Трех уроков физической культуры в неделю явно не¬достаточно для удовле-творения двигательных потреб¬ностей школьников. Как бы ни была высока моторная плот¬ность уроков, учитель не в состоянии обеспечить растущий запрос организма. А ведь формирова¬ние здорового опорно-двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активной мы¬шечной деятельности ежесуточно. Значит, необходимы до¬машние задания по физической культуре. Однако сегодняш¬нее материальное положение школ и большинства учащих¬ся не дает нам возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные площадки для полноценного вы¬полнения домашних заданий. В нашей сложной ситуации следует исходить из «нулевого» вариантаТрех уроков физической культуры в неделю явно не¬достаточно для удовле-творения двигательных потреб¬ностей школьников. Как бы ни была высока моторная плот¬ность уроков, учитель не в состоянии обеспечить растущий запрос организма. А ведь формирова¬ние здорового опорно-двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активной мы¬шечной деятельности ежесуточно. Значит, необходимы до¬машние задания по физической культуре. Однако сегодняш¬нее материальное положение школ и большинства учащих¬ся не дает нам возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные площадки для полноценного вы¬полнения домашних заданий. В нашей сложной ситуации следует исходить из «нулевого» варианта
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДУ
КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Трех уроков физической культуры в неделю явно недостаточно для
удовлетворения двигательных потребностей школьников. Как бы ни была
высока моторная плотность уроков, учитель не в состоянии обеспечить
растущий запрос организма. А ведь формирование здорового опорно
двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее
двухчасовой активной мышечной деятельности ежесуточно. Значит,
необходимы домашние задания по физической культуре. Однако сегодняш
нее материальное положение школ и большинства учащихся не дает нам
возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные
площадки для полноценного выполнения домашних заданий. В нашей
сложной ситуации следует исходить из «нулевого» варианта, который не
требует ничего, кроме элементарных знаний и желания повысить уровень
своих физических данных.
Этим требованиям отвечает методика круговой тренировки, материалом для
которой служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве
своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклический характер
путем серийных слитных повторений. Простота движений позволяет повторять
их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так, чтобы
обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и
дать достаточную нагрузку на все внутренние органы.
Не стоит также забывать, что повторная нагрузка на следующей станции не
должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц, несших на
предыдущей станции максимальное усилие. Напомним, что «основу круговой
тренировки составляют многократное выполнение предписанных движений,
действий в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее
изменения и чередования с отдыхом. действий». При применении круговой
тренировки на занятиях необходимо строго индивидуально подбирать нагрузку,
соответствующую уровню способностей и физической подготовленности
каждого ребенка.
Работая в школе с детьми разных возрастных групп, я пришла к выводу, что
использование круговой тренировки при выполнении домашнего задания уже
приемлемо для ребят, достигших десятилетнего возраста, т.е. учащихся V—VI
классов. В начальной школе закладываются основы умений и навыков,
учащиеся знакомятся с элементами самоконтроля и техникой выполнения
упражнений. Использовать фронтальный количественный метод выполнения
круговой тренировки при жестком контроле учителя за дозированием нагрузки и
правильностью выполнения упражнений можно уже в конце первого года обучения.
Желательно, чтобы подобные упражнения проводились как сюжетное игровое
занятие.
При отставании в физическом развитии того или иного ученикацелесообразно разработать индивидуальный комплекс упражнений. Тут не
обойтись без помощи и контроля родителей ребенка, поскольку ему одному
трудно без посторонней помощи вести таблицу самоконтроля. К тому же
следует учитывать психологию своих воспитанников. Вряд ли ктолибо из них
станет тренироваться самостоятельно в период летних каникул — ведь
ребятам вечно кажется, что впереди еще огромный отрезок времени.
Самоподготовка откладывается на потом, а тут наступает 1 сентября, и дети
появляются в школе загоревшими, внешне поздоровевшими, но на 25—30 %
сбавившими свои результаты в отдельных видах силовых тестов.
Проведя статистическую обработку данных по 30 мальчикам и девочкам в
четырех видах тестов за период с 2003 по 2005 гг., я на всех графиках за
исключением теста на силу мышц брюшного пресса (выполнять в течение 1
мин с положением рук за головой) обнаружила заметный спад после летних
каникул. Это вполне естественно, поскольку только очень сильная личная
мотивация или жесткий контроль со стороны родителей могут заставить
ребенка посвятить свой отдых способу повышения физических качеств.
С 1 сентября школьники постепенно входят в учебную колею, и в
зависимости от возраста и темперамента ребенка период адаптации
составляет 2—4 недели. Осенью занятия, как правило, проводят на свежем
воздухе, и они посвящены легкой атлетике и контрольному тестированию.
Домашние задания в это время целесообразно давать не в комплексе, а с четкой
целевой установкой. Например: «На следующей неделе зачет по бегу на 1000 м,
поэтому постарайтесь научиться пробегать в медленном темпе дистанцию
примерно такой же и большей длины без перехода на шаг, начав с 5 мин и
прибавляя ежедневно по 1 мин. Старайтесь контролировать свое дыхание и
болевые ощущения в области правого подреберья. Помните, что боль возникает
изза нетренированности вашей печени, и постарайтесь акцентировать внимание
на дыхании именно для профилактики неприятных ощущений». Таким же
образом ребята готовятся самостоятельно к бегу на короткие дистанции,
отрабатывая низкий старт и стартовое ускорение, к метанию теннисного
мяча или прыжкам в длину.
В сентябре и октябре стоит еще достаточно теплая погода и дети, поскорее
выполнив текущие домашние задания по учебным предметам, стараются как
можно больше времени провести со своими сверстниками на улице. В этот
период о гиподинамии не может быть и речи: ребенок полностью
удовлетворяет потребности своего растущего организма за счет игр и
беготни на улице.
В конце октября занятия по физической культуре переносят в спортивные
залы. Для прогулок после уроков времени остается все меньше: темнеет
рано, теплая одежда сковывает движения, и двигательная активность резко
снижается. Долгий период до весны необходимо заполнить дополнительными
занятиями, позволяющими не только возместить дефицит двигательной
активности, но и постараться извлечь из заданий на дом максимальнуюпользу для целенаправленного развития физических качеств учащихся.
Именно поэтому я считаю, что круговую тренировку при выполнении
домашних заданий наиболее приемлемо использовать с ноября по март
включительно. Причем подбор упражнений в комплексах должен отвечать
требованиям программного материала на данный отрезок времени. Например,
учитывая,
что в декабре предстоят опорные прыжки через
гимнастического козла «ноги врозь», я ввожу в комплекс упражнений для
VII класса упражнение «вынос прямых ног за линию кистей из положения
упор присев». Сдача нормативов включает в себя наклоны вперед (тест на
гибкость), поэтому в мартовские комплексы круговой тренировки я ставлю
помимо силовых 1—2 упражнения на растягивание задних мышц бедер.
Домашнее задание, проводимое по методу круговой тренировки, служит в
основном развитию силы.
На уроках предлагаю комплексы из 4—5 станций, выполняемые фронтально.
При занятиях на улице это разновидности перемещений, упражнения в
парах, силовые и др. При плохой погоде, работая в спортивном зале, мы
используем скакалки, гимнастическую стенку, гимнастические скамейки. В
процессе совершенствования и адаптации к нагрузкам количество упражнений
или время их выполнения постепенно увеличивается.
Каждый школьник приносит на урок тетрадь и оформляет «Дневник са
моконтроля», с которым ему предстоит работать в течение ряда лет.
Помимо комплексов круговой тренировки в этом дневнике найдут место
личные спортивные достижения, результаты тестирований, построенные
учениками диаграммы динамики развития их двигательных качеств. В
старших классах школьники примут участие в разработке индивидуальных
комплексов круговой тренировки для коррекции фигуры и развития
физических качеств на основе показателей тестов.
Дети записывают определения терминов, которые будут необходимы в нашей
работе (определения сформулированы мной в расчете на десятилетнего
ученика).
Круговая тренировка (КТ) — комплекс упражнений, выполняемых заданное
количество раз в неизменном порядке при определенном числе повторов. КТ
можно проводить, исходя из количества заданных упражнений или из
выполнения их за определенный промежуток времени.
Максимальный тест (МТ) — количество правильно выполненных за 30 с
упражнений на каждой станции данного комплекса. МТ1 проводится в
начале каждого нового комплекса круговой тренировки для определения ин
МТ2 — в конце цикла круговой
дивидуальной исходной нагрузки;
тренировки для определения прироста показателей по каждому из упражнений
выполненного комплекса.
Исходная нагрузка — результат деления показателей МТ1 на 2 (или 4),
с которого начинаются самостоятельные занятия.Шутливый девиз спортсменов, применяемый для развития силы: «Делаю,
сколько могу, а потом еще три раза», возможно, и уместен для достаточно
физически развитых людей, но при занятиях с детьми он вряд ли
подходит: энтузиазм ребят может привести к нежелательным последствиям.
Именно поэтому при расчете исходной нагрузки результаты МТ1 ученики из
группы слабо подготовленных будут делить на 4, а не на 2, что позволит им
обеспечить более плавный переход к нагрузке и сосредоточить внимание на
правильности выполнения упражнений.
Рассмотрим, как надо распределять нагрузку по дням в течение месяца,
чтобы обеспечить достижение максимального результата и не допустить
перегрузки. В первые 7 дней количество повторений каждого упражнения
комплекса ежедневно увеличивается на 1, поэтому в конце недельного цикла
нагрузка на каждой станции возрастет на б единиц.
По окончании тренировки показания пульса заносят в соответствующую
графу. На второй день второго недельного цикла нагрузка на каждой
станции комплекса снова возрастает на 1, и так до конца недели. На третьей
и четвертой неделе занятия проводят по той же схеме — возвращение к
исходной нагрузке в первый день недельного цикла, но при возрастании
числа кругов в тренировке (3 круга на третьей неделе самостоятельных
занятий, 4 — на четвертой).
Уникальность круговой тренировки — в ее дифференцированности, дающей
возможность индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от
уровня его физического развития и релаксации при заданной нагрузке. Для
этого достаточно подобрать оптимальное соотношение работы и отдыха (пауз)
между кругами во время тренировки. На первом занятии объясняю
учащимся связь между показателем ЧСС и самочувствием человека. Напо
минаю, что пульс 30 ударов и более за 10 с говорит о нежелательной
перегрузке, которой следует избегать, применяя паузы для расслабления. Я не
рекомендую делать паузы между кругами более 3 мин, иначе при повторном
подходе может улучшаться техника выполнения, но не качества силы и
выносливости. Сильные ребята при нормальном пульсе работают без перерывов
во втором и третьем недельном цикле, менее подготовленные занимаются по
своей методике. Например: отдых 1 мин после первого круга, 1,5 мин после
второго, 2 мин после третьего (вариант для последнего, четвертого
недельного цикла).
Или же ученик обманывал сам себя: вносил в таблицу «липовые» данные
пульса и ничего не делал весь месяц (редко, но случается). Когда же
результат падает, это почти всегда связано с травмой или продолжительной
болезнью.
После выполнения работы собираю дневники самоконтроля на проверку.Оценку ставлю с учетом правильности расчетов, оформления схемы и
таблицы. Что же касается улучшения результатов, то их прирост определяю
во время текущих зачетов, которые провожу в спортивном зале 3—4 раза в
год. Все достижения моих учеников фиксирую в «Таблицах результатов»,
которые веду для каждого класса.
Несколько слов о дополнительных тестах. Я рекомендую школьникам, у
которых относительно слабо развиты двигательные качества, проводить
пульсомитрию в конце каждого недельного цикла, что позволяет им сравнивать
данные своего пульса в свете адаптации к высокой нагрузке.
Используя круговую тренировку, не стоит забывать, что это лишь один
из способов развития двигательных качеств и навыка самостоятельного
применения нагрузки и самоконтроля. Нельзя замыкаться только на оценках и
выполнении нормативов. Если ребенок со слабым физическим развитием
благодаря своим регулярным самостоятельным занятиям начинает улучшать
показатели, то заработанная им оценка «10» за прогресс в личных дости
жениях, думаю, с моральной точки зрения так же правомерна, как и такая же
оценка, выставленная ученику с отличными данными, отработавшему на
сверхпрограммный результат. Необходим стимул к самосовершенствованию.
Любой из нас — неповторимая индивидуальность, и все же слабых и сильных
физически людей объединяет безграничность процесса самопознания и
самосовершенствования.
При правильно разработанном теоретическом базисе и умении применять
свои знания на практике каждый ребенок, выполняя домашнее задание, при
известной доле самолюбия и упорства в состоянии достичь высоких по
казателей в развитии своих волевых и физических качеств. И именно
круговая тренировка как эффективное и доступное средство может помочь в
решении этой задачи.
В заключение приведены примерные комплексы круговой тренировки,
используемые для домашних заданий учащимися V—VII классов с ноября по
март.
НОЯБРЬ
1.Прыжки через короткую скакалку.
2.Наклон вперед с прямыми ногами.
3.Отжимания от пола.
4. «Велосипед».
ДЕКАБРЬ
1.Прыжки через короткую скакалку.
2. «Складка».
3.Отжимания от пола.
4.Выпрыгивание из приседа.
ЯНВАРЬ
1.Прыжки горнолыжника.
2.Наклоны вперед со скручиванием туловища.3.Отведение руки в упоре.
4.Подьем ног с медленным опусканием.
ФЕВРАЛЬ
1.Прыжки в приседе.
2.Наклон вперед с захватом коленей.
3.Усложненные отжимания ноги на возвышенность.
4.Сед на бедро.
ЯНВАРЬ
1.Прыжки: по 4 на пр.,по 4 на лев.
2.Наклоны вперед.
3.Выпрыгивание из приседа.
4.Отжимания от пола.