Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе
Оценка 4.6

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
3 кл
09.06.2018
Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе
Обобщение опыта по формированию самооценки младшего школьника. Самооценка в учебном процессе не должна травмировать ребенка, сохранять интерес к обучению, помогать учителю судить о действительном уровне знаний. В данном материале приведены примеры используемых методов и приемов, а также диагностика на примере своего класса.
Шевелева О.Б., статья.docx
Шевелева О. Б.,  учитель начальных классов  МБОУ «Вилегодская средняя  общеобразовательная школа»                                                                                                     с.Вилегодск ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования   (ФГОС   НОО)   ориентирован   на   становление   личностных характеристик   выпускника   начальной   школы.  Главной     целью     современного школьного  образования,  вместо  простой передачи  знаний,  умений  и  навыков от     учителя     к     ученику,     становится     развитие   способности     ученика самостоятельно   ставить учебные   цели,   проектировать   пути их   реализации, контролировать  и  оценивать  свои  достижения,  иначе  говоря  ­ формирование умения учиться.   Каждый  человек  хочет  быть  счастливым.  Учительское  счастье  ­  это любознательные   ученики,   которые   хотят   и   умеют   учиться.   Тема моего выступления: «Приёмы формирования самооценки в начальной школе». Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей   призвана   помочь   ребенку   обрести   уверенность   в   себе   и   здоровую самокритичность   или   другими   словами   здоровую   самооценку.   Учителя оценивают   своих   учеников   не   полностью   объективно,   не   как   роботы,   а   как справедливые   и   доброжелательные   люди,   учитывающие   индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь…) Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед». Самооценка   –   это   важнейший   психологический   фактор   формирования учебной   деятельности   учащегося,   поэтому   она   играет   значимую   роль   в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.   Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка  — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.   Самооценка играет важную роль   в   повышении   качества   образования,   организации   результативного управления   своим   поведением,   без   нее   трудно   или   даже   невозможно самоопределиться   в   жизни.   Верная   самооценка   дает   человеку   нравственное удовлетворение   и   поддерживает   его   человеческое   достоинство.   Самооценка связана   с   одной   из   центральных   потребностей   человека   ­   потребностью   в самоутверждении,   со   стремлением   человека   найти   свое   место   в   жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценка   в   учебном   процессе   происходит   при   помощи   самоанализа своей учебной деятельности и позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей. Она не имеет травмирующего характера;  сохраняет интерес к обучению;  снижает психологический дискомфорт, тревожность; создает возможность для формирования у школьников оценочной      является информативным (позволяет судить о действительном  Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабое   развитие   умения   критически   оценивать   результаты   своей   учебной деятельности.  Поэтому     я   начала   поиск   эффективных   способов   организации оценочной   деятельности,   начиная   с   первого   класса,   т.к.  каждый   школьник должен понимать            самостоятельности; уровне знаний).     что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать,  какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим  собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое  незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что  она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Существует много различных методик и приемов формирования  самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.  В моём классе большинство учащихся при поступлении в школу имели заниженную или завышенную самооценку. (рис. №1) заниженная адекватная завышенная Рис. №1 В  работе  с  детьми,  начиная  с  1  класса,  уделяю  внимание   формированию адекватной  самооценки и использую следующие методы и  приемы.  Методика «Лесенка» Веры Григорьевны Щур (рис. №2) Самооценка   представляет   собой   постановку ребенком   крестика   на   данной   шкале,   зная,   что   вверху ставят   крестик   в   том   случае,   если   данный   критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. «Волшебные  линеечки» (рис. №3) Рис. №2   «Волшебные линеечки»,   описанные Г.А.Цукерман в книге «Оценка без отметки»,   являются   безобидной   и   содержательной   формой   отметки.   Эта линеечка   напоминает   ребенку   измерительный   прибор.   С   помощью   линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:  позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного) удерживает учебную функцию отметки: крестик    на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке)  Рис. №3 С первых уроков обозначаем своѐ настроение. Даю возможность детям  эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия стала основой  для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради обозначают  своѐ настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики, знаки ! +? или кружки с цветами  светофора.  Карточка сомнений» ! ­ «Я понял все», «отлично»;  +  ­ «Не совсем усвоил, сомневаюсь», «допустил 1­2 ошибки»;  ? – «Не понял», «много ошибок»  «Светофор» или смайлики (рис. №4)          ­ красный – я не знаю, прошу помощи,          ­ желтый– сомневаюсь, не уверен,                                               ­ зеленый – знаю, умею, могу помочь другим. Рис. №4 В течении всего обучения в 1 классе учащимся на уроках за активность, а  в конце рабочего дня и за дисциплину выдаются цветочки. Затем, в конце дня,  они обмениваются на закладки. (рис. №5) Солнышко – был активен, дисциплинирован и набрал 8­10 цветочков Солнышко с тучкой – набрал 4­7 цветочков Тучка – 2­3 цветочка Рис. №5     Уже во втором классе за прилежание и поведение дети оцениваются по  совместно разработанным критериям и аргументируют выставленную  самостоятельно оценку на «пятиминутке», обсуждают с одноклассниками.  Во 2­3 классах мы учимся оценивать по критериям, разработанным  совместно. Учимся сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить  содержание своей письменной работы. Сравнить с эталоном, подчеркнуть то,  что получилось как образец. Словесные приемы – Что ты узнал на уроке?  – Чему научился?  – За что себя можешь похвалить? – Над чем еще надо поработать?  – Какие задания тебе понравились?  – Какие задания показались трудными?  – Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? –Над чем надо еще работать? –Какие цели были реально достигнуты? –Трудным ли было это задание? В чем его трудность? – Успешно ли вы с ним справились? –Трудно ли было проверить себя? –Как ты сможешь проверить себя сейчас? –На что будешь опираться? –Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В  каких ситуациях они тебе пригодятся? –Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить –Какую задачу можно для себя поставить? – Как бы вы оценили свою работу?  Учимся признавать свои ошибки и достижения. Уже во втором  классе  дети учатся работать с оценочными листами. (рис. №6,7)  Оцени себя на уроке Подчеркни фразы, характеризующие твою работу на уроке Урок Интересно Скучно Безразлично Я на уроке Работал(а) Отдыхал(а) Итог Понял(а) материал Узнал(а) больше, чем знал(а) Помогал(а) другим Не понял(а) Рис. №6 Учени ___________класса  __________________________________________________ Устн ый счет Сам. работ а Работ а в парах Срав не­ ние ! Работ а в тетра дях Пове де­ ние Наст рое­ ние                  Работа выполнена отлично Работа выполнена хорошо, но есть недочеты                                                                                                                                                     Не получилось так, как хотелось, есть вопросы                                                                   довольное                    спокойное                               настроение                    неспокойное Рис. №7         «Взаимооценивание в парах» 1­й способ оценивания: сосед по парте оценивает плюсом («+») или знаком сомнения («?») рядом сидящего ученика сразу же после выполнения  самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.  2­й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен  работами и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа, либо  знак сомнения обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется знаком  рядом. Приёмы предварительного самоконтроля:  «Ориентировка» (до начала работы): –Сможете ли вы выполнить это задание? –Трудно ли оно для вас? –В чем заключается трудность? –С чего начнете? –Из каких этапов будет состоять работа? –В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать  задачу? –Как вы сможете себя проверить? –Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться? – Составьте алгоритм своей работы. –Какая помощь понадобится? и т.п  Самооценка тесно связана с самоконтролем. Соответственно, необходимо обучать детей самоконтролю. Без него просто невозможна творческая  деятельность. Воспитание навыков самоконтроля и самооценки у школьников  имеет огромное значение. Их роль существенно возрастает еще по той причине,  что на современном этапе большая часть внимания уделяется созданию на  занятиях проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Систематическое использование приемов самоконтроля на уроках уже  дало результаты, количество учащихся адекватно себя оценивающих  увеличилось. (рис. №8) заниженная адекватная завышенная заниженная адекватная завышенная Рис. №8       Надеюсь, что к 4 классу у большинства детей сформируется адекватная  самооценка, которая поможет детям учиться. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков  самоконтроля активно привлекаю родителей учеников, чтобы были единые  требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных  консультациях провожу беседы о способах формирования и значении  самооценки и самоконтроля. Опыт показывает, что при совместной работе  результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются  быстрее. Ребёнок   с   адекватной   самооценкой   сможет   корректировать   и совершенствовать   свою   учебно­познавательную   деятельность   в   школе,   в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе

Приемы формирования самооценки обучающихся в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2018