Должностная инструкция

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Dolzhnostnaya_instruktsia_pedagoga-psikhologa.doc

Утверждаю

Директор МБОУ  «СОШ № 39»

ФИО________________

 

Должностная инструкция № 12

педагога-психолога муниципального образовательного учреждения

“Средняя общеобразовательная школа № 339”

 

1. Общие положения.

1.1. Педагог-психолог относится к педагогическим работникам и является членом педагогического совета общеобразовательного учреждения.

1.2. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие подготовку на курсах по специальности “Психология” с получением диплома государственного образца, в котором указана квалификация “практический психолог”.

1.3. Педагог-психолог принимается на работу и увольняется директором общеобразовательного учреждения.

1.4. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.

1.5. Целью работы педагога-психолога являются:

 - содействие веем участникам общеобразовательного учреждения в процессе адекватных психосоциальных условий для нормального развития ребенка.

1.6. Основные задачи педагога-психолога:

 - вести работу по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении;

 - содействовать гармонизации социальной сферы учреждения;

 - оказывать различного рода психологическую помощь по развитию личности обучающихся;

 - проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения;

 - составлять психологические заключения по материалам исследовательских работ;

 - содействовать участникам образовательного процесса в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия и ответственности, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

 - вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению;

 - участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности;

 - осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся;

 - определять степень отклонений в развитии обучающихся;

 - формировать психологическую культуру обучающихся.

1.7. Основные направления деятельности педагога-психолога:

 - консультативная деятельность;

 - психологическая диагностика;

 - психологическая коррекция;

 - психологическая профилактика;

 - психологическое просвещение.

1.8. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется: конституцией РФ, декларацией прав и свобод человека, конвенцией о правах ребенка, нормативно-правовыми документами Министерства образования и высшей школы, положением о службе практической психологии в системе образования в Республике Коми, нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы охраны труда и здоровья учащихся.

 

2. Должностные обязанности.

2.1. Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

- составляет план работы на год

-проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;

- в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;

- участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;

- проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;

- разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;

- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

- принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;

- ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;

- ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;

-  обеспечивает безопасное проведение психологической работы;

- соблюдает права и свободы обучающихся;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;

- организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.

2.2. Педагог-психолог должен знать:

 - нормативные документы регламентирующие работу педагога-психолога в образовательном учреждении;

 - общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

 - методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

 

3. Права.

Педагог-психолог имеет право:

- выделять приоритетные направления деятельности.

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

- знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;

- проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования по запросу вышестоящих органов;

- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;

- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;

- обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;

- принимать решения в пределах своей компетенции.

- вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предположения по созданию оптимальных условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;

- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т.д.;

- повышать квалификацию;

- определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями;

- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

- иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

- на защиту профессиональной чести и достоинства;

- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

 

4. Ответственность.

Педагог-психолог несет ответственность:

 - за соблюдение прав и свобод человека, предусмотренных Декларацией прав и свобод человека;

 - за вынесенное заключение, за правильность психологического диагноза, адекватность применяемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;

 - за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета;

 - за соблюдение профессиональной этики и сохранение профессиональной тайны;

 - за соблюдение правил техники безопасности.

5.      Взаимоотношения. Связи по должности.

Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.

На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск, и т. п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

Педагог-психолог:

- работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;

- самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы;

- представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;

- получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

- получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;

- работает в тесном контакте с учителями, родителями, обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

 

 

 

 

С инструкцией ознакомлен(а)  _________________                   ФИО

 

«___» _____________ 200__ г.