Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
3. Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л'] — [Й].
4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
5. Учить самостоятельно анализировать слова.
6. Учить ребенка преобразовывать слова.
Домашнее задание № 43. Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й].
Буква Л
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого,
правильно понимать логикограмматические конструкции и отвечать на
вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать
их на слух и в произношении.
3. Научить слухопроизносительной дифференциации звуков [Л'] — [Й].
4. Совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности на
уровне слова и предложения.
5. Учить самостоятельно анализировать слова.
6. Учить ребенка преобразовывать слова.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы».
Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.
Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома.
Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади?
Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки.
Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше
березы. Что ниже?
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Л].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:
Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Л]:
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает».
Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл...
(развитие силы голоса).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Л]»:
л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила,
кошка, стол, башня, полка...
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
лаал, лу...; алла, ул ...
З а д а н и е 6. Повторить за взрослым серию слогов:
лалолулы... алолулил... клаклоклуклы... аклоклукликл...
З а д а н и е 7. Закончить слова:
звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...; слогом ЛА: пи...,
ска..., ма...; слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...
Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество
предметов? (ЛА или ЛЫ?)
З а д а н и е 8. Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый
последний звук во всех словах?
Бал — был — выл, вол — гол — кол, дал — зал — жал — мал.
З а д а н и е 9. Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?
Клок — кок, плот — ..., слон — ..., клуб — ..., слова — ..., глаз
— ...
З а д а н и е 10. Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог
местами. Какие слова получились? (Это З а д а н и е выполняется с помощьювзрослого, после подробного объяснения.)
Жилы (лыжи), мала..., капал..., скала...
З а д а н и е 11. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах,
придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги,
сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со
звуком [Л] в предложении.
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки и скороговорку:
Лалала — лопата и пила.
Лололо — у меня весло.
Лылылы — новые котлы.
Лулулу — купили пилу.
Алалал — темный подвал.
Ололол — вымыли пол.
Улулул — новый стул.
Илилил — я полы помыл.
Алкаалка — у Володи палка.
Олкаолка — у Володи иголка.
Улкаулка — у Володи булка.
Илкаилка — у Володи вилка.
Маланьяболтунья молоко болтала,
болтала да не выболтала.
З а д а н и е 13. Знакомство со звуком [Л'].
Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.
Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 14. Фонетическое упражнение.
Девочка поет песенку: ляляля...
З а д а н и е 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, еслиуслышишь звук [Л']»:
ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина,
уголь...
З а д а н и е 16. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на
слог ЛЯ:
Коля, Ва..., Га..., То...
Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ,
ЛЮ:
Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...
З а д а н и е 17. Заменить первый звук в словах на звук [Л']. Какие слова
получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать
количество слов в каждом предложении:
Мёд — лёд, вес — ..., тюк — ..., пень — ..., печь — ..., песок — ...,
вещь — ...
З а д а н и е 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Л'], определить место звука [Л'] в каждом
слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение,
определить место слова со звуком [Л'] в предложении.
З а д а н и е 19. Выучить чистоговорки:
Ляляля — зеленые поля.
Лилили — малину мы несли.
Люлюлю — малину я люблю.
Лелеле — еду на осле.
З а д а н и е 20. Дифференциация звуков [Л] — [Л'].
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук
[Л]»:
л, ль, л, ль; ля, оль, ал...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
лаля...; лилы...; алаль...; ольол, ...Повторить за взрослым серию слогов:
лалаля, ляляла, лаляля, лялала, лаляла, лялаля.
З а д а н и е 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] —
[Л']), и определить его место в слове.
Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг — то овраг. (Лестница)
Над домами у дорожки
Висит кусок лепешки. (Луна)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп и ложки. (Стол)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
В дупле живет,
Орешки грызет. (Белка)
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л']):
ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.
З а д а н и е 22. Разложить картинки на две стопки: предметы, в
названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук
[Л'], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л'] в
словах.
Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить
слова со звуками [Л] и [Л']).
Назвать как можно больше словдействий, отвечающих на вопросы:
Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Чтоделали? Гуляли, писали...
З а д а н и е 23. Заменить звук [Л] на звук [Л'] в словах. Какие слова
получились? Придумать с каждой парой слов предложения.
Лук — люк, угол — ..., пыл — ..., дал — ..., галка — ..., ел — ...,
полка — ...
Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со
звуком [Л'].
Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из
лейки.
З а д а н и е 24. Дифференциация звуков [Л'] — [Й].
Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой
предложения.
Даль — дай, боль — бой, моль — мой, куль — куй, роль — рой.
Лежи — ежи, ледок — едок, Любка — юбка, лямка — ямка.
З а д а н и е 25. Знакомство с буквой Л.
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О. Гофман
На что еще похожа буква Л?
Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка
раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.
Игры с буквой.
З а д а н и е 26. Самостоятельный звукослоговой анализ слов,
выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под
диктовку, чтение:
стол, стул, полка, лисы, пилить.Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной
азбуки:
пила — липа, мала — лама, скала — ласка; дай — даль, боль —
бой.
Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с
образца взрослого, чтение, запись под диктовку.
Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла
куклу в тазу.