Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Научить правильно произносить звук [Ц].
3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.
5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Домашнее задание № 28. Звук и буква Ц
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Научить правильно произносить звук [Ц].
3. Совершенствовать навыки звукослогового анализа.
4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным
словом.
5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
З а д а н и е 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным
словам по одному слову в рифму.
Мостовая (автобусы, такси, трамваи).
Мышка (сыр, мясо, книжка).
Пес (лапа, шея, нос).
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится
в слове цапля?.
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ц]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем
образуется щель между ними;
— сильная короткая воздушная струя идет по язычку;
— горлышко «молчит».
Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ... (см. цветную вклейку).Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху),
всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не
шумите!» (Звук произносится отрывисто.)
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...
З а д а н и е 5. Повторить за взрослым слоговой ряд:
цацоцуцы...; ацоцуциц...
З а д а н и е 6. Закончить слово звуком [Ц]:
дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...
З а д а н и е 7. Закончить слово слогом ЦА:
мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...
З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Один — много» —
упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение
последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — ..., больница — ..., рукавица — ...,
пуговица — ..., луковица — ..., граница — ...
З а д а н и е 9. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» —
упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление
звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ..., зеркало — ..., тело
— ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...
З а д а н и е
Дидактическое упражнение «Назови женскую
профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка
10.
на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — ..., писатель — ...,
художник — ..., охотник — ..., укротитель — ...З а д а н и е 11. Дидактическое упражнение «Во что положим?» —
упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление
звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — ..., конфеты — ..., пепел —
..., мыло — ...
З а д а н и е 12. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить
внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает
лошадей..., продает..., поет..., плавает..., борется...
З а д а н и е 13. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке,
разделить словаотгадки на слоги, составить с ними предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова
отгадки на слоги, составить с ними предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
З а д а н и е 14. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При
затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками:
«Что изменилось?», «Чего не стало?».
З а д а н и е 15. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
З а д а н и е 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,в названии которых есть звук [Ц].
З а д а н и е 17. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].
З а д а н и е 18. Выучить чистоговорки:
Цацаца — вот идет овца,
Цуцуцу — не боюсь овцу,
Цыцыцы — нет овцы.
Цоцоцо — мы вымыли лицо.
Ецецец — мы ели огурец.
Ацацац — у меня матрац.
З а д а н и е 19. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со
звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица
положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она
надела кольцо на палец.
З а д а н и е 20. Выучить считалку:
Цынцыбрынцы, балалайка,
Цынцыбрынцы, заиграйка,
Цынцыбрынцы, не хочу,
Цынцыбрынцы, спать хочу!
Цынцыбрынцы, куда едешь?
Цынцыбрынцы, в городок.
Цынцыбрынцы, чего купишь?
Цынцыбрынцы, молоток.
З а д а н и е 21. Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.О. Гофман
На что похожа буква Ц?
Игры с буквой.
З а д а н и е 22. Звукослоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы
из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.