На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела- Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее – в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. От царевны будто исходит загадочное и таинственное свечение. Наверное, автор картины специально создал контраст между прекрасной, светлой, чистой девушкой и хмурым, пасмурным небом, которое отражается в море. Возможно, М.А. Врубель таким способом хотел показать, что во мраке всегда находится лучик чего-то доброго и светлого. Образ, изображенный на полотне, так правдоподобен, что глядя на эту картину, хочется верить, что в мире есть что-то сказочное и прекрасное.
Музыка к этой картине, скорее всего, это «третье чудо» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсакова. «Неожиданно мягко, чарующе запела арфа. Плавные, льющиеся арпеджио сопровождают лёгкие аккорды - то ли клёкот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно взметнулся голос скрипки - и появилась Лебедь-птица. Кажется, что её бережно и плавно вынесли льющиеся волны арпеджио арфы. В чистый голос Лебеди всё время вплетаются звуки скрипки. Они словно соперничают с Лебедью в чистоте и выразительности мелодичных переливов музыкальных фраз. Можно ли представить себе Лебедь без музыки? Насколько беднее, суше был бы её пленительный образ, если бы музыка из него исчезла».Синтез музыки изо в домашней работе
« Услышать музыку картины «Царевна лебедь» М.Врубеля»
На создание полотна «ЦаревнаЛебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского
Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной
девыптицы играла Надежда Забела Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз
костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее – в загадочный и манящий
образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «ЦаревнаЛебедь» Врубеля
стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти
бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
Врубель Михаил Александрович художник конца 19, начала 20 века..Родился 17 марта
1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте
и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический
факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию
художеств. В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской
церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на
фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит
иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и
копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона,
образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы
росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой»показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано. В 1889 г.
художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И.
Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.),
иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова. Поначалу
картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его
искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского
мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи.
Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой
родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер
«Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими
являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).
Врубель много раз переписывал эту картину, словно хотел досказать чтото важное. С 1902
г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты,
графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина»
(1904 г.) Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы
над ним Врубель ослеп.
Изображенный на Картине Врубеля сюжет завораживает. Здесь царит какаято
таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера. Главным образом здесь является
прекрасная девушка, которая сошла со страниц волшебной сказки. Умелому художнику
удалось вдохнуть жизнь в сказочный мир. На голове царевны изысканная корона с резными
узорами, усыпанная драгоценными камнями. С ее волос, словно водопад, спадает почти
прозрачная, невесомая вуаль, края которой ушиты серебристыми нитями. Как мастерски
художник передал блеск холодного металла, легкость и воздушность вуали.
За ее спиной два больших крыла. ЦаревнаЛебедь выглядит такой живой и реалистичной.
Кажется, она на мгновение замерла в изящном повороте перед тем, как взмыть в небо.
Невозможно не восхититься нарядом девушки.
Как красива сказочная ЦаревнаЛебедь! Милые, утонченные черты лица, большие глаза,
наполненные блеском, длинные шелковистые волосы, черные брови, которые придают
образу строгости. Кажется, она чемто опечалена, ее лицо прекрасно, но есть в нем чтото
грустное, тоскливое. Такое настроение поддерживается и природой, запечатленной на
холсте. Хмурое небо и мутная, чуть волнующаяся вода создают мрачное настроение.От царевны будто исходит загадочное и таинственное свечение. Наверное, автор картины
специально создал контраст между прекрасной, светлой, чистой девушкой и хмурым,
пасмурным небом, которое отражается в море. Возможно, М.А. Врубель таким способом
хотел показать, что во мраке всегда находится лучик чегото доброго и светлого. Образ,
изображенный на полотне, так правдоподобен, что глядя на эту картину, хочется верить,
что в мире есть чтото сказочное и прекрасное.
Музыка к этой картине, скорее всего, это «третье чудо» из оперы «Сказка о царе
Салтане» РимскийКорсакова. «Неожиданно мягко, чарующе запела арфа. Плавные,
льющиеся арпеджио сопровождают лёгкие аккорды то ли клёкот лебединый, то ли речь
журчащая, ласковая. Трогательно взметнулся голос скрипки и появилась Лебедьптица.
Кажется, что её бережно и плавно вынесли льющиеся волны арпеджио арфы. В чистый
голос Лебеди всё время вплетаются звуки скрипки. Они словно соперничают с Лебедью в
чистоте и выразительности мелодичных переливов музыкальных фраз. Можно ли
представить себе Лебедь без музыки? Насколько беднее, суше был бы её пленительный
образ, если бы музыка из него исчезла».
Источники
http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniyapokartinam/sochineniyapokartinamdrugix
xudozhnikov/sochineniepokartinevrubelyaczarevnalebed
http://musicfantasy.ru/materials/rimskiykorsakovoperaskazkaocaresaltane