Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка различать неречевые звуки по силе (тихо—громко).
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Научить четко произносить звук [О].
4. Научить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции.
5. Учить ребенка анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Тихо — громко» (развитие слухового внимания).
Домашнее задание № 4. Звук и буква О
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка различать неречевые звуки по силе (тихо—громко).
2. Подготавливать ребенка к усвоению звукослогового ряда путем
уточнения пространственновременных представлений.
3. Научить четко произносить звук [О].
4. Научить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в
ударной позиции.
5. Учить ребенка анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Тихо — громко» (развитие
слухового внимания).
Взрослый играет на барабане сначала тихо, а потом громко. Ребенок
определяет силу звука и отвечает, тихо или громко звучала музыка.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после»
(уточнение пространственновременных представлений).
Взрослый выкладывает ряд цифр — от 1 до 10 — и задает ребенку
вопросы: какая цифра в ряду первая, какая цифра в ряду последняя, какая
цифра перед цифрой 5, после нее, между 3 и 5?
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [О].
Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук,
капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» —
«Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» (произнося слово, взрослый
голосом выделяет звук [О]).
Затем показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [О]:
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— зубки закрыты губками;
— язычок лежит на дне ротика;— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для
контроля).
Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук [О], затем
воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет ребенку, что звук [О] — гласный, его можно петь
(язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его
обозначения используется красный кружок.
Взрослый показывает ребенку символ звука [О]: мальчик болеет и
стонет: ООО... (см. цветную вклейку).
З а д а н и е 4. Фонетические упражнения.
Произнести вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
— Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООО...
Произнести вслед за взрослым отрывисто:
— Маша вздыхает: ООО...
Произнести звук [О] столько раз, сколько на столе выложено красных
кружочков.
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Много — один» (образование
единственного числа имен существительных).
Стекла — стекло, седла — ..., окна — ..., крылья — ..., перья
— ..., колеса — ...
Взрослый просит ребенка назвать одинаковый последний звук во всех
образованных словах.
З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок
(Оля, овощи, осень, пальто, перо, кольцо, окна, кот, сок, рот, обруч, осы, нос,
ведро) и выполнить следующие задания:
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в начале слова,
выделить звук голосом;
— выбрать картинки, в названии которых звук [О] стоит в конце слова,выделить звук голосом;
— рассмотреть оставшиеся картинки, назвать их, объяснить ребенку,
что в названии этих предметов звук [О] стоит в середине слова, выделить звук
[О] голосом;
— вспомнить с ребенком, какие картинки были предложены ему для
рассматривания; определить место звука [О] в этих словах с помощью
карточки и красного кружка.
З а д а н и е 7. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на
звук [О] (взрослый называет имена четко, голосом выделяя первый звук в
словах).
Аня, Ира, Антон, Оля, Уля...
З а д а н и е 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако)
Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью)
Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Ослик)
З а д а н и е 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
названия которых начинаются на звук [О].
З а д а н и е 10. Выучить чистоговорки:
Ооо — я надел пальто.
Ооо — мне тепло.
З а д а н и е 11. Взрослый читает ребенку стихотворение, голосом
выделяя звук [О], и просит ответить на вопрос: «Какой звук в нем часто
слышится?»
Затем ребенок повторяет стихотворение, хлопая в ладошки на каждый
ударный звук [О].Не по тропе,
А около,
Катилося
И окало.
О охало,
О окало,
Не по тропе,
А около.
И. Демьянов
З а д а н и е 12. Упражнение для развития координации речи с
движениями:
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
(Ребенок выполняет соответствующие движения.)
З а д а н и е 13. Знакомство с буквой О.
О ужасно удивилась:
Сушка с маком ей приснилась.
«Как похожа на меня!
Может, с нею мы родня?»
О. Гофман
На что еще похожа буква О?
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
З а д а н и е 14. Анализ звукобуквенных рядов: ОИ, ИО. Взрослый
предлагает ребенку выполнить следующие задания:
— назвать первый звук (второй звук) в ряду;
— выложить из букв разрезной азбуки ряд и ответить на вопросы: какая
буква стоит слева (справа); положить букву О, а слева (справа) от нее —букву И, прочитать, что получилось;
— списать буквенный ряд, читать, писать под диктовку печатными
буквами.