Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.
Оценка 5

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.

Оценка 5
docx
30.12.2021
Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.
Доклад на пед.совет.docx

Выступление на педагогическом совете

 учителя начальных классов

Шайхуловой Е. М.

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.

       Домашнее задание в школе – это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий способствует закреплению изученного в классе материала, развитию самостоятельности и ответственности, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, даёт ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Выполнение домашних заданий формирует у младшего школьника соответствующие умения и навыки, обеспечивает ребёнку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни.
        
В традиционной школе к основным требованиям относились следующие:
- Задание должно быть понятно каждому ученику.
- Задание должно быть объяснено предварительно учителем, обязательно после выполнения проверено. Если возникли проблемы, объяснен путь их разрешения.
- Задание может быть индивидуальным, дифференцированным или опережающим, в зависимости от подготовленности класса и отдельных учащихся.
- Домашнее задание должно органично вытекать из материала, изученного на уроке, ученик повторяет усвоенное из разделов программы.
А в рамках реализации ФГОС эти требования модернизировались:
Домашнее   задание          обязательно дифференцированное.
- Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или  творческое.
- Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект. Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
- Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя.
(Написать отзыв о прочитанном произведении, нарисовать титульный лист своей будущей книги).
- К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение сказок, проведение соревнований, игр и конкурсов.
      

Внедрение ФГОС предполагает овладение базовыми учебными действиями, при которых ученик будет успешным в любой предметной области.

     В настоящий момент актуален вопрос дифференциации в учебном процессе. Так и домашнее задание должно иметь дифференцированную направленность.  Оно может быть: единым, групповым, творческим:

ПРО УЧЕБНИКИ

( 2 слайд)

      Домашнее задание после звонка – это больше, чем «нарушение этикета». Но и от задания незадолго перед звонком или по звонку тоже стоит отказаться, потому что это ведет к тому, что домашнее задание не фиксируется ребятами или фиксируется частично и не всеми, у школьников нет возможности задать вопросы, учитель не может дать необходимых пояснений и вынужден отказаться от мотивации.

Поэтому советуем:    (3 слайд)

· Сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, но ни в коем случае не по звонку или после звонка.

· При сообщении домашнего задания (как и при ведении урока вообще) не изнуряйте учащихся, потому что это вызывает у них чувство неуверенности и вынуждает вас нарушать элементарную педагогическую этику.



Анкета для учащихся  (4-6 слайд)

1.      Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

0,5 ч – 1 чел.;  40 мин – 1 чел.; 1 ч – 8 чел.; 1,5 ч – 1 чел.; 2 ч – 2 чел.; 3 ч -1 чел.;  4 ч – 1 чел.; 5 ч – 1 чел.

2.      На выполнение домашнего задания по каким предметам приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

Английский язык – 9 чел.; Русский  язык, окружающий мир – по  4 чел.; математика – 3 чел.; литературное чтение – 1 чел.

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома?

Да – 5 чел.; Нет- 12 чел.

4. Кто помогает тебе при выполнении домашнего задания?

Родитель – 10 чел.; Сестра – 3 чел.; Никто- 4 чел.

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

Всегда – 14 чел.; Иногда – 3 чел.;

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

Всегда- 6 чел.; Иногда – 10 чел.; Все равно – 1 чел.

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

Всегда – 9 чел.; Иногда – 7 чел.; Никогда – 1 чел.

9. Пользуешься ли ты Internet при выполнении домашнего задания?

Иногда – 11 чел.; Никогда – 6 чел.

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

 Иногда 8 чел.; Никогда – 9 чел.

11. По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание по тому или иному предмету?

Не получается – 9 чел.; Не хватает времени – 6 чел.; Легче списать, чем «париться» - 2 чел.
          Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

      Вывод.  Проведя  данный опрос, как оказалось,  наши дети недостаточно тратят времени на домашнее задание. Причиной этому может быть , дети не понимают как выполнить домашнее задание, сталкиваются с трудностями, с непониманием выполняемого материала, не успели записать. Безответственное отношенеи к выполнению дом. Работы. Недостаточный контроль со стороны взрослых родителей и педагогов.

В начальных и в 5 классах проверяются каждый день Взять из локального акта

          Способы проверки домашнего задания традиционны.
Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли.
Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос  с                                                                                                                         вызовом      к          доске, срезовая работа, тестирование.
Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные                                                                                                                         опросы.
Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек,  заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы    оцениваются.
Самопроверку и взаимопроверку, работу в парах часто можно применять на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу, Тетради проверяются в начальных классах скопировать
Выдержка из положения о ведении рабочих тетрадей

5.1. Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ обучающихся.

Рабочие тетради по математике и русскому языку в 2-5 классах проверяются ежедневно, каждая работа; в 6-9 классах проверяются наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю у всех учащихся. Контрольные диктанты, контрольные работы, тесты, изложения, сочинения, самостоятельные работы, практические работы во 2-9 классах оцениваются у каждого учащегося.


        В основе методики задавания на дом лежит поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Необходимо с первого класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Большую помощь учащимся оказывают простейшие алгоритмы выполнения заданий самостоятельно.
       Такие алгоритмы следует вводить постепенно, проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения домашнего задания включается работа с памятками, словарями, Интернетом.

       Нужны ли домашние задания современному школьнику?
Считаю, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности.
        Домашнее задание обязательно нужно! Процесс обучения - это два основных этапа. На первом этапе происходит ознакомление с темой (это усвоение основных действующих закономерностей, рассмотрение иллюстративных примеров, обсуждение). Всё это - с учителем, в классе. А потом, дома, индивидуальная работа учащегося. Именно дома приходит (если приходит) глубинное осознание предмета.
        Если ограничиться только уроками, то получится в лучшем случае поверхностное ознакомление.
        Считаю, что самостоятельная работа и есть самая важная составляющая образования. Ведь цель получения знаний именно в том, чтобы научить учащегося успешно самостоятельно решать задачи. Закрепление вопросов в любой форме полезно - оно учит школьников самоорганизации. Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке. Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа, без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.
                Основными видами домашнего задания являются:

(7 слайд)
Изучение материала по учебнику.
Выполнение различных письменных и практических работ (упражнений).
Написание сочинений и других творческих работ.
Подготовка различных схем, диаграмм.
Подготовка гербариев по биологии.
Проведение наблюдений за являниями природы
       К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие:

(8 слайд)
-в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
-не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;
-по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
-давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
-приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.
      Увы, это теория, зачастую расходящаяся с практикой. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с невыполнением домашних заданий. И сами расстраиваемся, и детей расстраиваем, и "неуды" ставим. В общем, портим показатели и себе, и школе. Радикальные меры – записи в дневнике, звонки родителям, двойки, «приводы» к директору и т.д. – картины не меняют. Находчивые наши ученики спишут на перемене у «ботаника», добросовестно причем, и получат хорошую оценку (радуйся, учитель, ты ведь этого хотел!) Или купят решебник. Или, если дашь на дом индивидуальную работу, обратятся за помощью к старшим. При всем при этом уровень знаний данного бедолаги никак не повышается, поскольку при списывании мозг его совершенно отключен…
       Конечно же домашние задания нужны, но как сделать так, чтоб ученики его выполняли самостоятельно?

Рассмотрим «систему принципов работы с домашним заданием».

( 9 слайд)

во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала;

во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;

в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее;

в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;

в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания;

- в-шестых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Рекомендации по дозированию домашнего задания. (10 слайд)

Необходимо:

– на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;

– осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

– предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

–– осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

– проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

– давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

– при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

– систематически проверять домашнюю работу учащихся;

– учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:

во 2 классе – до 1,5 часов;

в 3–4 классе – до 2 часов;

в 5–6 классе – до 2,5 часов;

в 7 - 8 классе – до 3 часов;

в 9–11 классах – не более 4 часов.


    

Выводы:

     При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Имейте в виду, что домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся.

     Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.

     Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

     Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание дает этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

     Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех, и других научить самостоятельному познанию.

    При подготовке домашнего задания выясните, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.

    Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива.

     Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Способы проверки домашнего задания традиционны.
Проверять домашнее задание необходимо регулярно, при этом учитель не только установит факт его выполнения, но и выявит, насколько самостоятельно выполнялась работа, как усвоено изученное, какие затруднения возникли.
Возможные формы проверки: фронтальная, выборочная, взаимопроверка, самопроверка, опрос  с            вызовом         к          доске, срезовая работа, тестирование.
Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные            опросы.
Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек,  заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы          оцениваются.
Самопроверку и взаимопроверку, работу в парах часто можно применять на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу,      кластеры            и          синквейны.
Специалисты не рекомендуют применять одни и те же способы проверки самоподготовки, а лучше варьировать их.
Часто у педагогов и родителей возникает вопрос о необходимости использования решебников при выполнении домашнего    задания.
Решебник существует как данность. Учащиеся им пользуются, учителя снижают оценки за ответы, аргументированно доказывают наличие ошибок в такой литературе, но дети продолжают прибегать к помощи быстрого выполнения домашней работы. Выход видится в одном: применять нестандартные формы домашнего задания. 

Итак, работая по новым стандартам или являясь приверженцем традиционной школы, учитель не сможет обойтись без домашнего задания для своих учеников. 
Домашняя работа – это важная составляющая любого урока, это еще и индивидуальная, подчас авторская работа ученика. Поэтому формирование самостоятельности – ведущая функция домашней работы. Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.

 Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен            творческий    труд.
Способствовать развитию творческих способностей – задача учебной домашней работы. У ребенка должна возникать потребность в самообразовании не только в старших классах на пороге взрослой жизни, но       и в юном       возрасте. 
Роль домашней работы многозначна, она немаловажная часть учебно-воспитательного процесса в школе.

 Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности через развитие УУД.

Из всего выше  сказанного  педагоги должны чётко усвоить следующие правила:

1. Домашнее задание не может быть одно для всех, у учеников должно быть право выбора.

2. Домашние задания в сентябре и мае должны иметь существенную разницу.

3. Задания по разным предметам должны согласовываться между учителями предметниками.

4. Домашние задания должны носить творческий характер, вести детей к поиску: составить план, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.

5. В школе должен быть разработан механизм разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

6. Домашнее задание должно быть посильным и выполнимым!

Таким образом, концепция формирования системы домашних заданий в современном образовательном процессе выступает как личный образовательный ресурс школьника, использование которого должно отражать потребности и возможности школы, ученика и его семьи.

В. А. Сухомлинский:

«Нельзя забывать, что ребенок не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, …наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики»


 

 


 

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов

Сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, но ни в коем случае не по звонку или после звонка

Сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, но ни в коем случае не по звонку или после звонка

Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы

Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие: (8 слайд) -в процессе учебной работы над новым материалом обращать…

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие: (8 слайд) -в процессе учебной работы над новым материалом обращать…

Выводы: При планировании урока не забывайте о домашнем задании

Выводы: При планировании урока не забывайте о домашнем задании

Способы проверки домашнего задания традиционны

Способы проверки домашнего задания традиционны

Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд

Новые стандарты требуют воспитания инициативы, таких качеств, без которых невозможен творческий труд

труда, …наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики»

труда, …наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики»

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.

Домашнее задание в условиях реализации ФГОС: характер, формы, дифференцированность. Предупреждение перегрузки учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021