Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [Ц].
2. Продолжать совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать фонематические представления.
3. Продолжать развивать у ребенка чувство рифмы и языковое чутье.
Задание 1. Дифференциация звуков [С] — [Ц].
Каким одинаковым звуком надо закончить все слова? (С использованием наглядного материала.)
Домашнее задание № 29. Звуки [Ц] — [С]
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [С] — [Ц].
2. Продолжать совершенствовать навыки звукослогового анализа и
синтеза, развивать фонематические представления.
3. Продолжать развивать у ребенка чувство рифмы и языковое чутье.
З а д а н и е 1. Дифференциация звуков [С] — [Ц].
Каким одинаковым звуком надо закончить все слова? (С
использованием наглядного материала.)
Автобу..., анана..., пару...; огуре..., колоде..., пале...
Сравнить артикуляцию звуков [Ц] и [С] (найти общее и различие),
вспомнить символы и характеристики звуков, обозначение.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [С]»:
с, ц, ц, с...; са, ца, цы, су...; ас, оц, уц...; санки, цирк, огурец, нос...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
цаса, цы...; асац, ос ...
Повторить за взрослым серию слогов:
цацаса, сасаца, цасаса, сацаца, сацаса, цасаца; асасац...
Закончить слово нужным слогом:
ЦА (СА): мельни..., кузни..., поло..., умни..., колба..., актри...;
ЦО(СО): коле..., коль...; ЦЫ(СЫ): воло..., огур...
З а д а н и е 3. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов):
са, мо, лет; ку, ри, ца; ми, ли, ци, я; ско, во, ро, да...
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [С] и [Ц]):
санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица,
мельница, лиса, лицо...
З а д а н и е 4. Разложить картинки на две кучки: изображения предметов,в названиях которых есть звук [С] и звук [Ц]; разделить эти слова на слоги,
определить место звуков [С] и [Ц] в словах, составить предложения с этими
словами.
Заменить звук [С] на звук [Ц] в словах. Составить предложения с этими
словами:
свет — ... (цвет), Светик — ...
Рассмотреть ряд картинок: супница, лиса, курица, огурец, сухарница,
конфетница, самокат, скотник, фокусник, пояс, станция, стадион, палец.
Назвать слова: со звуком [С], со звуком [Ц], со звуками [С] и [Ц], определить
место звуков в словах. Придумать с этими словами предложения, используя
знакомые предлоги.
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Назови посуду» (обратить
внимание на место звуков [С] и [Ц] в словах).
Сахар положим в сахарницу, суп — ..., сухари — ..., салат — ...
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [Ц] (см. темы № 25,
28).
Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [Ц]. По
возможности, подобрать рифму к каждому из этих слов.
З а д а н и е 6. Выучить скороговорку.
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
В предложениях найти слова со звуками [С] и [Ц].
Лариса идет на улицу. У Сони теплые рукавицы. В лесу живут
зайцы. Саня поцарапал палец. Соня купила яйца.
Закончить предложение нужным словом.
На болоте живет длинноногая... На ковре висит острая... (сабля,
цапля).
З а д а н и е 7. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
[С] и [Ц].Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву
(С, Ц):
суп, цирк, цыган, сова.
Самостоятельный звукослоговой анализ слов; чтение, списывание,
запись под диктовку печатными буквами, выкладывание схем из кружков;
составление слов из букв разрезной азбуки:
суп, супы, цып, цыпа.