Долгосрочный проект на тему: «Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР»
Оценка 4.7

Долгосрочный проект на тему: «Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР»

Оценка 4.7
docx
дефектология
Детсад
14.11.2023
Долгосрочный проект на тему: «Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР»
Долгосрочный проект на тему: «Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР» Составила: учитель-логопед МБДОУ детский сад №32 «Березка» Пилюгина О.Л. 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Соответственно, можно корректировать недостатки в развитии детей и положительно влиять на их речь и дальнейшее общее развитие. Через «песочную терапию» у учащихся формируются помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение». Таким образом, развивается внутренний мир, художественное воображение, восстанавливается эмоционально – волевая сфера.
Проект по самообразованию 2022-2023 уч.г..docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 «Берёзка» п. Персиановский

 

 

 

 

 

Долгосрочный проект на тему:

«Использование песочной терапии

как средства речевого развития дошкольников с ОНР»

 

 

 

 

 

Составила:

учитель-логопед

МБДОУ детский сад №32 «Березка»

Пилюгина О.Л.

 

 

 

 

2022 г.

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность.

Речь – важнейшая функция психики.

От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Соответственно, можно корректировать недостатки в развитии детей и положительно влиять на их речь и дальнейшее общее развитие. Через «песочную терапию» у учащихся формируются помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение».

Таким образом, развивается внутренний мир, художественное воображение, восстанавливается эмоционально – волевая сфера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Автор проекта

Учитель-логопед Пилюгина О.Л.

Полное наименование проекта

«Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР»

Цель проекта

·         повышение уровня компетентности в вопросе применения метода арт-терапии в работе с дошкольниками с ОНР;

·         развитие речи детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

·         обучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

·         сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

·         развивать точность понимания речи;

·         способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

·         активизировать словарный запас детей по разным темам;

·         используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

·         пробуждать речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

·         помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;

·         вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Ожидаемые результаты

·         развитие речи детей и ее основных функций;

·         совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;

·         совершенствование навыков коммуникации;

·        закрепление представления об окружающем мире. 

Сроки

Долгосрочный (1 год)

Участники

Воспитанники старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группы.

Тип проекта

Творческий

По территории реализации

На территории МБДОУ

Этапы реализации проекта

 

·         Подготовительный (01.09.2022-30.09.2022);

·         Практический (03.10.2022-28.04.2023);

·         Итоговый (15.05.2023-26.05.2023).

 

 

 

 

3.      СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Период/Название

мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

Сентябрь

 

Изучение профессиональной литературы по теме самообразования:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии»

2. Дерягина Л.Б. "Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой»

3. Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту»

4. Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».

5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста»

6. Братчина Алина Алексеевна «Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии» (опыт работы)

7. Реферат «Игры с песком в коррекционно - развивающем процессе»

КГПУ, Петрозаводск, 2006, 21 стр.

Октябрь

 

 

Вводные занятия (1-2 нед.)

 

 

Теоретический и практический курс «Использование песочной терапии

как средства речевого развития дошкольников с ОНР»

Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка».

 

Разучивание стихотворения Т. М. Грабенко «Правила игры в песке».

Консультация для родителей «Роль песочной терапии в развитии ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Собираем урожай»

 

Знакомство с игровым оборудованием.

 

 

 

 

 

«Я и моя семья» (3-4 нед.)

Упражнение «Рисуем дорожки» (при порощи трафаретов).

 

Игра «Нарисуй по образцу».

Игра «Чья тень потерялась»

 

 

Рекомендации для родителей по подбору мелкого материала для игр с песком.

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов «Песок в жизни дошкольника»

 

 

«Украсим коврик» (рисование на песке с использованием камешков марблс

 

Знакомство с песочной анимацией. Просмотр видеороликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

«Осень»

«Мой гардероб» (1-2 нед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой дом. Моя комната» (3-4 нед.)

Учимся рисовать песком – подборка упражнений.

 

Рисование на песке с речевым сопровождением «Солнышко и дождик».

 

 

 

 

 

Рисование «Дождик» (песочная анимация) (потешка «Дождик»).

Д/и «Повтори узор» (с использованием мелкого материала).

Консультация для родителей: «Поможем сделать сказку из песка».

Консультация «Развитие речи прячется в песке»

Стихи, загадки об одежде, обуви.

 

Упражнение «Мои ощущения» (наблюдение за сыплющимся песком в песочных часах, песочной картине; озвучивание своих ощущений).

 

Упражнение «Что оденем на прогулку» (упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями).

 

 

Папка-передвижка для родителей «Энциклопедия песочного человечка»

 

Декабрь

 

«Транспорт» (1-2 нед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Новогодний праздник» (3-4 нед.)

Упражнения с песком на автоматизацию звуков: «Горочка» (с);

на развитие фонематического слуха: «Спрячь руки» (услышав заданный звук)

 

 

Рассматривание иллюстраций по теме, обсуждение.

 

«Песочное авторалли».

 

Консультация «Влияние песочной терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников»

«Маленькой елочке холодно зимой». Прослушивание и пение песенки «Маленькой елочке холодно зимой».

 

Рисование на песке «Морозные узоры».

Оформление фотовыставки

«Зимние песочные фантазии».

 

Январь

 

«Зима»

 

(2-4 недели)

Аппликация с использованием песка «Необычные снежинки»

Игра с речевым сопровождением «Чьи следы?».

 

 

Рисование на песке (манке) «Снеговик».

Сказка на песке «Заюшкина избушка».

Консультация для родителей «Игры и упражнения с песком».

 

 

Февраль

 

«Профессии» (1-2 нед.)

 

 

 

 

 

 

«День защитника Отечества (3-4 нед.)

 

Песочные игры «Сапер». «Художники».

«Песочные строители».

 

 

Подарок своими руками «Рисунок песком для папы».

Песочная игра «Сапер»

 

 

«Праздничный салют» - рисование цветным песком с использованием бусин и цветных камушков.

 

«Весенний букет» - рисование на световом планшете с использованием дополнительных материалов.

Фотоотчет о конкурсе «Песочное угощение».

Мастер-класс по использованию светового планшета в играх с песком

Март

 

«Мамин день» (1-2 нед.)

 

 

 

 

 

«Народная культура и традиции» (3-4 нед.)

«Бусы для мамы» (с помощью мелких цветных камушек, бусин, фасоли, ракушек).

 

Рисование песком картин для оформления группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка на песке «Колобок».

Изготовление песочного панно (цветной песок).

 

«Сказки из шкатулки».

 

«Необычные узоры» – рисование на песке.

Фотоотчет «Бусы для мамы»

 

 

 

Апрель

 

«Весна»

(1-2 недели)

 

 

«Берегите природу!»

(3-4 недели)

 

Рисование на песке с речевым сопровождением «Солнышко».

 

Песочная графика «Весеннее дерево»

 

 

Игры с песком «Лес, поляна и их обитатели».

 

Игра с песком «Строим космодром».

Рекомендации родителям «Как организовать летний досуг с ребенком, используя игры с песком»

 

Май

 

«День Победы» (1-2 нед.)

 

 

 

 

 

«Весна. Весенние цветы» (3-4 нед.)

Изготовление из цветного песка «Радуги в бутылке».

 

 

 

 

Изготовление из цветного песка и мелкого материала «Салют Победы».

 

 

 

 

«Песочное угощение».

Обучающая игра «Разрежь пирог».

 

Сообщение об итогах проделанной работы.

 

 

 

 

Литература

 

1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

2. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.

3. Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 19-21.

4. Грабенко, Т. М. Игры с песком или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 9. - С. 12-14.

5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.

6. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 17-20.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ТЦ «Язык», 2001. - 146 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 228 с.

9. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. Д. Кошелева М.: Просвещение, 2005. - 176 с.

10. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Берёзка» п

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Берёзка» п

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Автор проекта

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Автор проекта

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Ноябрь «Осень» «Мой гардероб» (1-2 нед

Ноябрь «Осень» «Мой гардероб» (1-2 нед

Январь «Зима» (2-4 недели)

Январь «Зима» (2-4 недели)

Апрель «Весна» (1-2 недели) «Берегите природу!» (3-4 недели)

Апрель «Весна» (1-2 недели) «Берегите природу!» (3-4 недели)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023