Домашняя работа по социальной психологии
Оценка 4.6

Домашняя работа по социальной психологии

Оценка 4.6
Домашняя работа
docx
02.01.2022
Домашняя работа по социальной психологии
соц псих дз.docx

 

 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа по психологии

Тема 2: Социальная психология

 

 

 

 

 

Выполнила:

Михайлова Анжела Романовна

МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2021 год

 

1)    Что выступает предметом изучения в социальной психологии.

Предметом изучения в социальной психологии выступают:

- социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений, т.е. социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются и существуют в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, социальную микро- и макросферу в целом;

- феномены взаимодействия между людьми; общение как одна из форм этого взаимодействия, которое как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также — межгрупповым;

- социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований, коллективных субъектов, не сводимых ни к индивиду, ни к их «сумме»;

- массовые психические явления, субъектами которых являются средние и большие социальные группы: общественные и социальные нормы, стереотипы, (например, паника, слухи, массовые страхи, обычаи и традиции);

- собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и на общности участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

2) Заполните таблицу: Социально-психологическое исследование

Критерии

Сущность

Специфика социально-психологического исследования

- использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей);

- социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

- неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

- обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей;

- связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).

Источники информации

- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

- характеристики индивидуального и группового сознания;

- характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности;

- отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые для сбора эмпирических данных

Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки. Существуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).

 

3) Заполните таблицу: Основные направления социальной психологии

Направление

Ведущие представители

Сущность

Психоанализ и неопсихоанализ

3. Фрейд, К. Юнг,

А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм

Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения

Бихевиоризм

Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер

Человек — совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди

Гештальт-

психология

М. Вертхаймер,

В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Хайдер

Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей

Символический

интеракционизм

Дж. Мид, Г. Блумер

Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей

Когнитивизм

Д. Бродбент,

Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли,

JI. Фестингер, Ч. Осгуд

Знания, представления, образы, ситуации и характер протекания познавательных процессов определяют поведение индивидов

Гуманистическая психология

Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс

Человек — уникальная, открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала

Необихевиоризм

Г. Оллпорт, В. Ламберт, Р. Бейлз, Г. Хоманс,

Э.      Мэйо, К. Халл, Б. Скиннер, И.П. Павлов

Была изменена  основная формула поведения, ввелись промежуточные переменные (N) в традиционную формулу «стимул — реакция» (S —> N—> R). Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях, на вопросах методики исследования.

В повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и, в особенности между, рабочими и руководителями.

Были разработаны теории: фрустраций, агрессии, социального обмена. С позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает подкрепление.

Неофрейдизм

К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм

В отличие от раннего фрейдизма они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений. Были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

 

4) Назовите психологические составляющие социализации личности.

С психологической точки зрения социализация имеет два аспекта существования и соответственно два ракурса научного рассмотрения:

1) процессы усвоения (активного присвоения, овладения) индивидом, единичной личностью существующего и доступного социального опыта;

2) воспроизведение, активное индивидуальное исполнение (внешнее и внутреннее) части этого опыта конкретной личностью.

Психологические составляющие социализации личности.

Первый психологический компонент — усвоение системы ценностей, предпочтений, идеалов, системы принятых оценочных категорий, личностных целей и всевозможных престижных устремлений, т.е. в конечном счете, выбор и принятие источников и побудителей человеческой активности, поведения, деятельностей. Эту сферу можно назвать потребностно-смысловой, ценностной и отнесенной к психологически стержневой личностной особенности — к направленности личности. Здесь задаются не только направления поведения и деятельностей, но и общественно одобряемые значения и разумные смыслы всего, что происходит с личностью и с обществом, с миром.

Вторая составляющая социализации — овладение образцами и правилами поведения, способами и средствами реального действования и взаимодействия в сообществе людей, формирование привычек, целостного образа или стиля жизни, оформление ее устойчивой психологической стратегии. Это сфера условно исполнительная, экспрессивная, поведенческая, в которой удовлетворяются и воспроизводятся потребности, мотивы и личностные смыслы, создаются новые устремления и ценности, осуществляется межличностное взаимодействие и общение, реализуется само существование и возможное психическое развитие личности.

Третий психологический компонент социализации — образование и функционирование психологической (эмоциональной, сознательной) связи с другими людьми, возникновение субъективных (пристрастных) отношений с обществом и привязанностей к обществу, социальная идентификация личности, нахождение и принятие своего места в обществе и в жизни. Это становление и прижизненная динамика двухплоскостной сферы сознания и самосознания личности. Это всевозможные проявления психологической привязанности к миру, к жизни и бытию, обозначение личностной пристрастности, подчеркнутой индифферентности либо «переживаемости» событий, т.е. выражение субъективной связи с реальным миром и ее оценок, принятых личностью.

5) В чем заключается результат социализации личности?

Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Таким образом, в процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

6) Назовите стадии социализации личности (по Г.М. Андреевой).

Г. Андреева выделяет три стадии социализации – дотрудовая, трудовая и послетрудовая (социологический подход).

Дотрудовая стадия охватывает детский, подростковый и юношеский возраст и имеет несколько самостоятельных этапов:

- ранней социализации (имитации и копирования детьми поведения взрослых);

- игровой деятельности, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

- групповых игр, на которых дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей;

- обучение.

Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта.

Специфика послетрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.

7) Назовите основные отличия различных институтов социализации.

Семья и дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривалась как важнейший фактор и инструмент социализации. Именно здесь дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысляют первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает влияние на формирование у детей образа «Я». Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм, от национальной и социальной принадлежности.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, она сама по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа должна подготовить человека к жизни в обществе в целом. Школа задает ребенку образы и образцы гражданина и тем способствует (или препятствует) его вхождению в общественную жизнь. Школа расширяет возможности и умения ребенка в сфере общения и взаимодействия, что выступает как важнейший момент социализации. Привлекательность среды сверстников заключается в том, что она относительно независима от взрослых, а иногда и противоречит им.

Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям.

Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, образ жизни. Личность формируется в целостном обществе: макросреде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

8) Дайте характеристику следующим межличностным отношениям: общение, понимание, совместная деятельность.

Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. В общении происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

Различают три функции общения: информационно-коммуникативную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную (Б.Ф. Ломов).

В понимании важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойству личности, позволяющему отмечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, включающая особенности познавательных процессов, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензитивность связана со способностью человека адекватно воспринимать собеседника, одновременно понимая содержательные характеристики его личности и ситуацию общения. Теоретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных концептуальных представлений для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение. Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцированием ее от общих характеристик групп.

Совместная, или распределенная, деятельность предполагает наличие совместного воздействия на общий предмет деятельности, а также воздействие участников совместной деятельности друг на друга.

В совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

- содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей;

- противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними действий;

- уклонение от взаимодействия, активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаимодействие как наиболее простой его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия.

Сотрудничество — оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Однонаправленное противодействие — один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

9) Назовите компоненты и социальные функции профессиональной педагогической деятельности.

Компоненты социально-педагогической деятельности (по И. Сапожникову):

1. Целевой или компонент целеполагания как основной компонент социально-педагогической деятельности требует определения целей деятельности, которые необходимо решить специалисту. Главная цель определяет направление социально-педагогической деятельности.

2. Мотивационный компонент. Мотивация – это движущая сила человеческого поведения Определение мотивационной готовности клиента (ребенка) к процессу должна включать дерево целей: «хочу-могу-делаю-получаю».

3. Социально-педагогическая деятельность по своей сути является коммуникативной. Под коммуникативным компонентом понимают взаимодействие социального педагога и ребенка, целью которой является оптимизация механизмов функционирования индивида или социальной группы. Коммуникация определяется стилем общения с различными категориями людей: застенчивыми, агрессивными, замкнутыми, недоверчивыми, желающими к разговорам, и теми, кто ищет справедливости и с теми, кто ее требует.

4. Процессуальный компонент - это конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии. Задачей технологии является разработка методик результативного целенаправленного воздействия.

5. Результативный компонент включает мониторинг и оценку выполненной работы. Целью мониторинга в первую очередь является определение эффективности мероприятий, введенных в план реализации социально-педагогической деятельности. Оценка выполнения социально-педагогической деятельности проводится для того, чтобы убедиться, насколько успешно или нет происходит выполнение задач.

Основными компонентами СПД (по М. А. Галагузовой) выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Социальные функции педагога:

· Образовательная, развивающую функцию (педагог развивает познавательные процессы, речь, умения и т. д.), ориентирующую функцию

· Коммуникативная функция-общение с воспитанниками, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.

· Организаторская функция. организацию деятельностью учащихся

· Исследовательская функция, которая реализуется через умения изучать личность воспитанника, группу учащихся, уровень их обученности и воспитанности

· Коррекционная функция связана с тем, что на основе диагностики педагог оценивает результаты учебно-воспитательного процесса, вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.

· Конструктивная функция состоит в том, что учитель создает проекты уроков, внеклассных дел, разрабатывает задания учащимся и т. д.

· Стимулирующая.

10) В чем заключаются социальные цели образования?

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

 

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

 

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

11) В чем заключаются основные причины социальных конфликтов?

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Причинами социальных конфликтов может оказаться несовместимость интересов и целей соответствующих социальных групп. На наличие этой причины указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс.

Причиной социальных конфликтов может стать несовместимость индивидуальных и общественных ценностей.

Основными социальными предпосылками конфликтов являются:

1) Социальное неравенство — т. е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов. Специалисты в области социологии конфликта отмечают, что социальная позиция людей и характер их притязаний зависят от доступа к распределению ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т. д.). Стремление к всеобщему равенству, как показала история, не может рассматриваться как благо, ибо приводит к уравниловке, угасанию многих стимулов творческой деятельности и инициативы.

2) Социальная дезорганизация. Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям. Однако бывают настолько угрожающие кризисные ситуации, что социальная система впадает в состояние тотального хаоса и разлада. В таких случаях нарушается сложившийся привычный баланс между процессами разрушения и созидания, начинается коллапс общественного производства, кризис политической власти, обесцениваются и теряют свою привлекательность базовые идеологемы и принятые моральные и культурные нормы.

3) Культурная неоднородность — т. е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, различных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

4) Объективные и субъективные причины возникновения социальных конфликтов связаны воедино в феномене социальной депривации. С. В. Соколов определяет депривацию как противоречие между субъективными ожиданиями в отношении реализации собственных интересов и объективными возможностями их реализовать: «депривация — это расхождение между интересами-ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их удовлетворения на практике».


 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ООО «ЗНАНИО»

Что выступает предметом изучения в социальной психологии

Что выступает предметом изучения в социальной психологии

Источники информации- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; - характеристики индивидуального и группового сознания; - характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности; -…

Источники информации- характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; - характеристики индивидуального и группового сознания; - характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности; -…

Символический интеракционизмДж

Символический интеракционизмДж

Необихевиоризм Г. Оллпорт,

Необихевиоризм Г. Оллпорт,

Здесь задаются не только направления поведения и деятельностей, но и общественно одобряемые значения и разумные смыслы всего, что происходит с личностью и с обществом, с…

Здесь задаются не только направления поведения и деятельностей, но и общественно одобряемые значения и разумные смыслы всего, что происходит с личностью и с обществом, с…

Назовите стадии социализации личности (по

Назовите стадии социализации личности (по

Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям

Это относится и к другим институтам социализации: трудовому коллективу, референтной группе, различным общественным организациям

Номотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение

Номотетическая сензитивность позволяет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение

Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним

Однонаправленное содействие — один из участников совместной деятельности способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним

Процессуальный компонент - это конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии

Процессуальный компонент - это конкретный выбор содержания и вида деятельности, ее технологии

России; - воспитание патриотов

России; - воспитание патриотов

В чем заключаются основные причины социальных конфликтов?

В чем заключаются основные причины социальных конфликтов?

Социальная дезорганизация. Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям

Социальная дезорганизация. Общество представляет собой систему, то есть организованную целостность, которая обладает способностью самопроизвольно адаптироваться к возникающим трудностям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2022