"Доли"
Оценка 4.7

"Доли"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика
3 кл
09.06.2018
"Доли"
Публикация является частью публикации:
Мой урок.docx

Тема: «Доли»

Цели:  - формировать у обучающихся универсальные учебные действия:

               личностные:

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- не бояться собственных ошибок.

               познавательные:

- строить вспомогательные модели к задачам в виде схематических рисунков;

- самостоятельно определять важность заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях;

               регулятивные: 

- принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;

- выполнять работу в соответствии с заданной инструкцией;

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

               коммуникативные:

- работать в паре, в группе договариваться друг с другом, приходя к общему мнению;

- ясно формулировать ответы на вопросы учителя.

Задачи урока:

1.Повторить табличное  умножение и деление; сравнение чисел.

      2.Познакомить с понятиями «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»; дать представление о делении на равные части (доли).

      3.Учить  читать, записывать и сравнивать доли.

4.Выполнять практические задания по инструкции.

 

  Ход урока:

1.      Организационный момент:

Эмоциональный настрой детей.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем.

Урок математики начнем.

- Ребята, сегодня я у вас в гостях и очень этому рада!

Перед вами лежат листы самооценки. В течении урока вы будете себя оценивать за каждое выполненное задание. Ничего не бойтесь,  вы умны и сообразительны, внимательны и дружны. У вас все получится!

2.      Устный счет.

- Чтобы узнать тему урока, мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано.

-Возьмите карточки желтого цвета. Решите примеры и запишите в таблицу буквы.

Приложение №  2.

5 x 6 = Л

16 x 1 = А

7 x 8 = Ь

72 : 9 = И

81 : 9 = Н

42 : 6 = С

0 x 21 = Е

24 : 6 = П

 

 

16

4

0

30

56

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка темы урока.

       - Какое слово получилось? (апельсин) Оценим себя за задание на желтой карточке.

(просмотр мультфильма «Апельсин»)

- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)Какие дольки?

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (Доли)

(тему на доску)

       Приём «Корзина идей»

       На доске - корзина.

      - А что такое «Доли»? Как вы это понимаете?

      (работа в группах, на листочках,  ответы детей записываются в корзину)

    - Что бы вы хотели узнать?

    - Итак, цель нашего урока: понять что такое доли, из каких частей состоят доли.

     -Ребята, у меня есть еще гостинец для вас (показ яблока).

      Делить апельсин легко, он состоит из долек. А как быть с яблоком, оно не состоит из долек? Как его разделить?

(Выслушиваются мнения учащихся.)
- Что я сделала с яблоком?(разрезала на две части.)Что произойдет, если я эти части отдам двум ребятам? Оба будут рады угощению?
- Как я должна разделить яблоко на двоих?  Как сказать по-другому? (На две равные части.)
- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)
- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)
- А мне нужно разделить это яблоко на четыре равные части. Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)
- Какую долю яблока мы получили? (Четвертую.)
- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

Слайд №

1

 

1

2

4

                      
- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)
Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:).
- Но, в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. (понятие ДРОБЬ)
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)
- А число над чертой? (Мнения детей.)
- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое (знаменатель), а над чертой ставится число долей, которые мы взяли (числитель).

 Вывод:
- Что вы узнали нового? (ответы учащихся)

- Как читаются дроби? (ответы учащихся)

 Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

4.      Первичное закрепление.

Работа с раздаточным геометрическим материалом .

- Откройте тетради и запишите число, классная работа

- Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)
- Какие это части? (равные)
- Получили … (½), запишите на доле. Закрасьте  эту часть красным карандашом.
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a49/0006e818-3b759d8c/hello_html_m7669d60e.png  
- Возьмите второй круг и разделите его перегибанием  на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?
 - А теперь, закрасьте, желтым карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)

http://900igr.net/datai/matematika/Doli-obyknovennye-drobi/0010-016-Prover-sebja.png
- А как записать? (¼  записывают на части)
- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)
- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).
- Сколько четвертых долей в половине?
- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)
- Как это записать? (½ > ¼) (записывают в тетрадь)

Вывод:

- Что такое доля?

- Что обозначает число, которое мы пишем под чертой? (знаменатель)

- Что обозначает число,  которое мы пишем над чертой? (числитель)

 

Самостоятельная работа в парах. Приложение № 2.

 

Какую часть круга составляют закрашенные доли?

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img28.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img24.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gif

 

 

____

 

____

 

____

 

____

 

   


 Слайд №   (проверка)

1

 

1

 

1

 

1

6

8

2

3

 

 

Физкультминутка.

Картинки разрезаны на доли и выданы детям. Дети выходят и собирают из  долей целое, прикрепляют на доску, называют, какую часть целого они составляют и т.д.

Слайды № 7-9

 

- А теперь посмотрите, вот торт. Слайд № 10. А он нравится вам? Как его разрезали? Сколько частей получилось?

 

http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/19/14381437.png

 

 

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части).

 

5. Самостоятельная работа с последующей проверкой по слайдам.

 

Назовите, какая доля прямоугольника раскрашена и запиши их в порядке  возрастания.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ записывают учащиеся в тетрадь.        Проверка (слайд №   ).

 

 

 

 

 

Работа по вариантам  (взаимопроверка)

 

 

1 вариант.

   Начерти  в тетради квадрат со стороной 6 см. Разбей его на 3 равных части. Раздели каждую из них еще на 2 равные части. Закрась одну двенадцатую часть большого квадрата.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

2 вариант.

   Начерти  в тетради квадрат со стороной 6 см. Разбей его на 6 равных частей. Раздели каждую из них еще 2 равные части. Закрась одну двенадцатую часть большого квадрата.

 

 

 

 

   

 

 

http://img.gdz-online.ws/7rfoc35WqlxIWj/93.jpg

1

1

 

1

< 

1

 

1

< 

1

3

6

3

2

6

4

 

Слайд №

Развивающее задание. Работа в парах.

http://img.gdz-online.ws/7rfoc35WqlxIWj/94.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

Слайд №

Итог урока.

- С чем познакомились сегодня на уроке?

- Что такое доля?

- Как называется число, которое мы пишем под чертой? (знаменатель)

- Что показывает знаменатель?

- Как называется число,  которое мы пишем над чертой? (числитель)

- Что показывает числитель?

- Закончите предложение:

Чем больше частей, тем доля… (меньше) Слайд № 

Рефлексия .

- Переверните карточки выполненных вами заданий, составьте из букв слово. Какое слово у вас получилось?

2017

-2017 год объявлен годом экологии,  и мы должны бережно к ПРИРОДЕ относиться. Я очень надеюсь, что вы будете ее хорошими и заботливыми друзьям.

-Вы  были сообразительны, активны, дружны. Спасибо!

Вспомните начало урока: я говорила, что пришла с гостинцами - эти дары природы (мандарины) я дарю вам в знак благодарности за гостеприимство.

Дома: Т.стр. 66 № 178

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №  1.

 

5 x 6 = Л

16 x 1 = А

7 x 8 = Ь

72 : 9 = И

81 : 9 = Н

42 : 6 = С

0 x 21 = Е

24 : 6 = П

 

 

16

4

0

30

56

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

 

Какую часть круга составляют закрашенные доли?

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img28.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img24.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gif

 

 

____

 

____

 

____

 

____

 

 

 

Приложение № 3.

 

 

Назовите, какая доля прямоугольника раскрашена и запишите их  в порядке  возрастания.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки.

 

 

Учени ___________класса __________________________________________________

 

Устный счет

Сам.

работа

Работа в парах

Сравне-ние

!

Работа в тетрадях

Поведе-ние

Настрое-ние

                 Работа выполнена отлично

 


                 Работа выполнена хорошо, но есть недочеты 

                                                                                                                                  

                  Не получилось так, как хотелось, есть вопросы                                                 

 

                

 

                   довольное

 


                   спокойное                               настроение

 


                   неспокойное

 

 

Приложение № 4.

 

http://img.gdz-online.ws/7rfoc35WqlxIWj/93.jpg

1

1

 

1

1

 

1

1

3

6

3

2

6

4

Приложение № 5.

 

http://img.gdz-online.ws/7rfoc35WqlxIWj/94.jpg

 


 

Тема: «Доли» Цели : - формировать у обучающихся универсальные учебные действия: личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - не бояться…

Тема: «Доли» Цели : - формировать у обучающихся универсальные учебные действия: личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - не бояться…

Постановка темы урока. -

Постановка темы урока. -

Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части

Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части

Слайд № (проверка) 1 1 1 1 6 8 2 3

Слайд № (проверка) 1 1 1 1 6 8 2 3

Можем ли мы эти части записать дробью? ( нет, так как это не доли, доли – это равные части )

Можем ли мы эти части записать дробью? ( нет, так как это не доли, доли – это равные части )

Начерти в тетради квадрат со стороной 6 см

Начерти в тетради квадрат со стороной 6 см

Проверка. Слайд № Итог урока

Проверка. Слайд № Итог урока

Приложение № 1. 5 x 6 =

Приложение № 1. 5 x 6 =

Лист самооценки. Учени ___________класса __________________________________________________

Лист самооценки. Учени ___________класса __________________________________________________

Приложение № 5.

Приложение № 5.
Скачать файл