Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.
Домашнее задание № 6. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звукослогового ряда путем
формирования пространственновременных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'],
дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный
звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце
слов.
6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие
слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик.
Ребенок должен идти на звук колокольчика.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни
недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает
вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта?
между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней
недели, времен года.)
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит:
МММ... (см. цветную вклейку), затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т.
к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий
(горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с
колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить
звук [М] длительно).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка
хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в
слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха,
дом, суп, мука;
З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и
повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при
произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
З а д а н и е 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
мамо, мамы, мума, мумы; амом, умим, умам, омим.
З а д а н и е 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук
[М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.З а д а н и е 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных
предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
— в начале слов: мак, муха, маска, марка;
— в конце слов: дом, сом, альбом;
— в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать
карточку и синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 10. Вспомнить вместе с ребенком:
— месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
— время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
З а д а н и е 11. Закончить предложения (согласование местоимений с
существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои...
(книги).
З а д а н и е 12. Знакомство со звуком [М'].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» —
«Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он
мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М']: теленок мычит:
мьмь... (см. цветную вклейку), характеристикой звука: согласный, мягкий,
звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [М']»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша,
мир, ворона.
З а д а н и е 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и
повторить серию слогов:мяме, мимю...; амьомь, умьимь...
З а д а н и е 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия
которых начинаются на звук [М']:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а
взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки,
которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый
меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить
первоначальный ряд картинок.)
З а д а н и е 16. Дифференциация звуков [М] — [М'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый
произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч
ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком
[М'], возвращая мяч взрослому, и т.д.):
мамя, мо..., му..., мы...; мяма, ми..., мю..., ме...
З а д а н и е 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые
начинаются на звук [М] ([М']):
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия
которых начинаются на звуки [М] и [М']. (В конце занятия по теме взрослый
предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
З а д а н и е 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови
первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Мамама — дома я сама.
Мумуму — молоко кому?
Момомо — едим эскимо.
Мымымы — прочитали книгу мы.
Мимими — поем ноту ми.
Мемеме — дайка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой
первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
З а д а н и е 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи
с движениями:
Мы писали, мы писали,
Ритмично сжимать пальцыА теперь все дружно встали.
в кулачки.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие
движения.
Мы писали, мы писали,
Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали.
в кулачки.
Мы немножко отдохнем —
Опять писать начнем.
З а д а н и е 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики
указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а
остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
З а д а н и е 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков.
(Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный
кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение,
списывание, письмо печатными буквами под диктовку.