Домашняя образовательная среда: особенности и возможности обучения в дистанционном режиме.
Выступление на семинаре-практикуме в рамках РМО
педагогов-психологов образовательных организаций Хивского района
25.11.2019
Ибрагимов Г.А. педагог психолог МКОУ « Ашага- Яракская СОШ»
Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с учащимися на расстоянии.
Что такое дистанционное обучение и как оно проходит?
Дистанционное образование представлено комплексом образовательных услуг, осуществляемых с помощью цифровых систем и электронных ресурсов (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].
Все задания можно выполнять на своем компьютере.
В расписании планируется вся работа учащегося по каждому предмету.
Указываются темы, которые необходимо изучить, и задания, которые необходимо выполнить, время проведения онлайн-уроков, сроки выполнения тестов, контрольных и практических работ.
Форы дистанционного обучения [2].
• видеоуроки;
• чаты с преподавателями;
• онлайн-тестирование;
• телеконференции;
• прослушивание аудиоинформации.
Обучающиеся работают через:
• электронно-информационные ресурсы;
• персональные сайты преподавателей;
• систему дистанционного тестирования.
Положительные отрицательные стороны дистанционного обучения:
· обучаться на своем компьютере;
· обучаться в любое время;
· обучаться в любом месте;
· обучаться в спокойной обстановке.
Сохранение активности ребенка и поддержание возможностей организации его произвольного внимания и поведения требует структурированного и осмысленного порядка домашней жизни. Привычный, предсказуемый уклад жизни облегчает ребенку переключение с одного занятия на другое, и, во-многом, снимает трудности его произвольной организации.
Обучение может поддерживаться вовлечением ребенка в адекватные его уровню видеоуроки, видеоэкскурсии, тренировки и т.п. [2].
Отрицательные стороны дистанционного обучения:
· необходима сильная мотивация;
· отсутствие развития коммуникативных способностей;
· отсутствие знаний компьютерной системы;
· отсутствие технической возможности дистанционного обучения;
· недостаточно разработана система обратной связи (контроля учебного процесса).
Детям трудно включиться и осуществлять продуктивную учебную деятельность в новых условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычного стереотипа классного занятия. Родителям приходится полностью брать на себя организацию и дозирование учебной деятельности ребенка, имеющего выраженные трудности в организации произвольного внимания и поведения, высокую утомляемость и пресыщаемость и определенные сложности в усвоении учебного материала,
Вынужденное снижение уровня активности ребенка, часто совпадающее с его собственными установками, отмена посещения школы и внешкольных занятий при отсутствии компенсирующих усилий могут иметь отрицательные последствия – привести позднее к трудностям возвращения к привычным ритму жизни и школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов [2].
Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции разработаны рекомендации для подростков, их родителей и педагогов. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1803
Методические рекомендации по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанные Институтом коррекционной педагогики РАО.
Специалистам:
• рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями);
• памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
• особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.
Родителям:
• особенности организации дистанционной работы детей с ЗПР.
• рекомендации родителям по организации развивающих занятий;
• рекомендации по организации домашнего режима в условиях дистанционного обучения ребенка с РАС;
• рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи;
• особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2). [2].
Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность, что требует от обучающихся большой самоотдачи и самобилизации собственных сил.
В сложившейся ситуации сохранение активности ребенка в обучении, так же, как и его вовлечение в осмысленный уклад домашней жизни, полностью зависит от близких людей, которые, в свою очередь, также нуждаются в консультациях и поддержке. Поэтому необходим регулярный дистанционный контакт со специалистами, чтобы оперативно обсуждать возникающие трудности.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий. Электронный ресурс: https://edu.gov.ru/distance
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.