ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»
Домашняя работа по психологии
Тема 2: Социальная психология
Выполнила:
Михайлова Анжела Романовна
МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Санкт-Петербург
2021 год
1) Что выступает предметом изучения в социальной психологии.
Предметом изучения в социальной психологии выступают:
- социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, т.е. социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются и существуют в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, социальную микро- и макросферу в целом;
- феномены взаимодействия между людьми; общение как одна из форм этого взаимодействия, которое как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также — межгрупповым;
- социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований, коллективных субъектов, не сводимых ни к индивиду, ни к их «сумме»;
- массовые психические явления, субъектами которых являются средние и большие социальные группы: общественные и социальные нормы, стереотипы, (например, паника, слухи, массовые страхи, обычаи и традиции);
- собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и на общности участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
2) Заполните таблицу: Социально-психологическое исследование
Критерии |
Сущность |
Специфика социально-психологического исследования |
- использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей); - социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; - неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; - обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей; - связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами). |
Источники информации |
- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; - характеристики индивидуального и группового сознания; - характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности; - отдельные события, состояния социального взаимодействия. |
Методы, применяемые для сбора эмпирических данных |
Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки. Существуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты). |
3) Заполните таблицу: Основные направления социальной психологии
Направление |
Ведущие представители |
Сущность |
Психоанализ и неопсихоанализ |
3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм |
Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения |
Бихевиоризм |
Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер |
Человек — совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди |
Гештальт- психология |
М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Хайдер |
Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей |
Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Г. Блумер |
Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей |
Когнитивизм |
Д. Бродбент, Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, JI. Фестингер, Ч. Осгуд |
Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивидов |
Гуманистическая психология |
Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс |
Человек — уникальная, открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала |
Необихевиоризм |
Г. Оллпорт, В. Ламберт, Р. Бейлз, Г. Хоманс, Э. Мэйо, К. Халл, Б. Скиннер, И.П. Павлов |
Была изменена основная формула поведения, ввелись промежуточные переменные (N) в традиционную формулу «стимул — реакция» (S —> N—> R). Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях, на вопросах методики исследования. В повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и, в особенности между, рабочими и руководителями. Были разработаны теории: фрустраций, агрессии, социального обмена. С позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает подкрепление. |
Неофрейдизм |
К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм |
В отличие от раннего фрейдизма они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений. Были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением. |
4) Назовите психологические составляющие социализации личности.
С психологической точки зрения социализация имеет два аспекта существования и соответственно два ракурса научного рассмотрения:
1) процессы усвоения (активного присвоения, овладения) индивидом, единичной личностью существующего и доступного социального опыта;
2) воспроизведение, активное индивидуальное исполнение (внешнее и внутреннее) части этого опыта конкретной личностью.
Психологические составляющие социализации личности.
Первый психологический компонент — усвоение системы ценностей, предпочтений, идеалов, системы принятых оценочных категорий, личностных целей и всевозможных престижных устремлений, т.е. в конечном счете, выбор и принятие источников и побудителей человеческой активности, поведения, деятельностей. Эту сферу можно назвать потребностно-смысловой, ценностной и отнесенной к психологически стержневой личностной особенности — к направленности личности. Здесь задаются не только направления поведения и деятельностей, но и общественно одобряемые значения и разумные смыслы всего, что происходит с личностью и с обществом, с миром.
Вторая составляющая социализации — овладение образцами и правилами поведения, способами и средствами реального действования и взаимодействия в сообществе людей, формирование привычек, целостного образа или стиля жизни, оформление ее устойчивой психологической стратегии. Это сфера условно исполнительная, экспрессивная, поведенческая, в которой удовлетворяются и воспроизводятся потребности, мотивы и личностные смыслы, создаются новые устремления и ценности, осуществляется межличностное взаимодействие и общение, реализуется само существование и возможное психическое развитие личности.
Третий психологический компонент социализации — образование и функционирование психологической (эмоциональной, сознательной) связи с другими людьми, возникновение субъективных (пристрастных) отношений с обществом и привязанностей к обществу, социальная идентификация личности, нахождение и принятие своего места в обществе и в жизни. Это становление и прижизненная динамика двухплоскостной сферы сознания и самосознания личности. Это всевозможные проявления психологической привязанности к миру, к жизни и бытию, обозначение личностной пристрастности, подчеркнутой индифферентности либо «переживаемости» событий, т.е. выражение субъективной связи с реальным миром и ее оценок, принятых личностью.
5) В чем заключается результат социализации личности?
Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Таким образом, в процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
6) Назовите стадии социализации личности (по Г.М. Андреевой).
Г. Андреева выделяет три стадии социализации – дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход).
Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:
- ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);
- игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
- групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;
- обучение.
Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.
Специфика послетрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.
7) Назовите основные отличия различных институтов социализации.
Семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.
Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям.
Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, образ жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.
8) Дайте характеристику следующим межличностным отношениям: общение, понимание, совместная деятельность.
Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
Различают три функции общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Ф. Ломов).
В понимании важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойству личности, позволяющему отмечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, включающая особенности познавательных процессов, а также жизненный и профессиональный опыт личности.
В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензитивность связана со способностью человека адекватно воспринимать собеседника, одновременно понимая содержательные характеристики его личности и ситуацию общения. Теоретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных концептуальных представлений для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение. Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцированием ее от общих характеристик групп.
Совместная, или распределенная, деятельность предполагает наличие совместного воздействия на общий предмет деятельности, а также воздействие участников совместной деятельности друг на друга.
В совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:
- содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;
- противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;
- уклонение от взаимодействия, активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.
Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия.
Сотрудничество — оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.
Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.
Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
9) Назовите компоненты и социальные функции профессиональной педагогической деятельности.
Компоненты социально-педагогической деятельности (по И. Сапожникову):
1. Целевой или компонент целеполагания как основной компонент социально-педагогической деятельности требует определения целей деятельности, которые необходимо решить специалисту. Главная цель определяет направление социально-педагогической деятельности.
2. Мотивационный компонент. Мотивация – это движущая сила человеческого поведения Определение мотивационной готовности клиента (ребенка) к процессу должна включать дерево целей: «хочу-могу-делаю-получаю».
3. Социально-педагогическая деятельность по своей сути является коммуникативной. Под коммуникативным компонентом понимают взаимодействие социального педагога и ребенка, целью которой является оптимизация механизмов функционирования индивида или социальной группы. Коммуникация определяется стилем общения с различными категориями людей: застенчивыми, агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, желающими к разговорам, и теми, кто ищет справедливости и с теми, кто ее требует.
4. Процессуальный компонент - это конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии. Задачей технологии является разработка методик результативного целенаправленного воздействия.
5. Результативный компонент включает мониторинг и оценку выполненной работы. Целью мониторинга в первую очередь является определение эффективности мероприятий, введенных в план реализации социально-педагогической деятельности. Оценка выполнения социально-педагогической деятельности проводится для того, чтобы убедиться, насколько успешно или нет происходит выполнение задач.
Основными компонентами СПД (по М. А. Галагузовой) выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Социальные функции педагога:
· Образовательная, развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию
· Коммуникативная функция-общение с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
· Организаторская функция. организацию деятельностью учащихся
· Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности
· Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.
· Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т. д.
· Стимулирующая.
10) В чем заключаются социальные цели образования?
Основные цели и задачи образования
Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
- непрерывность образования в течение всей жизни человека;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
- преемственность уровней и ступеней образования;
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
- академическую мобильность обучающихся;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- противодействие негативным социальным процессам;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
11) В чем заключаются основные причины социальных конфликтов?
Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.
Причинами социальных конфликтов может оказаться несовместимость интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.
Причиной социальных конфликтов может стать несовместимость индивидуальных и общественных ценностей.
Основными социальными предпосылками конфликтов являются:
1) Социальное неравенство — т. е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальная позиция людей и характер их притязаний зависят от доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, угасанию многих стимулов творческой деятельности и инициативы.
2) Социальная дезорганизация. Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям. Однако бывают настолько угрожающие кризисные ситуации, что социальная система впадает в состояние тотального хаоса и разлада. В таких случаях нарушается сложившийся привычный баланс между процессами разрушения и созидания, начинается коллапс общественного производства, кризис политической власти, обесцениваются и теряют свою привлекательность базовые идеологемы и принятые моральные и культурные нормы.
3) Культурная неоднородность — т. е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, различных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).
4) Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связаны воедино в феномене социальной депривации. С. В. Соколов определяет депривацию как противоречие между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать: «депривация — это расхождение между интересами-ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их удовлетворения на практике».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.