Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].
4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
Домашнее задание № 5. Звуки [А], [У], [И], [О]
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звукослогового ряда путем
формирования пространственновременных представлений.
3. Произвести слухопроизносительную дифференциацию звуков [А],
[О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] —
[У], [А] — [О].
4. Формировать фонематические представления ребенка на материале
звуков [А], [О], [У], [И].
5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной
позиции в слове (начало, середина, конец слова).
6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель»
(развитие слухового внимания).
Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох.
Ребенок (покупатель) просит продать ему какуюнибудь крупу. Взрослый
(продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок
трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после»
(уточнение пространственновременных представлений).
Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в
ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между
8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)
З а д а н и е 3. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в
каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира.
Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Ихсимволы, обозначение (красными кружками). Почему они называются
гласными?
Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».
Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок
угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук
[У].
Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает
по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка
улыбка» — УИ).
Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним
серию звуков: АИУ, УИА, ИОАУ...
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые
гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например,
на звук [А]):
а, и, а, о, и, у.
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
З а д а н и е 5. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с
другого звука):
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива,
Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле,
Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).
З а д а н и е 7. Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в
тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].
З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый
предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия
которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).
З а д а н и е 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].З а д а н и е 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом
предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве
подсказки можно использовать картинки.
На крышу поставили телевизионную... (антенну). Солдат стреляет
из... (автомата). У зайца длинные... (уши). Ученик учит... (уроки).
Наступила золотая... (осень). В огороде выросли... (овощи). Маша
вдевает нитку в... (иголку). Маше купили новую... (игрушку).
З а д а н и е 11. Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать
в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя
карточку и красный кружок.
[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У]: уши, пишу, суп;
[И]: Ира, рис, сапоги.
З а д а н и е 12. Взрослый произносит начало слова и просит ребенка
договорить последний слог, назвать последний звук:
кенгу... (ру), сапо... (ги), моло... (ко), ру... (ка).
З а д а н и е 13. Упражнение для развития координации речи с
движениями.
Мы в лес пошли,
Ребенок марширует.
Топор нашли,
Дрова рубили:
Остановился.
Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».
— Ах! Ох! Ух! Их!
Энергичные наклоны.
З а д а н и е 14. Закрепление знания букв А, О, У, И.
Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2,
3, 4);
— повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они
похожи;
— повторить игры с буквами А, О, У, И.
З а д а н и е 15. Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов:
АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т.д.;— выкладывание схем из красных кружков;
— составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение (цель:
формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного
количества гласных), списывание, письмо печатными буквами под диктовку.