Композитор задумал симфонию в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
Описание звучания
Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.
Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.
Четвертая часть - повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья
Вывод
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе с делом жизни композитора, посвящено одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Симфония Бородина даже несколько «антисимфонична». Эта симфония не самая известная, но тоже очень актуальна.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Е. Валерия, 7В
Домашняя работа Бородин «Богатырская» симфония
1. О жанре
В симфонии 4 части. Первая из них написана в форме сонатного аллегро. В конце главной партии
утверждается начальный элемент темы. Побочная партия (ре мажор) — нежная, прекрасная
мелодия. Заключительная партия построена в основном на энергичном проведении главной,
богатырской темы в ре мажоре. Разработка строится не на развитии одного образа или конфликте
различных тем, а на смене контрастных эпизодов, которые основаны на темах экспозиции. Переход
от экспозиции к разработке — неторопливый, будто «застывший». Заканчивается этот раздел
разработки ярким, победным проведением плясового мотива главной партии.
2. О композиторе
Александр Порфирьевич Бородин русский композитор, учёный — химик и медик. Участник
«Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма. Родился 12 ноября
1833 года в СанктПетербурге, умер 27 февраля 1887 года. Ещё во время учёбы в Медико
хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно
инструментальные ансамбли. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема
величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую
широту и мужественность с глубоким лиризмом. Наиболее значительным произведением
Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального
героического эпоса в музыке. Умер от разрыва сердца.
3. История создания этого произведения
Композитор задумал симфонию в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими
перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и
воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. В этиже годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны
«богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876м. Ее
премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального
общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
4. Описание звучания
Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная
тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет,
несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными
духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, —
кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании
героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками,
былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная
тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в
коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается
из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно
«не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет
мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки
бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим
очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний
эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно
уносясь в неведомое.
Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна —
легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и
разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор
гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления
валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки
композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное
ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается
первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия
звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.Четвертая часть повторение вступительных тактов переводит непосредственно в
начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском,
жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная
тема сонатной формы — размашистая, буйновеселая тема в остром синкопированном
ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царьгород». Ее
дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна.
Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя
на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной
и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в
замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается
музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья
5. Вывод
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе
с делом жизни композитора, посвящено одной теме – благородству и величию русского богатыря,
хозяина русской земли и ее защитника. Симфония Бородина даже несколько «антисимфонична». Эта
симфония не самая известная, но тоже очень актуальна.