Домашнее задание № 6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве. 2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении. 4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». 5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.
Иконка файла материала Домашнее задание6.doc
Домашнее задание № 6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М Коррекционно­развивающие задачи. 1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве. 2.   Подготавливать   ребенка   к   усвоению   звуко­слогового   ряда   путем формирования пространственно­временных представлений. 3.   Научить   ребенка   четко   произносить   звуки   [М]   и   [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении. 4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». 5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов. 6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА. З а д а н и е   1.   Дидактическое   упражнение   «Иди   на   звук»   (развитие слухового внимания). Взрослый   завязывает   ребенку   глаза,   а   сам   звонит   в   колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика. З а д а н и е   2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» Взрослый   предлагает   ребенку   вспомнить,   какие   времена   года,   месяцы   дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.) З а д а н и е  3. Знакомство со звуком [М]. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная — мычит, Сытая — жует, Всем детям молоко дает. (Корова) «Как мычит корова?» — «МММ...»Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]: — губки сомкнуты без напряжения; — воздух выходит через нос; — горлышко «работает». Взрослый   показывает   ребенку   символ   звука   [М]:  корова   мычит: МММ... (см. цветную вклейку), затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М]. З а д а н и е  4. Фонетическое упражнение. Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно). З а д а н и е  5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый   произносит   ряд   звуков,   слогов,   слов   и   просит   ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах): м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука; З а д а н и е   6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]: ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им. З а д а н и е  7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд: ма­мо, ма­мы, му­ма, му­мы; ам­ом, ум­им, ум­ам, ом­им. З а д а н и е   8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.З а д а н и е   9.   Ребенку   предлагается   выбрать   из   ряда   нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит: — в начале слов: мак, муха, маска, марка; — в конце слов: дом, сом, альбом; — в середине слов: сумка, самолет, лампа. Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком. З а д а н и е  10. Вспомнить вместе с ребенком: — месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май); — время года, в названии которого есть звук [М] (зима). З а д а н и е   11.   Закончить   предложения   (согласование   местоимений   с существительными): Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги). З а д а н и е  12. Знакомство со звуком [М']. Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок». Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь... Затем   знакомит   ребенка   с   символом   звука   [М']:  теленок   мычит: мьмь...  (см.  цветную   вклейку),  характеристикой  звука:   согласный,  мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком. З а д а н и е   13.   Дидактическое   упражнение   «Хлопни   в   ладошки,   если услышишь звук [М']»: мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона. З а д а н и е  14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:мя­ме, ми­мю...; амь­омь, умь­имь... З а д а н и е  15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М']: мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. , Игры   с   картинками:   «Чего   не   стало?»   (ребенок   закрывает   глаза,   а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет   картинки   местами.   Ребенок   должен   вспомнить   и   восстановить первоначальный ряд картинок.) З а д а н и е  16. Дифференциация звуков [М] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»: м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит   слог   с   твердым   согласным   звуком   [М],   при   этом   кидает   мяч ребенку. Ребенок  ловит  мяч,  произносит  слог  с мягким  согласным звуком [М'], возвращая мяч взрослому, и т.д.): ма­мя, мо­..., му­..., мы­...; мя­ма, ми­..., мю­..., ме­... З а д а н и е   17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М']): Миша, Марк, Марина, Мирон... Вклеить   в   тетрадь   картинки   с   изображениями   предметов,   названия которых начинаются на звуки [М] и [М']. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.) З а д а н и е   18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове». В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка.Кто это?., (мышка) Он всю зиму в шубе спал,  Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь.  Это зверь лесной... (медведь) Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке: Зимой — спит, Летом — ульи ворошит. (Медведь) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз) Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет. (Муха) Выучить чистоговорки: Ма­ма­ма — дома я сама. Му­му­му — молоко кому? Мо­мо­мо — едим эскимо. Мы­мы­мы — прочитали книгу мы. Ми­ми­ми — поем ноту ми. Ме­ме­ме — дай­ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение: мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял. З а д а н и е  19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями: Мы писали, мы писали,  Ритмично сжимать пальцыА теперь все дружно встали.  в кулачки. Ножками потопали,  Ручками похлопали.  Выполнять соответствующие движения. Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы Наши пальчики устали.  в кулачки. Мы немножко отдохнем — Опять писать начнем. З а д а н и е  20. Знакомство с буквой М. Буква М с двумя горбами, Как верблюд — смотрите сами! О. Гофман На   что   похожа   буква   М?  Буква   М   из   пальчиков:   сомкнуть   кончики указательных   пальцев,   опустить   их   вниз   вместе   со   средними   пальцами,   а остальные — сжать в кулачок. Игры с буквой. З а д а н и е  21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.) Составление   из   букв   разрезной   азбуки   слогов   АМ,   МА.   Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.