Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.
2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
3. Научить четко произносить звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога.
Домашнее задание № 2. Звук и буква А
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на
себе и сидящем напротив человеке.
2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.
3. Научить четко произносить звук [А].
4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце
слова.
5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
З а д а н и е 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме
собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука,
правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо,
правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке
(правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится
правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его
определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем
— и на сидящем напротив.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?»
(развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок
должен рукой указать, откуда слышен звук.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит
ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех
этих слов?»:
август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляциюзвука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой
голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем
воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку,
что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не
встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения
этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет
ей: ААА... (см. цветную вклейку).
З а д а н и е 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым
на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — ААА...
(вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз
взрослый хлопнет в ладоши.
З а д а н и е 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то,
которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови
первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение,
а ребенок выполняет
соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки,
выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
Руки — полукругом перед собой.как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
З а д а н и е 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словахотгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
З а д а н и е 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и
обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя
красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
З а д а н и е 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить
слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт:
автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...;
профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...;
Андрей...
З а д а н и е 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
названия которых начинаются на звук [А].
З а д а н и е 11. Выучить чистоговорки:
Ааа — шире ротик, детвора.
Ааа — у меня болит нога.
З а д а н и е 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка
ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все
слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].
— Что везешь, Автомашина?
Абрикосы и айва.
— Все, что есть на букву А:
При перечислении фруктов
Вот арбузы, апельсины,
ребенок
правой
рукойпоследовательно
загибает
пальчики левой руки.
Г. Сапдир
З а д а н и е 13. Упражнение для пальчиков:Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.
З а д а н и е 14. Упражнение для развития координации речи с
движениями:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
И. Токмакова
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
З а д а н и е 15. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой рукиопущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки
образует «поясок».
Игры с буквой.
З а д а н и е 16. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок
плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из
этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо
печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с
предварительным звуковым анализом).