Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 39»
ФИО________________
Должностная инструкция № 12
педагога-психолога муниципального образовательного учреждения
“Средняя общеобразовательная школа № 339”
1. Общие положения.
1.1. Педагог-психолог относится к педагогическим работникам и является членом педагогического совета общеобразовательного учреждения.
1.2. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие подготовку на курсах по специальности “Психология” с получением диплома государственного образца, в котором указана квалификация “практический психолог”.
1.3. Педагог-психолог принимается на работу и увольняется директором общеобразовательного учреждения.
1.4. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.
1.5. Целью работы педагога-психолога являются:
- содействие веем участникам общеобразовательного учреждения в процессе адекватных психосоциальных условий для нормального развития ребенка.
1.6. Основные задачи педагога-психолога:
- вести работу по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении;
- содействовать гармонизации социальной сферы учреждения;
- оказывать различного рода психологическую помощь по развитию личности обучающихся;
- проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
- составлять психологические заключения по материалам исследовательских работ;
- содействовать участникам образовательного процесса в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия и ответственности, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению;
- участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности;
- осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся;
- определять степень отклонений в развитии обучающихся;
- формировать психологическую культуру обучающихся.
1.7. Основные направления деятельности педагога-психолога:
- консультативная деятельность;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психологическая профилактика;
- психологическое просвещение.
1.8. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: конституцией РФ, декларацией прав и свобод человека, конвенцией о правах ребенка, нормативно-правовыми документами Министерства образования и высшей школы, положением о службе практической психологии в системе образования в Республике Коми, нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы охраны труда и здоровья учащихся.
2. Должностные обязанности.
2.1. Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
- составляет план работы на год
-проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;
- в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;
- участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;
- проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;
- разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;
- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;
- принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;
- ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;
- ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;
- обеспечивает безопасное проведение психологической работы;
- соблюдает права и свободы обучающихся;
- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
- соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;
- организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.
2.2. Педагог-психолог должен знать:
- нормативные документы регламентирующие работу педагога-психолога в образовательном учреждении;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. Права.
Педагог-психолог имеет право:
- выделять приоритетные направления деятельности.
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;
- знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
- проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования по запросу вышестоящих органов;
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;
- принимать решения в пределах своей компетенции.
- вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предположения по созданию оптимальных условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;
- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т.д.;
- повышать квалификацию;
- определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Ответственность.
Педагог-психолог несет ответственность:
- за соблюдение прав и свобод человека, предусмотренных Декларацией прав и свобод человека;
- за вынесенное заключение, за правильность психологического диагноза, адекватность применяемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;
- за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета;
- за соблюдение профессиональной этики и сохранение профессиональной тайны;
- за соблюдение правил техники безопасности.
Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.
На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск, и т. п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.
Педагог-психолог:
- работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;
- самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы;
- представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;
- получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
- получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;
- работает в тесном контакте с учителями, родителями, обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлен(а) _________________ ФИО
«___» _____________ 200__ г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.