Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела», выполняя соответствующие инструкции.
3. Научить четко произносить звук [И].
4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.
5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухового внимания).
Домашнее задание № 3. Звук и буква И
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме собственного
тела», выполняя соответствующие инструкции.
3. Научить четко произносить звук [И].
4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.
5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие
слухового внимания).
Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза,
внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц,
шум машины, шорох листьев...).
З а д а н и е 2. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и
выполнить инструкции:
— Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.
— Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [И].
Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать
первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит нагорлышке).
Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем
воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и
зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения
используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука
[И]: ослик кричит: ИИИ... (см. цветную вклейку).
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ... (произнести на плавном
длительном выдохе вслед за взрослым).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки
только в том случае, если услышит звук [И]:
и, п, м, и, и, в, и...
З а д а н и е 6. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И].
Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука
[И] в них и обозначает положение звука [И] в словах с помощью карточки и
красного кружка:
иволга, игры, ивушка, Ира, имя.
З а д а н и е 7. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение
в образовании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ...,
замок — ..., комок — ...
Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих
слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с
помощью карточки и красного кружка.
З а д а н и е 8. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков,
начинающиеся со звука [И]:Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
З а д а н и е 9. Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить ряд
слов. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Ира, индюк, игрушки, ива.
З а д а н и е 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в словеотгадке.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Иголка)
Что у елки вместо листьев? (Иголки)
З а д а н и е 11. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
названия которых начинаются со звука [И].
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки:
Иии — ротик к ушкам растяни;
Иии — хорошо сиди;
Иии — песенку тяни.
З а д а н и е 13. Прослушать стихотворение. Какой звук часто слышится в
стихотворении? (Взрослый голосом выделяет звук [И].) Провести
пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет,
Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.
Г. Сапгир
З а д а н и е 14. Упражнение для развития координации речи с
движениями (сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки):
И раз, и два, и три — руки подними!
З а д а н и е 15. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.На что еще похожа буква И?
В. Ковшиков
Игры с буквой.
З а д а н и е 16. Анализ звукобуквенных рядов: АИУ, УИА, ИУА, УАИ,
АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на
вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После
этого ребенку предлагается выложить схему звукового ряда из красных
кружков, а затем выложить ряд из букв разрезной азбуки, прочитать, списать,
написать печатными буквами под диктовку взрослого.