетевого взаимодействия реализуется модель наставничества «Учитель – мастер производственного обучения – ученик». Подготовка к участию в соревнованиях проводятся учителями лицея, обладающими практическими знаниями востребованной компетенции и преподавателями специальных дисциплин социальных партнеров с использованием материально-технической базы лицея и социальных партнеров.

На подготовку участника к участию в региональном чемпионате, олимпиаде отводится примерно 3 месяца по 2 занятия в неделю продолжительностью по 2–4 часа (занятия на базе социальных партнеров). Одновременно в лицее проводятся практические занятия 1 раз в неделю по 2 часа. 

На уроках информатики учитель информатики дает возможность внедрения в профессию на базе изучения темы; «Введение в профессию»: аддитивное производство, 3D-моделирование, программирование, web и графический дизайн, основы 3Dпечати. Таким образом у обучающихся формируются первичные знания, а при выполнении практических работ, навыки, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует. 

Одновременно формируются компетенции направлений, в которых обучающиеся лицея участвуют в чемпионате WorldSkills: Веб-дизайн и разработка, Графический дизайн, Изготовление прототипов, Инженерный дизайн CAD, Реверсивный инжиниринг, Лазерные технологии, Мобильная робототехника, которые, требуют от обучающихся углубленных знаний по следующим разделам информатики: инженерные (Компас 3D, Inventor, Geomagic, GOM Inspect и т. д.), графические среды (ZBrush, adobe illustrator, photoshop, CorelDraw, Blender и т. д.) или среды программирования (C#,Python, Scratch, Pascal). 

Поэтому в работе учителя информатики в технологическом лицее очень важна индивидуализация обучения, которая выражается в совместной деятельности учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, в условиях которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к обучению. Взаимодействие учителя и учеников формируется в условиях реализации наставнической модели «учитель – ученик». 

Таким образом, учитель создает индивидуальные условия для проявления и развития личности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальными возможностями каждого наставляемого ученика. 

Построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом опыта педагога и субъектного опыта наставляемого обучающегося, его предпочтений и ценностей, актуализации личностных функций учащегося в процессе обучения это основная задача современной школы и педагогов-наставников лицея № 120.

Выступая в роли наставника, учитель информатики выполняет сопровождение в профессию и берет на себя обязательства предоставления обучаемому (наставляемому) помощи в развитии профессиональных навыков. 

Учитель информатики выступает в качестве мастера производственного обучения, задача которого состоит в осуществлении пробы профессии, когда на личном примере показывает некоторые методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач. Совершенствуясь в профессии, учитель разъясняет учебные ситуации, которые становятся более понятными ученикам с разным уровнем подготовки. Одновременно учитель не только обучает, но и работает в связке с мастером производственного обучения – представителем социального партнера.

Таким образом, учитель, мастер производственного обучения СПО, сам ученик, в условиях подготовки к чемпионату WorldSkills и к профессиональным олимпиадам, совершенствуются в наставничестве.

В результате совместных действий педагога лицея и мастера производственного обучения социальных партнеров происходит «Погружение в профессию» – обучаемый погружается в среду изменений. Наставники провоцируют расширение кругозора, с изменением порядка ценностей и восприятия, формирование практических навыков ученика (наставляемого).

Опыт участия в профессиональных олимпиадах, национальных и региональных чемпионатах WorldSkills, формирует некоторые аспекты, на которые учитель-наставник должен обогатить внимание: 

      на уровень обладания знаниями компетенции подготовки, что позволит ему принимать компетентное участие в разборе заданий, оценивании работ участников; 

      на практическую подготовку участия в чемпионате, выявляя необходимость подготовки участника к работе в условиях состязания, без отвлечений на различные раздражители; 

      на организацию определения наставляемым соответствующего распределения время работы, формирования умения анализировать соответствующим ситуации образом, давать оценку своих действий.

За время наставнической деятельности наставляемые учителя информатики показали следующие результаты: 

      2018 г. основная категория Дарина Г., золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство» (WorldSkills Russia);

      2019 г. основная категория Константин Г. (ЧМТТ), золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство» и медальон профессионализма в финале VIII Национального чемпионата

«Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia);

      2020 г. Денис Д. – золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство»;

      Александр Г. (ЮУрГТК) золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство» в основной группе;

      Георгий К. – медальон профессионализма по компетенции «Аддитивное производство» среди юниоров в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills

Russia) воспитанник; 

      Даниил К. – золотая медаль по компетенции «Технология цифрового производства» среди юниоров в региональном чемпионате «Абилимпикс»;

      2021 г. Степан К. – золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство» – юниоры;

      Настя К. – золотая медаль в компетенции «Аддитивное производство» – основная группа.

Получение вышеназванных результатов учителя информатики связано с тем, что в организации деятельности по подготовке учеников, он руководствовался ключевыми положениями в наставнической практике, которые можно выделить в четырех основных направлениях:

      Организация взаимодействия в контексте совместной продуктивной практической деятельности, соответствующей общим интересам школьника и его наставника.

      Соблюдение принципа добровольности участия в программе наставничества.

      Формирование условий для неформального общения участников.

      Создание и применение системы мониторинга качества.

Реализация деятельности с применением модели наставничества в лицее проходит в 3 этапа:

I       этап: организационно-подготовительный, на котором проводится мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся, разработка программ деятельности, формирование пар наставничества.

II    этап: основной этап взаимодействия, организующий план взаимодействия наставника и подопечного в контексте совместной продуктивной практической деятельности, соответствующей общим интересам школьника, поддерживающим его наставником. В план взаимодействия включаются занятия с наставниками как индивидуально, так и в малых группах.

III этап: проведение открытого мероприятия с публичным подведением итогов программы наставничества.

Открытое мероприятие служит наивысшей точкой оценки взаимной деятельности наставника и наставляемого. 

Для наставников мероприятие является формой общественным признанием их работы, мотивирующим к ее продолжению. Для наставляемых участие в мероприятии – это возможность закрепить достигнутый результат через публичную презентацию своей истории. В целом подведение итогов в формате открытого мероприятия обогащает образовательную среду и открывает новые возможности развития обучающихся и учителей.

Положительный опыт реализации программ наставничества в технологическом лицее № 120 города Челябинска дает возможность подросткам, вовлеченным в проекты наставничества, проявить себя в профессиональной деятельности, повысить уровень самооценки и уверенности в себе. Немаловажным фактором, влияющим на развитие ребенка в течение всей жизни, является проявление желания учиться с достижением результата, что приводит к прогрессу в школьной успеваемости. Таким образом, формируется гражданин – представитель нового общества будущего.

 

Библиографический список

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 07.05.2018 № 204.

 

References

1. About the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024, Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin dated 05/07/2018 No. 204.

 

Образец для цитирования статьи:

Долгин, Т. С. Навигация в профессию и наставничество в условиях школьной программы / Т. С. Долгин, Д. А. Журавлева, Г. В. Зайцева // Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIII Межд. научно-практ. конф. / Межд. академия наук пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ. ; отв. ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск :

ЧИППКРО, 2022. ‒ С. 345–352.

УДК 374.1 Тимофей Сергеевич

УДК 374.1 Тимофей Сергеевич

А выпускники образовательных учреждений оказываются неподготовленными к реалиям современного производства, его инноваций, креативности развития

А выпускники образовательных учреждений оказываются неподготовленными к реалиям современного производства, его инноваций, креативности развития

Внедрение наставничества дает возможность максимально полного раскрытия потенциала личности как наставника, так и наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности

Внедрение наставничества дает возможность максимально полного раскрытия потенциала личности как наставника, так и наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности

Для успешного участия в соревнованиях

Для успешного участия в соревнованиях

Одновременно в лицее проводятся практические занятия 1 раз в неделю по 2 часа

Одновременно в лицее проводятся практические занятия 1 раз в неделю по 2 часа

Выступая в роли наставника, учитель информатики выполняет сопровождение в профессию и берет на себя обязательства предоставления обучаемому (наставляемому) помощи в развитии профессиональных навыков

Выступая в роли наставника, учитель информатики выполняет сопровождение в профессию и берет на себя обязательства предоставления обучаемому (наставляемому) помощи в развитии профессиональных навыков

За время наставнической деятельности наставляемые учителя информатики показали следующие результаты: – 2018 г

За время наставнической деятельности наставляемые учителя информатики показали следующие результаты: – 2018 г

Соблюдение принципа добровольности участия в программе наставничества

Соблюдение принципа добровольности участия в программе наставничества

Таким образом, формируется гражданин – представитель нового общества будущего

Таким образом, формируется гражданин – представитель нового общества будущего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2023