.Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. Дети школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно ста¬тистическим данным, 85% времени своего бодрст¬вования старшеклассники проводят за учебным сто¬лом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внима¬ние детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подро¬стки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-иссле¬довательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в.Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. Дети школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно ста¬тистическим данным, 85% времени своего бодрст¬вования старшеклассники проводят за учебным сто¬лом, а до 24 часов в неделю уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние годы компьютерные игры также отвлекают внима¬ние детей, что еще больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подро¬стки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-иссле¬довательского института физической культуры, недельный объем двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа. Уроки физической культуры в
Домашнее задание, как форма занятий физической
культурой.
.Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает
обоснованную тревогу. Дети школьного возраста имеют отклонения
физического и психического здоровья. Во многом причиной этого
является их низкая двигательная активность. Так, согласно ста-
тистическим данным, 85% времени своего бодрствования
старшеклассники проводят за учебным столом, а до 24 часов в неделю
уделяют просмотру телевизионных передач. Появившиеся в последние
годы компьютерные игры также отвлекают внимание детей, что еще
больше усиливает недостаток двигательной активности учащихся.
Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить
себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно-
исследовательского института физической культуры, недельный объем
двигательной активности школьников должен быть от 14 до 21 часа.
Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 11%
необходимого суточного объема движений. В результате
среднесуточный объем двигательной активности (без учета
интенсивности) у большей части школьников составляет чуть больше
половины гигиенической нормы. Как отмечено, дети, поступившие в I
класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.
Становится очевидным, что два или три урока физической культуры в
неделю не способны обеспечить ни развивающий, ни поддерживающий
тренировочные эффекты. Поэтому необходимо широкое внедрение в
режим школьного дня таких форм занятий физическими
упражнениями, как гимнастика до уроков, физкультурные минутки и
физкультурные паузы, подвижные игры на переменах, час здоровья,
спортивный час в группах продленного дня.
Еще одной эффективной формой занятий физическими упражнениями
являются домашние задания по физической культуре, которые начали
широко применяться еще в 80-е годы. Анализ медицинской
документации, показал, что учащиеся, систематически выполняющие
такие домашние задания, значительно реже обращаются за медицин-
ской помощью, меньше болеют простудными заболеваниями. Кроме
того, регулярное выполнение этих заданий учениками влечет за собой
и успешное освоение программного материала.
Домашние задания по физической культуре в настоящее время широко
используются в школах.
Чтобы данная форма занятий физическими упражнениями была
продуктивной, необходимо постоянно отслеживать динамику развития
физической подготовленности. Для этого можно разработать дневник
домашних заданий, включающий в себя следующие разделы: памятка
для родителей, позволяющая оценивать выполнение домашних
заданий ребенком; дата выполнения задания; раздел,
свидетельствующий о динамике результатов двигательного
тестирования, простейших функциональных показателей (пульс,
частота дыхания в покое) и данных физического развития (масса и
длина тела); содержание домашних заданий.В состав домашних заданий включают такие физические упражнения,
которые школьники могут выполнить самостоятельно. К ним относятся
кроссовый бег, сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из
положения лежа, бег в максимальном темпе на короткие дистанции,
упражнения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как
в помещении, так и на улице.
Для повышения эффективности домашних заданий нужно, чтобы
учебник был убежден в практической пользе их применения, понимал и
умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание;
знал требования учебной программы к уровню развития двигательных
качеств; владел навыками самоконтроля при выполнении физических
упражнений; знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель
физической культуры и родители ученика.
Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за
выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие
методические занятия в школе в рамках родительских собраний,
семинаров по здоровому образу жизни. Здесь родители знакомятся с
правильностью выполнения наиболее сложных упражнений, обучаются
способам контроля за состоянием ребенка во время действия
физических нагрузок, своевременному выявлению признаков
утомления и переутомления.
Учитель проверяет дневник домашних заданий перед началом каждого
урока физической культуры. При этом он обращает внимание на
отметку родителей о факте и качестве выполнения таких заданий.
Кроме того, учитель проводит один раз в два месяца тестирование с
использованием таких упражнений, как прыжок в длину с места,
наклон туловища вперед, бег на 30 м, челночный бег 3 х 10 м,
сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 6-минутный бег. Тестирование
осуществляют не с целью выставления оценки, а для выявления
динамики в развитии физических качеств, что в определенной мере
отражает качество выполнения учениками домашних заданий по фи-
зической культуре.
На основе тестирования каждый школьник получает рекомендации по
двигательной активности, в которых учтены его индивидуальные
особенности (возраст, пол, уровень физической подготовленности) и
предусмотрены те или иные физиологические режимы при выполнении
физических упражнений. Распечатки индивидуальных рекомендации ,
вкладываются в дневник домашних заданий и представляют собой
основное его содержание.
Для проверки эффективности использования домашних заданий
проводится тестирование в конце учебного года которое показывает
наличие положительной динамики.
Использование домашних заданий также способствует тому, что
многие ученики успешно справляются с учебными нормативами, а вы-
пускники IX и XI классов показывают хорошие и отличные результаты .
Таким образом, внедрение в практику обучения , домашних заданий по
физической культуре, использование при этом дневника домашних за-
даний, контроля за их выполнением со стороны учителей физическойкультуры и родителей продемонстрировали высокую эффективность
данной формы занятий физической культурой.
-
Погорелова Галина Алексеевна
МОУ «Средняя школа №7» г.Балаково