Домашняя работа " А. Бородин Симфония № 2"

  • Домашняя работа
  • docx
  • 10.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Композитор задумал симфонию в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника. Описание звучания Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема. Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое. Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть. Четвертая часть - повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья Вывод «Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе с делом жизни композитора, посвящено одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Симфония Бородина даже несколько «антисимфонична». Эта симфония не самая известная, но тоже очень актуальна.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Бородин «Богатырская».docx
Е. Валерия, 7В Домашняя работа Бородин «Богатырская» симфония 1. О жанре В симфонии 4 части. Первая из них написана в форме сонатного аллегро. В конце главной партии  утверждается начальный элемент темы. Побочная партия (ре мажор) — нежная, прекрасная  мелодия. Заключительная партия построена в основном на энергичном проведении главной,  богатырской темы в ре мажоре. Разработка строится не на развитии одного образа или конфликте  различных тем, а на смене контрастных эпизодов, которые основаны на темах экспозиции. Переход  от экспозиции к разработке — неторопливый, будто «застывший». Заканчивается этот раздел  разработки ярким, победным проведением плясового мотива главной партии.  2. О композиторе Александр Порфирьевич Бородин ­ русский композитор, учёный — химик и медик. Участник  «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма. Родился 12 ноября  1833 года в Санкт­Петербурге, умер 27 февраля 1887 года. Ещё во время учёбы в Медико­ хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно­ инструментальные ансамбли. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема  величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую  широту и мужественность с глубоким лиризмом. Наиболее значительным произведением  Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального  героического эпоса в музыке. Умер от разрыва сердца. 3. История создания этого произведения Композитор задумал симфонию в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами,   вызванными   как   основными   профессиональными   обязанностями,   так   и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. В этиже   годы   появляются   фрагменты   оперы   «Князь   Игорь»,   в   которой   тоже   очень   сильны «богатырские»   ноты.   Полностью   завершенной   симфония   оказалась   только   в   1876­м.   Ее премьера   состоялась   2   февраля   1877   года   в   одном   из   концертов   Русского   музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника. 4. Описание звучания Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная  тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет,  несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными  духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, —  кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании  героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками,  былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная  тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в  коде части с гигантской силой утверждается первая тема. Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается  из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно  «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет  мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки  бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим  очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний  эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно  уносясь в неведомое. Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна —  легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и  разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор  гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления  валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки  композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное  ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается  первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия  звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.Четвертая часть ­ повторение вступительных тактов переводит непосредственно в  начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском,  жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная  тема сонатной формы — размашистая, буйно­веселая тема в остром синкопированном  ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь­город». Ее  дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна.  Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя  на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной  и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в  замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается  музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья 5. Вывод «Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе с делом жизни композитора, посвящено  одной теме – благородству и величию русского богатыря,  хозяина русской земли и ее защитника. Симфония Бородина даже несколько «антисимфонична». Эта симфония не самая известная, но тоже очень актуальна.