Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 «Берёзка» п. Персиановский
Долгосрочный проект на тему:
«Использование песочной терапии
как средства речевого развития дошкольников с ОНР»
Составила:
учитель-логопед
МБДОУ детский сад №32 «Березка»
Пилюгина О.Л.
2022 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Речь – важнейшая функция психики.
От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм. Соответственно, можно корректировать недостатки в развитии детей и положительно влиять на их речь и дальнейшее общее развитие. Через «песочную терапию» у учащихся формируются помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение».
Таким образом, развивается внутренний мир, художественное воображение, восстанавливается эмоционально – волевая сфера.
2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта |
Учитель-логопед Пилюгина О.Л. |
Полное наименование проекта |
«Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР» |
Цель проекта |
· повышение уровня компетентности в вопросе применения метода арт-терапии в работе с дошкольниками с ОНР; · развитие речи детей через использование метода песочной терапии. |
Задачи: |
· обучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру; · сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей; · развивать точность понимания речи; · способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания; · активизировать словарный запас детей по разным темам; · используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь; · пробуждать речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями. · помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка; · вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. |
Ожидаемые результаты |
· развитие речи детей и ее основных функций; · совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве; · совершенствование навыков коммуникации; · закрепление представления об окружающем мире. |
Сроки |
Долгосрочный (1 год) |
Участники |
Воспитанники старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) группы. |
Тип проекта |
Творческий |
По территории реализации |
На территории МБДОУ |
Этапы реализации проекта
|
· Подготовительный (01.09.2022-30.09.2022); · Практический (03.10.2022-28.04.2023); · Итоговый (15.05.2023-26.05.2023). |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Период/Название мероприятия |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Работа с педагогами ДОУ |
Сентябрь
|
Изучение профессиональной литературы по теме самообразования: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии» 2. Дерягина Л.Б. "Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой» 3. Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту» 4. Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия». 5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста» 6. Братчина Алина Алексеевна «Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством метода песочной терапии» (опыт работы) 7. Реферат «Игры с песком в коррекционно - развивающем процессе» КГПУ, Петрозаводск, 2006, 21 стр. |
||
Октябрь
Вводные занятия (1-2 нед.)
|
Теоретический и практический курс «Использование песочной терапии как средства речевого развития дошкольников с ОНР» |
||
Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка».
Разучивание стихотворения Т. М. Грабенко «Правила игры в песке». |
Консультация для родителей «Роль песочной терапии в развитии ребенка».
|
|
|
Дидактическая игра «Собираем урожай»
Знакомство с игровым оборудованием. |
|
|
|
«Я и моя семья» (3-4 нед.) |
Упражнение «Рисуем дорожки» (при порощи трафаретов).
Игра «Нарисуй по образцу». Игра «Чья тень потерялась»
|
Рекомендации для родителей по подбору мелкого материала для игр с песком.
|
Консультация для педагогов «Песок в жизни дошкольника»
|
«Украсим коврик» (рисование на песке с использованием камешков марблс
Знакомство с песочной анимацией. Просмотр видеороликов. |
|
|
|
Ноябрь
«Осень» «Мой гардероб» (1-2 нед.)
«Мой дом. Моя комната» (3-4 нед.) |
Учимся рисовать песком – подборка упражнений.
Рисование на песке с речевым сопровождением «Солнышко и дождик». |
|
|
Рисование «Дождик» (песочная анимация) (потешка «Дождик»). Д/и «Повтори узор» (с использованием мелкого материала). |
Консультация для родителей: «Поможем сделать сказку из песка». |
Консультация «Развитие речи прячется в песке» |
|
Стихи, загадки об одежде, обуви.
Упражнение «Мои ощущения» (наблюдение за сыплющимся песком в песочных часах, песочной картине; озвучивание своих ощущений).
Упражнение «Что оденем на прогулку» (упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями). |
|
|
|
Папка-передвижка для родителей «Энциклопедия песочного человечка» |
|
||
Декабрь
«Транспорт» (1-2 нед.)
«Новогодний праздник» (3-4 нед.) |
Упражнения с песком на автоматизацию звуков: «Горочка» (с); на развитие фонематического слуха: «Спрячь руки» (услышав заданный звук) |
|
|
Рассматривание иллюстраций по теме, обсуждение.
«Песочное авторалли». |
|
Консультация «Влияние песочной терапии на познавательно-речевое развитие дошкольников» |
|
«Маленькой елочке холодно зимой». Прослушивание и пение песенки «Маленькой елочке холодно зимой».
Рисование на песке «Морозные узоры». |
Оформление фотовыставки «Зимние песочные фантазии». |
|
|
Январь
«Зима»
(2-4 недели) |
Аппликация с использованием песка «Необычные снежинки» Игра с речевым сопровождением «Чьи следы?». |
|
|
Рисование на песке (манке) «Снеговик». Сказка на песке «Заюшкина избушка». |
Консультация для родителей «Игры и упражнения с песком».
|
|
|
Февраль
«Профессии» (1-2 нед.)
«День защитника Отечества (3-4 нед.)
|
Песочные игры «Сапер». «Художники». «Песочные строители». |
|
|
Подарок своими руками «Рисунок песком для папы». Песочная игра «Сапер» |
|
|
|
«Праздничный салют» - рисование цветным песком с использованием бусин и цветных камушков.
«Весенний букет» - рисование на световом планшете с использованием дополнительных материалов. |
Фотоотчет о конкурсе «Песочное угощение». |
Мастер-класс по использованию светового планшета в играх с песком |
|
Март
«Мамин день» (1-2 нед.)
«Народная культура и традиции» (3-4 нед.) |
«Бусы для мамы» (с помощью мелких цветных камушек, бусин, фасоли, ракушек).
Рисование песком картин для оформления группы.
|
|
|
|
|
||
Сказка на песке «Колобок». Изготовление песочного панно (цветной песок).
«Сказки из шкатулки».
«Необычные узоры» – рисование на песке. |
Фотоотчет «Бусы для мамы» |
|
|
|
|
||
Апрель
«Весна» (1-2 недели)
«Берегите природу!» (3-4 недели)
|
Рисование на песке с речевым сопровождением «Солнышко».
Песочная графика «Весеннее дерево» |
|
|
Игры с песком «Лес, поляна и их обитатели».
Игра с песком «Строим космодром». |
Рекомендации родителям «Как организовать летний досуг с ребенком, используя игры с песком» |
|
|
Май
«День Победы» (1-2 нед.)
«Весна. Весенние цветы» (3-4 нед.) |
Изготовление из цветного песка «Радуги в бутылке».
|
|
|
Изготовление из цветного песка и мелкого материала «Салют Победы».
|
|
|
|
«Песочное угощение». Обучающая игра «Разрежь пирог».
|
Сообщение об итогах проделанной работы.
|
|
Литература
1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.
2. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2006. - № 6. - С. 20-23.
3. Горошкова, Л. Игры с песком и водой / Л. Горошкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 19-21.
4. Грабенко, Т. М. Игры с песком или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 9. - С. 12-14.
5. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
6. Заботливая, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Заботливая // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 17-20.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ТЦ «Язык», 2001. - 146 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Нисневич, Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 228 с.
9. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. Д. Кошелева М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
10. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.